По общим вопросам
Боремир Бахарев — куратор профиля «Дизайн среды и интерьера» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. В этом интервью мы поговорили с ним о том, почему паблик-арт всегда требует везения и как хороший проект может годами не находить локацию. Боремир рассказал о своих выставочных и городских проектах, в создании которых принимают участие его студенты, и поделился тем, как за годы преподавания у него сложилось настоящее творческое сообщество — где выпускники становятся коллегами, а студенческие задания перерастают в работы, меняющие городскую среду.
Куратор профиля «Дизайн среды и интерьера» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Дизайнер среды (студия TROFOTODESIGN), участник международных выставок и проектов, лауреат профессиональных конкурсов, член Союза художников России и Санкт-Петербургского Союза дизайнеров.
Сложно точно сказать. В какой-то момент меня заинтересовало искусство. И если про традиционные виды — живопись и скульптуру — что-то было понятно, то про дизайн было очень мало информации. Единственным учебным заведением, связанным с этой специализацией, тогда была Муха (СПГХПА имени А. Л. Штиглица).
Сходив туда какое-то количество раз и посмотрев работы, я решил попробовать. Путь типичный — дни открытых дверей, подготовительные курсы, вступительные. Сначала я поступал несколько раз на графический дизайн. Но однажды зашёл на новую кафедру архитектурного дизайна к знакомым в аудитории и увидел, как они работают с графикой в пространстве, как делают объекты из обычных «найденных» вещей, подсобных материалов. Студенты создавали инсталляции в пространстве и объеме, которые, как мне тогда казалось, могут делать только художники для современных галерей. Понял, что хотел бы этим заниматься — меня очень впечатлили работы.
Программа средового дизайна только формировалась. И студенты, и преподаватели были очень заинтересованы в динамичном развитии. Это был эксперимент и поиск. Мы, помимо учебных проектов, между собой создавали коллаборации и творческие группы. Например, вместе со мной учились и будущие коллеги по нашей Школе дизайна — Андрей Люблинский и Маша Заборовская. Мы создали 100 project design: делали проекты, занимались концептуальным дизайном, участвовали в выставках.
На кафедре можно было посмотреть, как преподаватели делали собственные проекты, работала студия. Конечно, важно, что в Академию уже приезжали известные дизайнеры и выставляли графический и объектный дизайн. Очень запомнилась концептуальная, стильная выставка Massimo Vignelli — это сильно мотивировало всех нас.
У нас был культовый журнал DOMUS. Это итальянский журнал про архитектуру и дизайн, который выпускали с текстами на русском, в нем было много разделов и специализаций. И, конечно, кто мог, привозил зарубежные книги, мы ими делились друг с другом. Ещё был профессиональный журнал «Техническая эстетика», в нем была и теоретическая информация про дизайн. Также помогали библиотеки и специализированные выставки.
В своих творческих группах, параллельно с учебой, мы делали много коммерческих проектов. Например, наша команда 100 project design разрабатывала экспозиционные модули для выставок, оформляла витрины, небольшие кафе, клубы — это был первый опыт работы. Потом, по окончании Академии дизайна, мы с друзьями основали 1.852 Mile studio. Это был тоже отчасти концептуальный проект.
Нет, конечно, до этого прошло пару десятков лет. После окончания Академии дизайна я продолжал заниматься тем же, только активнее. Делал много разных, не похожих друг на друга по задачам и объему проектов, поработал как независимо, так и в нескольких студиях. Мне было интересно работать на стыке дизайна и искусства, участвовать в выставках, где-то даже побеждать.
На моём профессиональном пути преподавание и Школа дизайна появились относительно недавно — 6 или 7 лет назад, когда запустили профиль «Дизайн среды и интерьера» в Петербурге. К этому моменту мне уже хотелось попробовать себя в качестве куратора, и именно здесь, как я увидел, сложился актуальный и современный подход к работе со средой.
В 2000-х годах, к сожалению, было не так много специальных выставок, в которых можно было участвовать, сейчас их гораздо больше. У нас был «Модулор» — почти единственная интересная дизайнерская выставка, причем международная. В ней участвовали все активные творческие силы. В её жюри приглашали известных иностранных дизайнеров, и было, конечно, здорово поучаствовать, получить оценку коллег из Японии, Дании, Китая. У меня есть несколько личных и коллективных наград — это было важно. А в одном из последних «Модулоров» я уже принял участие в качестве жюри. Тоже очень ценный опыт.
Если говорить в общем: они все были интересны и как этап, и как процесс, и как новый опыт. Некоторые мне нравилось делать больше, другие — меньше, но каждый проект обладал уникальной задачей, которую приходилось решать. Мне, как автору, конечно, приятно, когда объекты находят место в городе, а для этого важно, чтобы удачно сложился ряд обстоятельств, над которыми ты не всегда властен.
Например, Compound water object создавался с хорошим конкурсом «Waterfront/Водная линия». Я принял участие и придумал идею, но это лишь первый шаг. В процессе реализации всегда случается очень много нестыковок: долго выбирали локацию, долго не могли её согласовать, не вписывались в бюджет. Эта история в итоге сложилась хорошо, и проект удалось сделать, но были проекты в схожем направлении, которые не воплотились. Всегда в паблик-арте (в любом его проявлении) необходимо немного везения, совпадений. За каждым объектом есть «шлейф» из деталей процесса, а для зрителя, без этого знания, они воспринимаются совсем по-другому.
Я работал в нескольких агентствах, специализирующихся на создании шоу, городских фестивалей и праздников. Сотрудничал с командами современного танца и балета. Вообще, театр и шоу-бизнес очень близки к средовому дизайну: мы работаем над сценографией, декорациями, воплощаем сценарий, переводя его из текста в реальность и объем. Когда я учился, мои однокурсники делали «театральные» дипломы. И сейчас мне нравится, что среди выпускников Школы дизайна есть те, кто выбирает эту сферу для развития, проектирования.
Если отвечать в общем, то это работа с организацией пространства — жилого, городского, музейного и любого, с которым взаимодействует человек. У такой работы есть свои принципы и законы, которым нас тоже учили в свое время и которые мы стараемся передать дальше студентам.
Но каждый куратор нашей Школы дизайна будет передавать их немного по-разному, через призму своего опыта и практической деятельности, которая позволяет переосмыслить стандартные практики и приемы. Мы рассказываем о том, что нам самим важно и интересно, в чем у нас есть опыт и от чего мы получаем вдохновение и энергию, акцентируем на этом внимание и обсуждаем. Я считаю, только так студенты увидят одновременно и индивидуальность, и широту сферы и найдут то, что будет так же сильно захватывать их.
Например, я понимаю, что мой основной интерес сейчас — дизайн объектов разного типа, их взаимодействие друг с другом и с пространством. И я пробую рассказать и объяснить ребятам то, как мне кажется, что формирует среду в прямом смысле. Это и есть environmental design.
Другой определяющий момент в дизайне среды — комплексность решений. Каждый проект — как тотальная инсталляция, которая должна максимально точно взаимодействовать с пространством, в котором она расположена, сценариями, которые будут происходить внутри, и людьми, которые туда попадут. Такое решение требует не только работы с воплощением, но и глубокой проработки концепции. Средовой дизайнер должен художественно мыслить во всех аспектах проекта, в том числе учитывать контекст, который иногда является определяющим.
Мне нравится, что в программе Школы дизайна заложена работа над фантазийными проектами, для которых студенты-первокурсники выбирают любые концепции, без жёстких рамок. Это хороший приём, он практикуется на всех профилях. Впоследствии эта фантастическая реальность уточняется и становится более приземлённой, более близкой к воплощению. Насколько широко развернётся фантазия студентов, зависит скорее от их личных качеств, но мы, конечно, их поддерживаем, стараясь, чтобы они сохранили и свою индивидуальность, способ размышлять, проектировать по-другому.
В качестве куратора я преподаю в основном на первом и втором курсе. Помимо того, что просто нельзя успеть всё, анализируя опыт, считаю, что именно на этом этапе я могу вложить то самое важное и очень ценное, что потом разовьётся в гармоничный творческий процесс.
На третьем курсе я веду вариатив, так что мы с ребятами второго курса не расстаёмся. И в целом мы не перестаём общаться ни во время обучения, ни после выпуска. Так даже интереснее: сначала мы работаем вместе по программе, а потом становимся коллегами и можем обсуждать проекты и говорить на профессиональном уровне. Хочу отметить, в Школе дизайна очень быстро строятся коммуникации.
Если у меня появляются интересные проекты, то я стараюсь привлечь к ним наших студентов и выпускников: мне интересно подключать свежий взгляд, с другим ракурсом, восприятием. И, конечно, работать с активными творческими студентами всегда приятно. Вообще они обычно дико заняты, и чтобы найти подходящее всем время для проекта, должно сложиться много обстоятельств. Но этим летом, например, мы с двумя выпускницами сделали выставочный проект, ждём каких-то результатов.
Одно из главных качеств каждого художника и дизайнера — профессиональная любознательность. Студентам обязательно нужно активно интересоваться и искусством, и трендами, и технологиями. Для этого нужно хотеть и уметь постоянно получать новую информацию, изучать мир вокруг себя, знакомиться с людьми. Из новой информации рождаются новые идеи и новые проекты, а значит, и успешная практическая деятельность. Очень важно учиться, ошибаться (наверное, ещё важнее!), как в широком смысле, так и в профессиональном, осваивать новые программы, пробовать новые техники, никогда не застывать и не останавливаться.
Важно (и это радует), обучение в Школе дизайна направлено именно на создание ярких, индивидуальных проектов, не связанных рамками заказа, чтобы в них проявлялось авторское высказывание. Хотя это занимает время и далеко не всегда выгодно, но именно подобная структура формирует и демонстрирует дизайнера как полноценную творческую единицу.
Тут собралось действительно много профессионалов, и идёт постоянный обмен опытом. Студенты смотрят, какие проекты делают кураторы, кураторы — смотрят проекты студентов. Для многих больших проектов собираются команды из тех, кто учится, учился и преподает на профиле. У всех кураторов очень хорошая коммуникация между собой. У нас сейчас формируется большое, сложное коммуникационное дизайн-сообщество и пространство со множеством пересечений внутри и ответвлениями за пределами Школы — творческое поле города во многом формируется именно нашими коллегами.
В первую очередь, надеюсь, они становятся активными, интересными, творческими людьми. Очень важно, что они могут высказаться профессионально, и в то же время у них есть авторское мнение и видение, которое они выражают в своих работах.
Они могут идти работать в бюро с коммерческими проектами или найти себя в творческой сфере. Сочетание их навыков и концептуального мышления, как мне кажется, найдёт применение во всём, что им интересно. Это могут быть выставочные проекты, театр, музейно-исследовательская деятельность: в их дипломных работах можно увидеть всё разнообразие тем. Часто они выбирают те сферы, где есть место авторскому высказыванию и индивидуальным творческим проектам.
Вопрос скорее не ко мне. А для меня это в первую очередь культурные институции — театры, музеи, экспозиционные проекты. В целом любой проект, у которого есть пространство — внешнее или внутреннее. Выпускники могут применить свои навыки и в интерьерах, и в световом оформлении, и как арт-директора в разработке и организации мероприятий. Здорово, что сейчас есть яркие индивидуальные заказчики, которым нужны необычные решения. Это люди, которым интересно искусство, современный дизайн и авторское высказывание. Многие выпускники работают с архитектурными и интерьерными бюро.
Тем, кто задумывается о выборе профиля «Дизайн среды и интерьера», я советую сначала попробовать ощутить пространство — его разность, логику и масштаб: в театре, на выставке, в музее. В экстерьере или интерьере — неважно. Можно посмотреть большие инсталляции художников, паблик-арт, главное — обращать внимание на среду. Это, наверное, первый важный шаг.
Второй шаг — познакомиться с площадкой (есть такой профессиональный термин). Я считаю, что всем, у кого есть такая возможность, надо прийти на территорию Школы дизайна, на День открытых дверей — посмотреть, поговорить с преподавателями, со студентами. Это самый простой способ, но он часто определяет решение.
И третье — очень здорово, что у нас есть публичное портфолио, в котором любой человек может посмотреть проекты и понять, чем мы занимаемся на каждой дисциплине каждого курса. Для абитуриентов это отличный помощник.
В Школе дизайна НИУ ВШЭ – Нижний Новгород профиль «Коммуникационный дизайн» объединяет тех, кто видит в визуальном языке способ мыслить, рассказывать истории и менять окружающую среду. Куратор Дмитрий Ерофеев рассматривает дизайн не только как профессию, но и как форму искреннего диалога с миром. В своей работе он объединяет креатив, педагогику и веру в новое поколение, которое способно изменить индустрию. Мы поговорили с ним о пути в профессию, преподавании и ценностях, на которых строится хороший дизайн.
В январе 2025 года состоялся очередной выпуск слушателей курса дополнительного профессионального образования «Дизайн интерьера». Мы пообщались с двумя выпускницами — Екатериной Крутой и Ксенией Герусовой — о том, почему они выбрали Школу дизайна, чему научились за год и какие проекты создали.
Подробнее
Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает уникальную для Санкт-Петербурга возможность получить актуальное дизайн-образование.
Обучение построено на проектном подходе и тесном взаимодействии с ведущими профессионалами индустрии. За время учёбы студенты осваивают язык дизайна, пробуют себя в реальной проектной работе и в результате формируют полноценное портфолио, позволяющее им быстро найти себя в профессиональной среде.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.