Выставка группировки ЗИП в HSE ART Gallery

С 30 января по 24 февраля прошла третья выставка HSE ART Gallery — «ПОЛНОЧЬ» группировки ЗИП.

Группировка ЗИП — российская художественная группа, созданная в 2009 году в Краснодаре. В своих работах группировка ЗИП обращается к темам труда, сообщества и самоорганизации, превращая тотальные инсталляции в утопические пространства для работы, отдыха и взаимодействия.

Специально для выставки «Полночь» в HSE ART GALLERY были созданы инсталляция и проектный зал, работу над которым группировка вела совместно со студентами Школы дизайна НИУ ВШЭ. Также, на выставке были представлены работы из ранней серии группировки ЗИП, которые впервые показаны в Москве.

В создании «комнаты социализма» принимали участие: Алиса Блох, Маргарита Варакина, Полина Гисич, Наиля Гольман, Анастасия Дунаева, Катя Мордвинкина, Катерина Муха, Мария Пинус, Алиса Пожарская, Вера Ушкарова, Елизавета Фирсова, Максим Харин, Шуйкова Катя

«Как жить вместе?» — этот вопрос прямо или косвенно присутствует почти во всех работах группировки ЗИП. Их инсталляции часто представляют собой пространства сломанных иерархий, где конструируются новые отношения и коллективности. Проект «Полночь» — стал своего рода обзором таких пространств. Три комнаты отражали три общественных (коллективных) порядка, которые раскрывались последовательно и утопически — капитализм, социализм и коммунизм.

Фоном для первой — капиталистической — части стал торговый центр, где работают, встречаются и живут охранники и продавщицы. Две неизменно гендерных профессии воплотили тотальность свободного рынка с его натянутой маркетинговой улыбкой накрашенных губ и общество контроля, стражи которого готовы каждую минуту вывернуть твои карманы с фонариком. Картины из серии «Всё включено» (2014) были дополнены объектами. Суд, стадион, памятник — типичные приметы российского города, будь то Краснодар или любой другой город, подчинённый извращённой логике развития, где публичная среда для встреч и коллективностей всегда уступает рынку и коррупции. Возможности для взаимодействия в этой комнате отсутствовали намеренно: капитализм — это и фон, и среда, но без возможности что-то изменить. Торговые центры и бронзовые памятники выросли без нашего ведома и, кажется, почти лишили нас последних мест, где можно быть вместе, не вступая в товарно-денежные отношения.



Вырвавшийся из этого вязкого пространства охранник оказался героем следующей части — социалистической. Она воплотилась в свободной общей работе, наделённой всеми качествами «правильной» коллективности — процесс важнее, чем результат, а дружба затмевает конкуренцию. Её выражением стал монтаж выставки, который послужил разделению опыта, уравнял и сплотил: художник превратился в пролетария, а рабочий, напротив, смог реализовать свой творческий потенциал. Эта комната стала почти иконическим воплощением эстетики взаимодействия: пространство, где можно учиться делать и выставки, и вообще — сверлить стенки, вбивать гвозди, колотить подрамники и подиумы. Но интересно, что по отношению к первой части — это своего рода шаг назад: если в капитализме мы видим выставку, уже готовые работы (живопись и скульптуру), то тут — только её монтаж, который никогда не будет закончен.



Лазерный луч — один из главных инструментов экспозиционера — прорубил окно в третью комнату, из социализма в коммунизм. Можно подумать, что в первобытный — вокруг кусты и ягуары, на полу разбросаны кости и черепа, напоминающие человеческие. Керамические скульптуры также отсылали к производству времён первобытного коммунизма, когда изделия из обожжённой глины получили широкое распространение. Но всё не так просто. Антрополог Эдуардо Кон начинает свою книгу «Как мыслят леса» историей о встрече с ягуаром в ночном лесу: спать нужно только на спине, чтобы — когда ягуар подберется совсем близко — посмотреть ему прямо в глаза. В таком случае ягуар обнаружит в человеке субъекта — хищника, а не жертву — и уйдет.

История из жизни обитателей амазонских лесов переворачивает представление о том, как мыслят животные: не только мы можем думать о ягуаре, но и он может иметь какое-то представление о человеке — и чтобы выжить (то есть жить вместе), мы должны принимать это в расчёт. Мир, который описывает Эдуардо Кон, — это мир по ту сторону человека, который включает сотни других субъективностей. Можно сказать, что группировка ЗИП весело интерпретирует этот тезис: парящие в полночи керамические ягуары, груда обезвреженных гранат в углу, заросли фанерных кустов — мир по ту сторону человека стал одновременно прачеловеческим прошлым и красивой утопией, где от тех, кто сделал природу объектом труда и товарно-денежных отношений, остались только кости.


Автор текста: Елена Ищенко

Фото © Митя Лялин

Видео-репортаж с открытия выставки:

Facebook-мероприятие выставки

Направление обучения

Современное искусство

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и кинематографистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.

В рамках направления открыты программы бакалавриата и аспирантуры, а с этого года запускается набор на программу магистратуры.

Как поступить

Профиль

Дизайн и современное искусство

Профиль нацелен на подготовку художников в классическом понимании профессии, а также художников-экспериментаторов, занимающихся актуальным искусством, работающих в частности с мультимедийными и mixed-media проектами. Отличием профиля «Дизайн и современное искусство» от программ других российских вузов схожих специальностей является наличие предметов, знакомящих студентов с практической стороной работы в поле современного искусства, например: кураторское мастерство.

Как поступить

О галерее

HSE ART GALLERY

Галерея современного искусства HSE ART GALLERY работает на базе Школы дизайна в Москве. Здесь на одной площадке представлены работы актуальных современных художников и студенческие проекты. К организации выставок команда галереи привлекает как преподавателей Школы, так и независимых кураторов, а также представителей ведущих культурных институций Москвы.

Благодаря галерее, у студентов появилась возможность показывать собственные проекты и участвовать в групповых выставках вместе с уже сложившимися и известными авторами, принимать участие во всех организационных процессах, сопровождающих создание каждой выставки галереи.

Подробнее