13 декабря 2018

В HSE ART GALLERY прошла выставка в формате серии коллективных практик

13 ноября открылась вторая выставка HSE ART Gallery — «Становясь бессознательным / Дрожа / С открытыми глазами / Я вижу тебя / Сдайся». Куратор проекта Саша Буренков, лауреат премии «Инновация» в номинации «Куратор года» (2017). Открытие проекта посетило более 700 человек.

Тизер выставки «Становясь бессознательным / Дрожа / С открытыми глазами / Я вижу тебя / Сдайся» | Режиссер: Никита Иванов / Саундтрек: Андрей Герасимов «I Surrender» / Арт-дирекшн: Александр Буренков

Проект, название которого отсылает к одноименной музыкальной композиции Брайана Ино, представил московскому зрителю работы молодых российских и международных художников, исследующих новую «ритуальность» выставочного пространства и процессы опосредования искусством социальных отношений между людьми с помощью перформативных, хореографических, спортивных, духовных и игровых практик. Стены выставочного пространства оставались практически пустыми — произведениями этого почти «нематериального» проекта стали события, создаваемые художниками — коллективная квантовая медитация, настольные и кибер-игры, хакерский воркшоп, сатсанг-встречи, сеанс коллективного слушания, занятия по тайцзи, ушу и цигун и многое другое. Экспонатами проекта стал реквизит для проведения перформансов и встреч и документация прошедших акций.

Участники выставки: Анджело Плессас (Angelo Plessas) / Лу Драго (Lou Drago) / Кирилл Савченков / Филипп Ильинский / Александра Конникова / Албертс Альбертс / Аня Кравченко / Катя Решетникова / Вера Щелкина / Кристина Петрова / Музей практик чувствования / Алиса Смородина / Cофа Скидан / Саша Пучкова / Вик Лащенов / Дмитрий Волков / Актерский Кружок Угнетенных

Куратор выставки — Александр Буренков. Лауреат премии «Инновация» в номинации «Куратор года» за проект «Плановое устаревание» (2017) в рамках параллельной программы V Московской международной биеннале молодого искусства. Член экспертного совета VI Московской международной биеннале молодого искусства (2018) и грантовой программы музея «Гараж» для молодых художников, работающих в сфере актуального искусства (2018).

Филипп Ильинский Oscillate yourself ether reading

Поэтический ридинг и музыкальный перфоманс с участием живого голоса

Первым из 16 событий выставки стал поэтический ридинг и музыкальный перфоманс «Oscillate Yourself Ether Reading» аудиохудожника Филиппа Ильинского. Гости открытия погрузились в атмосферу «зоны» из фильма «Аннигиляция» —— место, где ослабляются перцептивные навыки, а интенсивность аудиальных и световых эффектов не дает сориентироваться в искажающемся пространстве. С помощью пульсарного генератора Филипп Ильинский исполнил деструктивный лайв, во время которого участники перформанса зачитывали тексты поэмпродюсера AGF, связанные с идеями феминизма и радикальной экологии. Голоса читающих искажались за счет звукового эффектора, дифракционные голографические очки деформировали зрительное восприятие, помещение галереи заполнялось туманом и световыми эффектами стробоскопа и LED ламп.

Алиса Смородина

Спекулятивный хакерский воркшоп


Спекулятивные хакерские воркшопы — рекуррентная практика, которая сформировала рабочую группу, занимающуюся исследованием «хаков» фобий и бытовых страхов, связанных со столкновением человека с действительностью. Алиса Смородина долгое время аккумулирует знания о выживании в условиях кризиса и постапокалипсиса, рассматривая их как единственный более-менее гарантированный капитав волатильной действительности. В какой-то момент мрачный прогноз постапокалипсиса сменился пониманием: процесс обретения знаний является формой сопротивления действительности. Постапокалипсис, по мнению художницы, можно воспринимать как посткапитализм, и индивидуальная практика выживания в посткапиталистическом мире стала для художницы формой протеста, более приемлемой и действенной, чем лобовое столкновение с властью капитала.

Софа Скидан

Awareness of unawareness is awareness

Разработанный художницей перфоманс видится ей как столкновение нескольких режимов чувствования. Деконструированная практика йоги, асан и дыхательных техник сопровождается расширенной лекцией об отчуждении от человеческого, представляя собой совмещение телесной практики и интеллектуального дрейфа, исторического и чувственного опыта познания на разных регистрах восприятия. Основная цель данной перформативной практики: понять, как мы можем смещать баланс возможностей и распределение способностей внутри практики человечного существования?

Актерский кружок угнетенных

UNITY

Актерский Кружок Угнетенных, он же АКУ — междисциплинарное сообщество людей, инициированное в марте 2018 года и организованное по принципу горизонтальных связей. Название и теоретическая основа заимствованы у знаменитого театрального деятеля Аугусту Боала, основателя «Театра Угнетенных». По Боалу, угнетенные — это фактически все мы, потому что у угнетенного человека нет возможности высказывать свое мнение (в итоге он утрачивает возможность не только говорить, но и мыслить вообще), он подвергается постоянному насилию со стороны власти и неправильно организованной государственной системы, он вынужден выслушивать чужие монологи, даже не вступая в дискуссию. Сложившийся порочный круг может прервать лишь театр, который есть в каждом из нас. Театр — это жизнь, потому что каждую секунду перед нами разыгрывается представление, и мы выбираем: оставаться зрителями или выйти на сцену. Ведь театр — это не только масштабные драматические спектакли, страсти, интриги, но и обычные повседневные ритуалы.

Аня Кравченко

Все, что касается нас (аудио—партитура, длительность 20 минут)

Реквизит к аудио-партитуре Ани Кравченко

Голосовая партитура, записанная художницей, дала возможность переосмыслить ощущения, которое производит пространство галереи на посетителя. Апеллируя к прикосновению как первичному акту признания присутствия, партитура стимулирует обостренное переживание человеком собственного тела в пространстве и движении. Голос художницы от первого лица («я», «мы») предлагает серию образов, которые действуют как концептуальные фильтры и трансформируют реальные кинестетические, аудиальные и визуальные импульсы в потенциал неожиданных для посетителя (слушателя-исполнителя) действий. Ритм и характер звучания голоса проявляет способность аудиовосприятия действовать как тактильный контакт на расстоянии и создает ситуацию, где интимность прикосновения смешивается с социальностью совместного прослушивания. Обостренное «ощущение себя» распространяется одновременно и на других, позволяя переживать время как общее движение, как «невозможность, неопределенность и несовершенство любой политики» (Movement by Giorgio Agamben, 2005).

Катя Решетникова, Вера Щелкина, Кристина Петрова

Лаборатория тактильного перформанса «со-прикосновение» (co-touch)
«Со-прикосновение» (CO-TOUCH) — интерактивный перформанс и экспериментальная лаборатория, которые предполагают радикально близкий контакт между перформером и зрителем. Этот контакт нацелен не на интимность, не на вербальную откровенность, не на эмоциональные привычки во взаимоотношениях, это касание неизвестного, встреча с шумной пустотой между зрителем и перформером, со-прикосновение кожи с пространством. Авторы перформанса хотят навести лупу на процесс прикосновения и увидеть, как много в нем закодировано на разных уровнях: политика тела, разница между активным процессом осязания и отслеживанием сенсорных ощущений, согласие на прикосновение, отсутствие субъекта и объекта, процессы, происходящие без нашего активного участия, граница «себя» и окружающего мира, отсутствие этой границы. Художники предлагают тактильную лабораторию, где посетители смогут пройти тот путь, который проходят перформеры при подготовке к перформансу, исследовать границы и условности контакта, отстраниться и рассмотреть коннотации интимности касания, легитимности выбора, условности свободы, становление взаимоотношений между зрителем и художником, между художником и художественным произведением.

​​Лу Драго

Suspending time: meditations for accessing alternate space/time in music

Отложенное время: медитации для достижения альтернативного пространства/времени в музыке

Лу Драго работает на пересечении современного искусства, саунд-арта и квир-теории, является сооснователем XenoEntities Network (XEN), берлинского кураторского коллектива, который фокусирует свое внимание на изучении квир-, гендерных и феминистских исследований и их взаимодействии с цифровыми и технологическими культурами. Представленный в Москве проект Suspending Time: Meditations for accessing alternate space/time in music («Отложенное Время: Медитации для достижения альтернативного пространства/времени в музыке»), созданный летом 2018 года в Берлине для параллельной программы выставки Welt ohne Außen. Immersive Spaces since the 1960s в музее Мартин Гропиус-Бау, стал продолжением художественных поисков Драго в виде коллективных сеансов медитации и слушания.

Музей практик чувствования

Чувство звука

Медиаторы-перформеры: Евгения Фомина, Катя Решетникова, Лена Штопфен, Аня Симакина, Маша Дугина

С закрытыми глазами лучше слышно, потому что когда открываешь глаза, слышишь что-то совсем другое. Опыт посетителей начинается с прогулки с завязанными глазами по пространству галереи. Проводники предлагают им различные партитуры восприятия звукового пространства. Каждый посетитель становится композитором за счет смены фокуса внимания и фиксации определенных фрагментов в памяти. В результате у каждого складывается своя внутренняя симфония. Посетители переживают этот опыт в группе, но каждый при этом получает опыт переживания одиночества и погружения в себя. Восприятие каждого посетителя неповторимо, оно и является основным инструментом данной работы. Прогулка приводит нас в пространство для групповой звуковой медитации: все посетители располагаются на ковриках в положении лежа. Погружаясь в звук всем телом, посетитель совершает путешествие в бессознательное. В конце практики посетители делятся своими ощущениями, воспоминаниями и создают партитуру своей личной симфонии.

Вик Лащенов, Вера Щелкина, Дмитрий Волков

24 суперформы (в рамках проекта «Лаборатория самозванства»)

«24 суперформы» — это лаборатория исследования собственных возможностей супертела, практика пребывания в новом теле силы и текучести — теле, которое мы сами себе создаем. Она объединяет в себе западноевропейскую культуру героического тела (следы которого можно обнаружить в греческих мифах, комиксах и фильмах Marvel, советских памятниках и т.д.) и восточные практики работы с энергетическими потоками (тайцзы, ушу, цигун). На занятии художники предлагают собравшимся выучить 24 суперформы, а также расскажут о принципах перехода из одной формы в другую при сохранении наполненности тела энергией и её текучести внутри.

Кирилл Савченков

Фейерверк и порох. 12-я биеннале кванджу, 2018 год (настольная игра, инсталляция, перформанс)

В своей новой работе «Фейерверк и Порох», созданной для основного проекта 12-й биеннале в Кванджу, Савченков исследует возможность формирования нового типа «вненаходимости» (или сообществ «вненаходимости») в условиях размывания различий между демократиями и автократиями в цифровую эру. Художник рассматривает новые схемы навигации в неспокойном мире, когда границы между природной данностью и творениями человека, между человеческим и нечеловеческим, телом и интеллектом, политикой и технологией переопределяются, что открывает широкие возможности для гибридных политических режимов и политического насилия. Он рассматривает вопрос об инструментализации концепции «вненаходимости» в новых силовых отношениях, существующих на фоне гибридных войн и информационных автократий. Художник создает настольную игру как для запуска, так и для визуализации этих невидимых процессов. «Фейерверк и Порох» основана на карточной игре «Коллекция», которую ЦРУ использует для обучения своих аналитиков, чтобы применить различные тактики разведки в разрешении насущных кризисов сегодняшнего дня. В свою очередь, «Коллекция» была разработана на основе концепции настольной игры «Пандемия», в которой игроки объединяют усилия в борьбе против смертельно опасных вирусов, готовых распространиться по всему миру.

​​​​​Саша Пучкова

Синтаксис

«Синтаксис» — серия экспериментов, опыт длительностью от 40 до 60 минут, представляющий собой систему коммуникации по созданию реальности, внутри которой рецептор («получатель», участник проекта) имеет возможность отследить механизм восприятия себя в процессе «месседжинга» в социальных сетях, а также сходные процессы у других участников по соседству. В ряде экспериментов художница Саша Пучкова создает ситуацию, в которой можно было бы осознать и прочувствовать органичность нахождения в системе постоянного взаимодействия со своим смартфоном посредством следования партитуре в телеграмм-канале. Каждая реализация проекта имеет свой фокус исследования. Для выставки «Становясь бессознательным / Дрожа / С открытыми глазами / Я вижу тебя / Сдайся» художница предложила сфокусироваться на чувстве безопасности нахождения среди «помех» социальных сетей, месседжинга, онлайн-коммуникации.

Александра Конникова / Албертс Альбертс

Ритуал размывания границ. От феномена кинестетической эмпатии к бесконечной творческой вариативности коллективного тела


Практика Конниковой и Альбертса балансирует между семинаром и ритуалом, во время которого художники добавляют полезную информацию из анатомии и антропологии в той степени, в которой это будет вдохновлять их продолжать двигаться и воспринимать реальность за пределами вербальных концепций. Цель художников — встретиться с феноменом кинестетической эмпатии, где любое впечатление органов восприятия вызывает телесный отклик, и они не мешают ему проявляться через движение-танец. На этом этапе художники предлагают уже больше доверять импульсам, возникающим в теле-пространстве. Отклик перестает быть психосоматической реакцией, он становится непроизвольным творческим действием, которое рождается в таинственном пространстве телесного воображения, удивляющем нас самих. Постоянно изменяющаяся среда в группе практикующих начинает сама генерировать новизну в танце, и это уже не требует индивидуальных усилий. Никто не ведет машину, все катаются, и это совершенно безопасно и безответственно. Такое состояние может продолжаться бесконечно и может быть завершено, свернуто в любой момент без сожаления о недосказанности.

Вик Лащенов

Хор исполнения желаний


«Хор исполнения желаний» — художественный иммерсивный проект, созданный в мае 2018 года Виком Лащеновым. Что может быть общего у заказа молебнов и кабаре? В названии проекта — «Хор исполнения желаний» — заложена языковая игра: хор исполняет желание, создавая перформативное действо и представляя желание в виде исполняющегося в реальном времени музыкального произведения. Для этого служит а капелла хор, состоящий из профессиональных и непрофессиональных артистов, одетых в золотые одежды, напоминающие облачения священнослужителей. Конечно, каждое желание должно быть оплачено. Это могут быть деньги или все, что угодно, — вид оплаты определяется на усмотрение обратившегося. «Хор» выступает в двух разных форматах: в форме концерта, когда все могут слышать исполнение желаний друг друга, и в форме частных сеансов, когда желания исполняются индивидуально.

Анджело Плессас

The noospheric society (Ноосферное общество)

Анджело Плессас — один из пионеров европейской сцены пост-интернет искусства, в последние годы создает проекты, варьирующиеся от коллективных перформансов и резиденций художников до образовательных инициатив и номадических художественных коммун. В рамках Eternal Internet Brotherhood / Sisterhood (2012–2017) художник организовывал встречи с интернет-друзьями и коллегами в отдаленных уголках мира (от шри-ланкийского Сигири до Мертвого моря и острова Анафи), на которых рассматривались вопросы посттехнологической жизни, такие как переоценка жизни в городских районах и духовное воссоединение с природой и древностью. Иногда эти встречи принимают форму более коротких всплывающих событий, таких как «Ноосферное общество», которое объединяет концепции биосферы и киберпространства. На таких встречах участники испытывают новые формы созерцания в среде, в которой человек проходит терапию общей цифровой детоксикации. Впервые проведенные осенью 2016 года в рамках публичной программы перед открытием выставки documenta 14 в Афинах, сеансы «квантовой» медитации «Ноосферного общества», интерпретирующие идеи противоречивого эзотерического теоретика нью-эйджа, художника, основателя Дня Земли, Фонда Закона Времени и Сети планетарного искусства Хосе Аргуэльеса, прошли в Москве в последние дни работы выставки.​​​​​​​

Направление обучения

Современное искусство

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и кинематографистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.

В рамках направления открыты программы бакалавриата и аспирантуры, а с этого года запускается набор на программу магистратуры.

Как поступить

Профиль

Дизайн и современное искусство

Профиль нацелен на подготовку художников в классическом понимании профессии, а также художников-экспериментаторов, занимающихся актуальным искусством, работающих в частности с мультимедийными и mixed-media проектами. Отличием профиля «Дизайн и современное искусство» от программ других российских вузов схожих специальностей является наличие предметов, знакомящих студентов с практической стороной работы в поле современного искусства, например: кураторское мастерство.

Как поступить

Профиль

Кино и видеоарт

В основе профиля «Кино и видеоарт» — формирование у студентов концептуального мышления и неустанная практическая работа над всеми стадиями кинопроизводства — от написания сценарных заявок до монтажа и озвучки. Сту­денты работают с дви­жу­щимся изобра­жением и создают проекты в сфере экранных искусств.

Как поступить

Профиль

Художник и куратор

Школа дизайна НИУ ВШЭ — место встречи самых перспективных художников, дизайнеров, теоретиков искусства, фотографов, видеоартистов Москвы. Профиль делает акцент, в первую очередь, на концептуальной составляющей в работе художника, теоретика искусства и куратора, а также снабжает студентов всеми навыками, необходимыми для интеграции в профессиональную среду и поиска контакта со зрителем.

Как поступить

О галерее

HSE ART GALLERY

Галерея современного искусства HSE ART GALLERY работает на базе Школы дизайна в Москве. Здесь на одной площадке представлены работы актуальных современных художников и студенческие проекты. К организации выставок команда галереи привлекает как преподавателей Школы, так и независимых кураторов, а также представителей ведущих культурных институций Москвы.

Благодаря галерее, у студентов появилась возможность показывать собственные проекты и участвовать в групповых выставках вместе с уже сложившимися и известными авторами, принимать участие во всех организационных процессах, сопровождающих создание каждой выставки галереи.

Подробнее