По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
С 30 января по 24 февраля прошла третья выставка HSE ART Gallery — «ПОЛНОЧЬ» группировки ЗИП.
Группировка ЗИП — российская художественная группа, созданная в 2009 году в Краснодаре. В своих работах группировка ЗИП обращается к темам труда, сообщества и самоорганизации, превращая тотальные инсталляции в утопические пространства для работы, отдыха и взаимодействия.
Видеорепортаж с открытия выставки:
В создании «комнаты социализма» принимали участие: Алиса Блох, Маргарита Варакина, Полина Гисич, Наиля Гольман, Анастасия Дунаева, Катя Мордвинкина, Катерина Муха, Мария Пинус, Алиса Пожарская, Вера Ушкарова, Елизавета Фирсова, Максим Харин, Шуйкова Катя
«Как жить вместе?» — этот вопрос прямо или косвенно присутствует почти во всех работах группировки ЗИП. Их инсталляции часто представляют собой пространства сломанных иерархий, где конструируются новые отношения и коллективности. Проект «Полночь» — стал своего рода обзором таких пространств. Три комнаты отражали три общественных (коллективных) порядка, которые раскрывались последовательно и утопически — капитализм, социализм и коммунизм.
Фоном для первой — капиталистической — части стал торговый центр, где работают, встречаются и живут охранники и продавщицы. Две неизменно гендерных профессии воплотили тотальность свободного рынка с его натянутой маркетинговой улыбкой накрашенных губ и общество контроля, стражи которого готовы каждую минуту вывернуть твои карманы с фонариком. Картины из серии «Всё включено» (2014) были дополнены объектами. Суд, стадион, памятник — типичные приметы российского города, будь то Краснодар или любой другой город, подчинённый извращённой логике развития, где публичная среда для встреч и коллективностей всегда уступает рынку и коррупции. Возможности для взаимодействия в этой комнате отсутствовали намеренно: капитализм — это и фон, и среда, но без возможности что-то изменить. Торговые центры и бронзовые памятники выросли без нашего ведома и, кажется, почти лишили нас последних мест, где можно быть вместе, не вступая в товарно-денежные отношения.
Вырвавшийся из этого вязкого пространства охранник оказался героем следующей части — социалистической. Она воплотилась в свободной общей работе, наделённой всеми качествами «правильной» коллективности — процесс важнее, чем результат, а дружба затмевает конкуренцию. Её выражением стал монтаж выставки, который послужил разделению опыта, уравнял и сплотил: художник превратился в пролетария, а рабочий, напротив, смог реализовать свой творческий потенциал. Эта комната стала почти иконическим воплощением эстетики взаимодействия: пространство, где можно учиться делать и выставки, и вообще — сверлить стенки, вбивать гвозди, колотить подрамники и подиумы. Но интересно, что по отношению к первой части — это своего рода шаг назад: если в капитализме мы видим выставку, уже готовые работы (живопись и скульптуру), то тут — только её монтаж, который никогда не будет закончен.
Лазерный луч — один из главных инструментов экспозиционера — прорубил окно в третью комнату, из социализма в коммунизм. Можно подумать, что в первобытный — вокруг кусты и ягуары, на полу разбросаны кости и черепа, напоминающие человеческие. Керамические скульптуры также отсылали к производству времён первобытного коммунизма, когда изделия из обожжённой глины получили широкое распространение. Но всё не так просто. Антрополог Эдуардо Кон начинает свою книгу «Как мыслят леса» историей о встрече с ягуаром в ночном лесу: спать нужно только на спине, чтобы — когда ягуар подберется совсем близко — посмотреть ему прямо в глаза. В таком случае ягуар обнаружит в человеке субъекта — хищника, а не жертву — и уйдет.
История из жизни обитателей амазонских лесов переворачивает представление о том, как мыслят животные: не только мы можем думать о ягуаре, но и он может иметь какое-то представление о человеке — и чтобы выжить (то есть жить вместе), мы должны принимать это в расчёт. Мир, который описывает Эдуардо Кон, — это мир по ту сторону человека, который включает сотни других субъективностей. Можно сказать, что группировка ЗИП весело интерпретирует этот тезис: парящие в полночи керамические ягуары, груда обезвреженных гранат в углу, заросли фанерных кустов — мир по ту сторону человека стал одновременно прачеловеческим прошлым и красивой утопией, где от тех, кто сделал природу объектом труда и товарно-денежных отношений, остались только кости.
Автор текста: Елена Ищенко
Фото © Митя Лялин
Экспертный совет команды Музея современного искусства «Гараж» выбрал новых резидентов Garage Studios. Среди них — студентка II курса магистратуры «Практики современного искусства» Александра Павловская. Поздравляем и желаем новых успехов!
На сайте независимого издания об искусстве artandyou.ru вышло интервью с кураторами выставки Diploma Дарьей Пыркиной и Дианой Мачулиной, в котором они рассказали про художественное образование и пути молодых художников в современном мире.
Направление
Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».
Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве».
О галерее
Галерея современного искусства на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ — место для развития и поддержки молодого искусства.
HSE ART GALLERY была основана в 2018 году, как место, главная задача которого — помогать студентам совершать первые профессиональные шаги. Вместе с тем мы делаем шаг в сторону сотрудничества с внешними художниками и кураторами, начиная выстраивать партнерство с другими галереями и платформами. С 2024 года галерея существует на двух площадках: в кампусе Школы дизайна на Малой Пионерской и на территории ЦСИ Винзавод.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.