Александра Кузнецова приняла участие в 3-й Биеннале в Кампале

Александра Кузнецова приняла участие в 3-й Биеннале в Кампале

Куратор профиля «Дизайн и современное искусство», руководитель программы «Дизайн» Александра Кузнецова приняла участие в масштабной инсталляции для основного проекта Третьей Биеннале в Кампале. Инсталляция была создана в сотрудничестве с тремя художниками: Rafiy Okefolahan (Франция/Бенин), Nicole Remus (Уганда) и Gloria Nalwoga (Уганда) под руководством куратора биеннале Симона Ньями.

Инсталляция «Библиотека» была посвящена трансформации знаний и использовала метафору пути, отсылая к образу Вавилонской башни. Пространство инсталляции было поделено на четыре смысловые части: Коллекция, Время, Знание, Покой. Зрителю, попадавшему внутрь, предлагалось ответить на ряд вопросов, проходя через череду перетекающих друг в друга пространств, расположенных по спирали, и в итоге самому выбрать, каким будет финал этого путешествия.

Александра Кузнецова, художница, куратор Школы дизайна НИУ ВШЭ: «Биеннале в Кампале использовала стратегию искусства взаимодействия — она состояла из мастерских художников африканского происхождения, которые набирали к себе других художников из разных стран и проводили с ними воркшопы, а результаты этого процесса потом экспонировались. Нашу мастерскую вел Симон Ньянми, куратор Биеннале. Нас было четыре человека, из совершенно разных мест и с очень разным бэкграундом, все разные художники — была девушка из Кампалы, которая занималась больше ремесленным искусством и плела из бисера, была девушка из Уганды, которая рисовала портреты, был художник из Бенина, который жил в Париже и занимался абстрактной живописью.
Проект в общих чертах у куратора уже был, и помимо художественных целей, у него еще были образовательные — параллельно он рассказывал о практиках современного искусства на примере создания инсталляции. Он предложил идею библиотеки как обобщенного образа собрания знаний и человеческой мудрости. Мы развернули эту тему в лабиринт, в форме которого эта инсталляция была выстроена. Там была масса аллюзий и ассоциаций, которые мы нашли — в архитектуре, в природе, отсылка к Вавилонской башне. Так, путем каждодневных дискуссий и встреч, маленькими шагами мы спроектировали большую инсталляцию. В какой-то момент нас просто запустили в огромный ангар и сказали, — „вот здесь должна быть работа“. Мы придумывали, эскизировали последовательность пространства лабиринта, записывали, чем это будет наполняться и что будет значить. И закончили этот лабиринт последним пространством в центре со знаком вопроса — оно называлось „Тишина“ — там просто висел найденный металлический предмет, которым можно было нарушить или не нарушить эту тишину, пройдя через все другие помещения. Никаких готовых ответов, только возможность проявить себя и принять решение.»




Куратор 3-й Биеннале в Кампале Симон Ньями: «Библиотека похожа на лабиринт, в котором хранятся сокровища, открывающие наш разум. Посещение библиотеки — это своего рода инициация. Есть правила, которым нужно следовать. Библиотека содержит весь мир, и нам надлежит расшифровать множество сообщений скрытых среди множества страниц. Это прекрасная иллюстрация гетеротопии, которая позволяет месту быть чем-то иным, чем мы ожидаем. Мир снаружи упраздняется и наш мозг реактивируется. Это уникальный опыт, который можно было бы сравнить с прохождением сквозь зеркало».

Подробнее о проекте

Направление обучения

Современное искусство

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и кинематографистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.

В рамках направления открыты программы бакалавриата и аспирантуры, а с этого года запускается набор на программу магистратуры.

Как поступить

Профиль

Дизайн и современное искусство

Профиль нацелен на подготовку художников в классическом понимании профессии, а также художников-экспериментаторов, занимающихся актуальным искусством, работающих в частности с мультимедийными и mixed-media проектами. Отличием профиля «Дизайн и современное искусство» от программ других российских вузов схожих специальностей является наличие предметов, знакомящих студентов с практической стороной работы в поле современного искусства, например: кураторское мастерство.

Как поступить