Александра Кузнецова приняла участие в 3-й Биеннале в Кампале

Александра Кузнецова приняла участие в 3-й Биеннале в Кампале

Куратор профиля «Дизайн и современное искусство», руководитель программы «Дизайн» Александра Кузнецова приняла участие в масштабной инсталляции для основного проекта Третьей Биеннале в Кампале. Инсталляция была создана в сотрудничестве с тремя художниками: Rafiy Okefolahan (Франция/Бенин), Nicole Remus (Уганда) и Gloria Nalwoga (Уганда) под руководством куратора биеннале Симона Ньями.

Инсталляция «Библиотека» была посвящена трансформации знаний и использовала метафору пути, отсылая к образу Вавилонской башни. Пространство инсталляции было поделено на четыре смысловые части: Коллекция, Время, Знание, Покой. Зрителю, попадавшему внутрь, предлагалось ответить на ряд вопросов, проходя через череду перетекающих друг в друга пространств, расположенных по спирали, и в итоге самому выбрать, каким будет финал этого путешествия.

Александра Кузнецова, художница, куратор Школы дизайна НИУ ВШЭ: «Биеннале в Кампале использовала стратегию искусства взаимодействия — она состояла из мастерских художников африканского происхождения, которые набирали к себе других художников из разных стран и проводили с ними воркшопы, а результаты этого процесса потом экспонировались. Нашу мастерскую вел Симон Ньянми, куратор Биеннале. Нас было четыре человека, из совершенно разных мест и с очень разным бэкграундом, все разные художники — была девушка из Кампалы, которая занималась больше ремесленным искусством и плела из бисера, была девушка из Уганды, которая рисовала портреты, был художник из Бенина, который жил в Париже и занимался абстрактной живописью.
Проект в общих чертах у куратора уже был, и помимо художественных целей, у него еще были образовательные — параллельно он рассказывал о практиках современного искусства на примере создания инсталляции. Он предложил идею библиотеки как обобщенного образа собрания знаний и человеческой мудрости. Мы развернули эту тему в лабиринт, в форме которого эта инсталляция была выстроена. Там была масса аллюзий и ассоциаций, которые мы нашли — в архитектуре, в природе, отсылка к Вавилонской башне. Так, путем каждодневных дискуссий и встреч, маленькими шагами мы спроектировали большую инсталляцию. В какой-то момент нас просто запустили в огромный ангар и сказали, — „вот здесь должна быть работа“. Мы придумывали, эскизировали последовательность пространства лабиринта, записывали, чем это будет наполняться и что будет значить. И закончили этот лабиринт последним пространством в центре со знаком вопроса — оно называлось „Тишина“ — там просто висел найденный металлический предмет, которым можно было нарушить или не нарушить эту тишину, пройдя через все другие помещения. Никаких готовых ответов, только возможность проявить себя и принять решение.»




Куратор 3-й Биеннале в Кампале Симон Ньями: «Библиотека похожа на лабиринт, в котором хранятся сокровища, открывающие наш разум. Посещение библиотеки — это своего рода инициация. Есть правила, которым нужно следовать. Библиотека содержит весь мир, и нам надлежит расшифровать множество сообщений скрытых среди множества страниц. Это прекрасная иллюстрация гетеротопии, которая позволяет месту быть чем-то иным, чем мы ожидаем. Мир снаружи упраздняется и наш мозг реактивируется. Это уникальный опыт, который можно было бы сравнить с прохождением сквозь зеркало».

Подробнее о проекте

Читайте также

Современное искусство: тенденции сезона, глубины сети и возвращение физического опыта

24 сентября на площадке HSE CREATIVE HUB пройдёт конференция, участники которой обсудят основные тенденции сезона 2024/2025 в современном искусстве, а также вопросы, связанные с показом творческих проектов — в сети и физическом мире.

Самшит. Персональная выставка Алексея Рюмина

Не знаем, о чём уж вы там подумали, прочитав слово «самшит»... Но выставка Алексея Рюмина посвящена одноимённому кустарнику, который для него является метафорой человеческих состояний, меняющихся под воздействием закона. Проект преподавателя Школы дизайна НИУ ВШЭ будет представлен в «Галерее Электрозавод» с 18 по 28 июля.

Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве».

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.