Дискуссия. Как учить промышленному дизайну

Дискуссия. Как учить промышленному дизайну

На этой неделе в Еврейском музее и центре толерантности прошел круглый стол, посвященный образованию в области промышленного дизайна.

От Школы дизайна НИУ ВШЭ в дискуссии участвовали руководитель Школы Арсений Мещеряков, а также руководитель нового направления «Промышленный дизайн» Тимур Бурбаев. В мероприятии также приняли участие представители российских и израильских вузов (МГХПА им. С.Г.Строганова, БВШД, Академия художеств и дизайна «Бецалель») и центра «Сколково».

В рамках мероприятия спикеры обсудили актуальное образование в области промышленного дизайна, значимость образовательных центров в решении вопросов по интеграции идей в реальную жизнь, особенности израильского и российского промышленного дизайна, влияние исторического наследия на современных дизайнеров на примерах школы Баухаус и русского авангарда и, конечно, обменялись опытом обучения промышленному дизайну в университетах.

Арсений Мещеряков, руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ, дизайнер, создатель дизайн-бюро Agey Tomesh и «Книги WAM»: «В 90ые годы были художники, но не было ни продуктов в магазине, ни дизайна. Так что нашему поколению очень повезло: во многих областях дизайна мы стали первыми в стране. Сейчас ситуация кардинально отличается: изменились средства производства, гораздо большая роль отводится фрилансерам и небольшим дизайн-компаниям, состоящим из нескольких человек. Однако и тогда, и сейчас промышленный дизайн — к сожалению, не самое главное направление в российском дизайне.

Школа дизайна НИУ ВШЭ существует уже 7 лет, у нас открыты профили бакалавриата и магистратуры по огромному количеству направлений (от программирования и гейм-дизайна до медиа-арта, театра и моды), но профиль „Промышленный дизайн“ мы открываем только в этом году. Мы разработали образовательную программу и сформулировали подход к обучению, но нам только предстоит понять, каким промышленный дизайн будет в России.

Наши студенты будут заниматься не столько инжинирингом, сколько концепцией, нам кажется, что это более правильный вектор. Будем честны, в России объем промышленности меньше, чем в Китае, поэтому роль идей и новых концепций важнее, чем сугубо инженерная роль условного проектировщика. Но это не значит, что мы будем готовить теоретиков — основным технологиям мы обучаем всех студентов, независимо от образовательного профиля. Главное отличие художника от дизайнера — не владение определенными технологиями, а различие в задачах, которые они решают. Задача художника — авторское высказывание, оно может быть провокационным и непрагматичным, а задача дизайнера — решение актуальной проблемы, которую формулирует либо заказчик, либо дизайнер самостоятельно. У промышленного дизайнера доля задач, которые он должен находить и анализировать сам, гораздо больше — ведь в результате он должен разработать полезный, качественный, эстетически привлекательный продукт, который сделает жизнь человека лучше».

Тимур Бурбаев, руководитель направления «Промышленный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, дизайнер, арт-директор, обладатель международных премий по промышленному дизайну: Red Dot, IF design (Germany), Good Design (Japan): «Я закончил МАМИ по специальности транспортный дизайнер, после чего стажировался в компании „Citroen“ в Париже. Это сильно изменило меня профессионально. Вернувшись в Россию, я решил работать промышленным дизайнером, потому что хотел расширить спектр своих задач. Сейчас я вижу, что найти молодого промышленного дизайнера — это целая проблема. Профильные вузы до сих пор готовят узких специалистов — инженеров с эстетическим вкусом, а на самом деле современный промышленный дизайнер сосредотачивает в себе мультидисциплинарные возможности. Поэтому в Школе дизайна мы будем готовить дизайнеров-универсалов, способных сочетать в себе знания, компетенции и навыки из разных сфер для разработки максимально полезных и эффективных продуктов. Ведь если взять смартфон, который у каждого из нас в кармане, то он находится на стыке промышленного, мультимедийного, графического и интерфейсного дизайна, но тем не менее это единый продукт.»

В этом году Школа дизайна НИУ ВШЭ впервые набирает абитуриентов на бакалаврский профиль «Промышленный дизайн». Во время обучения студенты профиля познакомятся с современным дизайн-процессом, получат знания о проектировании пользовательского опыта, современных технологиях быстрого прототипирования и моделирования, научатся разрабатывать стратегию развития продукта, учитывающую его жизненный цикл. Начиная с простых проектов, студенты проходят всю цепочку процесса создания продукта — от первичных дизайн-исследований до предпроизводственных прототипов. Образовательная программа профиля максимально ориентирована на современный коммерческий дизайн и поможет студентам собрать качественное, конкурентное портфолио для работы в российских и мировых компаниях и дизайн-студиях. Куратор профиля — Тимур Бурбаев.

Для поступления необходимо сдать ЕГЭ по литературе и русскому языку (не менее, чем на 55 баллов каждый), а также пройти творческий конкурс, состоящий из собеседования по истории искусств и просмотра творческого проекта.

Подробнее о профиле «Промышленный дизайн»

Пообщаться с куратором профиля можно будет 16 марта на Дне открытых дверей для абитуриентов бакалавриата Школы дизайна

Читайте также

ПРИЁМНАЯ КАМПАНИЯ — 2023. МАГИСТРАТУРА

19 июня 2023 года стартовала приёмная кампания в магистратуру Школы дизайна НИУ ВШЭ! Все вступительные испытания проходят онлайн, а подать документы в НИУ ВШЭ можно в личном кабинете абитуриента, по почте или очно — по предварительной записи. В этом гиде для абитуриентов мы собрали все важные даты и ссылки по приёмной кампании магистратуры. Расписание собеседований по магистратуре внутри!

Студенты и выпускники «Предметного и промышленного дизайна» поучаствовали в нескольких конкурсах в мае

В мае студенты и выпускники направления «Предметный и промышленный дизайн» приняли участие в нескольких дизайн-конкурсах и заняли на них призовые места. Мария Ольховникова — второе место в конкурсе Outstanding Design Talent Call, Владислав Довгопятый — второе место в «WOODSTOCK — в студию!», а Валерия Царегородцева вошла топ-6 лучших проектов Фабрики дизайна 2.0.

Студенты профиля познакомятся с современным дизайн-процессом, получат знания о проектировании пользовательского опыта, современных технологиях быстрого прототипирования и моделирования, научатся разрабатывать стратегию развития продукта, учитывающую его жизненный цикл. Начиная с простых проектов, студенты проходят всю цепочку процесса создания продукта — от первичных дизайн-исследований до предпроизводственных прототипов.

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.