«Становясь бессознательным / Дрожа / С открытыми глазами / Я вижу тебя / Сдайся»

13 ноября открылась вторая выставка HSE ART Gallery — «Становясь бессознательным / Дрожа / С открытыми глазами / Я вижу тебя / Сдайся». Куратор проекта Саша Буренков, лауреат премии «Инновация» в номинации «Куратор года» (2017). Открытие проекта посетило более 700 человек.

Тизер выставки «Становясь бессознательным / Дрожа / С открытыми глазами / Я вижу тебя / Сдайся» | Режиссер: Никита Иванов / Саундтрек: Андрей Герасимов «I Surrender» / Арт-дирекшн: Александр Буренков

Проект, название которого отсылает к одноименной музыкальной композиции Брайана Ино, представил московскому зрителю работы молодых российских и международных художников,  которые исследуют новую «ритуальность» выставочного пространства и процессы опосредования искусством социальных отношений между людьми с помощью перформативных, хореографических, спортивных, духовных и игровых практик. 

Произведениями этого почти «нематериального» проекта стали события, создаваемые художниками — коллективная квантовая медитация, настольные и кибер-игры, хакерский воркшоп, сатсанг-встречи, сеанс коллективного слушания, занятия по тайцзи, ушу и цигун. Работы такого типа демонстрируют новые партиципаторные художественные формы единения и коммуникации, проявляют чувства общности и сопричастности друг другу, формируя единое коллективное тело зрителя и участника. 

Всего в рамках выставки прошло 16 событий.

К участию в проекте были приглашены ведущие российские представители «нового перформативного поворота», работающие с опытом коллективности. Эти авторы вносят значительный вклад в дискуссию вокруг необходимости переосмысления ритуализированного характера выставок в так называемом контексте западного искусства. Практика художников выставки активно способствует переосмыслению того, что представляет собой сейчас художественный объект и поднимает вопрос о расширении нашего понимания предметов искусства и отношений с ними, тем самым оспаривая многие аспекты, связанные с их документацией, понятиями собственности и невозможностью идентично повторить действие, точно воссоздать конкретную ситуацию или встречу.

В период с 1958 по 1964 годы произошел ставший историческим перформативный поворот – целая плеяда художников, находясь на разных континентах, одновременно обратилась к жанру перформанса. Произошедший в последние годы «новый перформативный поворот» также стал глобальным художественным явлением, обозначающим сдвиг парадигмы, в результате которого перформативные танцевальные, хореографические и спортивные практики все чаще входят в современный музей, демонстрируя новые формы взаимодействия между зрителем и художественным произведением. Зачастую подобные работы самореферентно рассматривают экономические и политические условия этого сдвига. Новые художественные перформативные проекты противятся стандартным критериям производительности художника и демонстрируют сопротивление коммерциализации, охватившей объектный мир искусства, и являются совершенным продуктом нематериальной экономики опыта, где сама память является главным товаром. Развивающаяся во времени и дополняющаяся «следами» и «остатками» перформансов выставка продемонстрировала серию событий и оставшиеся от них следы и жесты, а также инвентарь для перформансов, и стала площадкой для активации современных перформативных практик, выявляющих новые способы нематериального присутствия и невербальной коммуникации.

Участники: Анджело Плессас (Angelo Plessas) / Лу Драго (Lou Drago) / Кирилл Савченков / Филипп Ильинский / Александра Конникова / Албертс Альбертс / Аня Кравченко / Катя Решетникова / Вера Щелкина / Кристина Петрова / Музей практик чувствования / Алиса Смородина / Cофа Скидан / Саша Пучкова / Вик Лащенов / Дмитрий Волков / Актерский Кружок Угнетенных

Куратор: Александр Буренков. Лауреат премии «Инновация» в номинации «Куратор года» за проект «Плановое устаревание» (2017) в рамках параллельной программы V Московской международной биеннале молодого искусства. Член экспертного совета VI Московской международной биеннале молодого искусства (2018) и грантовой программы музея «Гараж» для молодых художников, работающих в сфере актуального искусства (2018).

Подробнее о выставке на русском языке

Подробнее о выставке на английском языке

Филипп Ильинский / Oscillate yourself ether reading

Поэтический ридинг и музыкальный перфоманс с участием живого голоса

Алиса Смородина / «Спекулятивный хакерский воркшоп»

Рекуррентная практика, которая сформировала рабочую группу, занимающуюся исследованием «хаков» фобий и бытовых страхов, связанных со столкновением человека с действительностью

Софа Скидан / Awareness of Unawareness is Awareness

Деконструированная практика йоги, асан и дыхательных техник сопровождающаяся лекцией об отчуждении от человеческого. Перформанс представляет собой совмещение телесной практики и интеллектуального дрейфа, исторического и чувственного опыта познания на разных регистрах восприятия.

Актерский Кружок Угнетенных  / Unity

Cерия воркшопов во время которых участники сформировывали временные сообщества, построенные на принципах равноправия, отсутствие классовых, гендерных, расовых и иных форм возможных притеснений, открытости новому опыту, полном отказе от логики «капиталистического реализма» с целью ослабления его силы.

Аня Кравченко  / «Все, что касается нас»

Голосовая партитура с помощью которой, участники события изучали пространство галереи.

«Становясь бессознательным / Дрожа / С открытыми глазами / Я вижу тебя / Сдайся»

Катя Решетникова, Вера Щелкина, Кристина Петрова / Лаборатория тактильного перформанса «Со-прикосновение»(CO-TOUCH)

Интерактивный перформанс и экспериментальная лаборатория, которые предполагают радикально близкий контакт между перформером и зрителем.

​​​​​​Лу Драго / (Lou Drago) / Suspending Time: Meditations for accessing alternate space/time in music 

Сеанс многочасовой коллективной медитации для достижения временного альтернативного сообщества и альтернативного пространства/времени в музыке, сопровождавшийся авторским диджей-сетом.

Музей практик чувствования / Чувство звука

Опыт посетителей начался с прогулки с завязанными глазами по пространству галереи. Проводники предлагали им различные партитуры восприятия звукового пространства. Каждый посетитель становился композитором за счет смены фокуса внимания и фиксации определенных фрагментов своего опыта в памяти.

​​​​​​Вик Лащенов, Вера Щелкина и Дмитрий Волков  / 24 суперформы

Лаборатория исследования возможностей собственного «супертела»

«Становясь бессознательным / Дрожа / С открытыми глазами / Я вижу тебя / Сдайся»

​​​​​Кирилл Савченков / Фейерверк и Порох

Настольная игра основанная на карточной игре «Коллекция», которую ЦРУ использует для обучения своих аналитиков, чтобы применить различные тактики разведки в разрешении насущных кризисов сегодняшнего дня.

«Становясь бессознательным / Дрожа / С открытыми глазами / Я вижу тебя / Сдайся»

Саша Пучкова / Синтаксис

Эксперимент, представляющий собой систему коммуникации по созданию реальности, внутри которой участник проекта получает возможность отследить механизм восприятия себя в процессе «месседжинга» в социальных сетях.

«Становясь бессознательным / Дрожа / С открытыми глазами / Я вижу тебя / Сдайся»

Александра Конникова и Албертс Альбертс / Ритуал размывания границ

Ритуал размывания границ. От феномена кинестетической эмпатии к бесконечной творческой вариативности коллективного тела

Вик Лащенов / Хор исполнения желаний

Хор исполняющий желания в виде музыкальных произведений

Анджело Плессас (Angelo Plessas) / Noospheric Society

Сеанс «квантовой медитации», иронически интерпретирующий эзотерическую практику теоретика нью-эйджа Хосе Аргуэльеса

Читайте также

Аспирантка получила специальную стипендию им. Е.Т. Гайдара

Дьяченкова Ольга, учащаяся в Аспирантской школе по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, получила специальную стипендия им. Е.Т. Гайдара.

Марион фон Остен: «Я радикальная эмпиристка»

В 2020-м году не стало Марион фон Остен, человека, чье значение для немецкого концептуального и политического искусства имеет чрезвычайно важное значение. Марион — художник, куратор, исследователь и педагог. Ее деятельность была сосредоточена вокруг культурного производства в постколониальных обществах, производству знаний и управлению мобильностью. Публикуем беседу Марион и Василия Мельниченко, записанную в 2013 году во время симпозиума «Networking. Сетевое взаимодействие в кураторском поле».

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт» и «Практики современного искусства». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Специализация

Фотография

Студенты профилей «Брендинг в индустрии моды»«Медиа и дизайн» и «Дизайн и современное искусство» после I курса могут выбрать специализацию «Фотография». В процессе дальнейшего обучения они погружаются в историю визуальной культуры, изучают различные аспекты современной фотографии, приобретают практические навыки для работы над проектами в области искусства, медиа- и модной индустрии.

Подробнее

Профиль бакалавриата

Экранные искусства

Сту­денты бакалаврского профиля «Экранные искусства» специализируются на работе с движущимся изображением: изучают историю и теорию кино, основы кинодраматургии, искусство режиссуры и монтажа.

Как поступить

О галерее

HSE ART GALLERY

Галерея современного искусства HSE ART GALLERY работает на базе Школы дизайна в Москве. Здесь на одной площадке представлены работы актуальных современных художников и студенческие проекты. К организации выставок команда галереи привлекает как преподавателей Школы, так и независимых кураторов, а также представителей ведущих культурных институций Москвы.

Благодаря галерее, у студентов появилась возможность показывать собственные проекты и участвовать в групповых выставках вместе с уже сложившимися и известными авторами, принимать участие во всех организационных процессах, сопровождающих создание каждой выставки галереи.

Подробнее

Школа дизайна НИУ ВШЭ — место встречи самых перспективных художников, дизайнеров, теоретиков искусства, фотографов, видеоартистов Москвы. Профиль делает акцент, в первую очередь, на концептуальной составляющей в работе художника, теоретика искусства и куратора, а также снабжает студентов всеми навыками, необходимыми для интеграции в профессиональную среду и поиска контакта со зрителем.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.