Выставка группировки ЗИП в HSE ART Gallery

С 30 января по 24 февраля прошла третья выставка HSE ART Gallery — «ПОЛНОЧЬ» группировки ЗИП.

Группировка ЗИП — российская художественная группа, созданная в 2009 году в Краснодаре. В своих работах группировка ЗИП обращается к темам труда, сообщества и самоорганизации, превращая тотальные инсталляции в утопические пространства для работы, отдыха и взаимодействия.

Видеорепортаж с открытия выставки:

В создании «комнаты социализма» принимали участие: Алиса Блох, Маргарита Варакина, Полина Гисич, Наиля Гольман, Анастасия Дунаева, Катя Мордвинкина, Катерина Муха, Мария Пинус, Алиса Пожарская, Вера Ушкарова, Елизавета Фирсова, Максим Харин, Шуйкова Катя

«Как жить вместе?» — этот вопрос прямо или косвенно присутствует почти во всех работах группировки ЗИП. Их инсталляции часто представляют собой пространства сломанных иерархий, где конструируются новые отношения и коллективности. Проект «Полночь» — стал своего рода обзором таких пространств. Три комнаты отражали три общественных (коллективных) порядка, которые раскрывались последовательно и утопически — капитализм, социализм и коммунизм.

Фоном для первой — капиталистической — части стал торговый центр, где работают, встречаются и живут охранники и продавщицы. Две неизменно гендерных профессии воплотили тотальность свободного рынка с его натянутой маркетинговой улыбкой накрашенных губ и общество контроля, стражи которого готовы каждую минуту вывернуть твои карманы с фонариком. Картины из серии «Всё включено» (2014) были дополнены объектами. Суд, стадион, памятник — типичные приметы российского города, будь то Краснодар или любой другой город, подчинённый извращённой логике развития, где публичная среда для встреч и коллективностей всегда уступает рынку и коррупции. Возможности для взаимодействия в этой комнате отсутствовали намеренно: капитализм — это и фон, и среда, но без возможности что-то изменить. Торговые центры и бронзовые памятники выросли без нашего ведома и, кажется, почти лишили нас последних мест, где можно быть вместе, не вступая в товарно-денежные отношения.

Вырвавшийся из этого вязкого пространства охранник оказался героем следующей части — социалистической. Она воплотилась в свободной общей работе, наделённой всеми качествами «правильной» коллективности — процесс важнее, чем результат, а дружба затмевает конкуренцию. Её выражением стал монтаж выставки, который послужил разделению опыта, уравнял и сплотил: художник превратился в пролетария, а рабочий, напротив, смог реализовать свой творческий потенциал. Эта комната стала почти иконическим воплощением эстетики взаимодействия: пространство, где можно учиться делать и выставки, и вообще — сверлить стенки, вбивать гвозди, колотить подрамники и подиумы. Но интересно, что по отношению к первой части — это своего рода шаг назад: если в капитализме мы видим выставку, уже готовые работы (живопись и скульптуру), то тут — только её монтаж, который никогда не будет закончен.

Лазерный луч — один из главных инструментов экспозиционера — прорубил окно в третью комнату, из социализма в коммунизм. Можно подумать, что в первобытный — вокруг кусты и ягуары, на полу разбросаны кости и черепа, напоминающие человеческие. Керамические скульптуры также отсылали к производству времён первобытного коммунизма, когда изделия из обожжённой глины получили широкое распространение. Но всё не так просто. Антрополог Эдуардо Кон начинает свою книгу «Как мыслят леса» историей о встрече с ягуаром в ночном лесу: спать нужно только на спине, чтобы — когда ягуар подберется совсем близко — посмотреть ему прямо в глаза. В таком случае ягуар обнаружит в человеке субъекта — хищника, а не жертву — и уйдет.

История из жизни обитателей амазонских лесов переворачивает представление о том, как мыслят животные: не только мы можем думать о ягуаре, но и он может иметь какое-то представление о человеке — и чтобы выжить (то есть жить вместе), мы должны принимать это в расчёт. Мир, который описывает Эдуардо Кон, — это мир по ту сторону человека, который включает сотни других субъективностей. Можно сказать, что группировка ЗИП весело интерпретирует этот тезис: парящие в полночи керамические ягуары, груда обезвреженных гранат в углу, заросли фанерных кустов — мир по ту сторону человека стал одновременно прачеловеческим прошлым и красивой утопией, где от тех, кто сделал природу объектом труда и товарно-денежных отношений, остались только кости.

Автор текста: Елена Ищенко

Фото © Митя Лялин

Читайте также

Самшит. Персональная выставка Алексея Рюмина

Не знаем, о чём уж вы там подумали, прочитав слово «самшит»... Но выставка Алексея Рюмина посвящена одноимённому кустарнику, который для него является метафорой человеческих состояний, меняющихся под воздействием закона. Проект преподавателя Школы дизайна НИУ ВШЭ будет представлен в «Галерее Электрозавод» с 18 по 28 июля.

Медиум как метафора

В повседневном контексте художественного производства под медиумом по-прежнему зачастую понимают «материальные основания» конкретной работы, включая пространственно-временную специфику ее показа (видео, графика, перформанс, инсталляция и т.д.). О постмедиальном состоянии искусства и расширительном понимании термина «медиум» в текстах Розалинд Краусс или работах Пьера Юига рассказывает Валерия Конончук.

Образовательное направление «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и Visual Studies. Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

О галерее

HSE ART GALLERY

Галерея современного искусства на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ — место для развития и поддержки молодого искусства.

HSE ART GALLERY была основана в 2018 году, как место, главная задача которого — помогать студентам совершать первые профессиональные шаги. Вместе с тем мы делаем шаг в сторону сотрудничества с внешними художниками и кураторами, начиная выстраивать партнерство с другими галереями и платформами. С 2024 года галерея существует на двух площадках: в кампусе Школы дизайна на Малой Пионерской и на территории ЦСИ Винзавод.

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.