Новая магистерская программа «Практики современного искусства»

Новая магистерская программа «Практики современного искусства»

В Школе дизайна идет набор на многопрофильную магистерскую программу «Практики современного искусства». Об устройстве программы, содержании учебных курсов и о том, можно ли вообще «выучиться на художника», новостной службе ВШЭ рассказали преподаватели программы.

Как создавалась магистратура

Открытие магистратуры по современному искусству стало логичным шагом после появления программы бакалавриата «Современное искусство», первый набор на которую состоялся осенью 2018 года. Школа дизайна тогда устроила маленькую революцию в российском образовании, отказавшись от стандартной модели обучения, когда студентам сначала дается классическая база. Было решено сразу сосредоточиться на современном контексте, параллельно оставив курсы по истории культуры, искусства и кураторства.

«Мы понимали риски, принимая студентов без профильного экзамена. То есть фактически любой человек, умеющий читать и писать по-русски и немножко говорящий по-английски, мог поступить на эту образовательную программу. Результат оказался удивительным. На экзаменационных просмотрах студенты продемонстрировали умение не только создавать различные художественные объекты, снимать фото и видео, но и ориентироваться в пространстве современного искусства», — рассказывает академический руководитель бакалаврской программы «Современное искусство» и координатор новой магистратуры Леонид Бажанов.

Успешный набор в бакалавриат показал востребованность образования в области современного искусства — и дал старт подготовке магистерской программы. Руководители направления отмечают: кризис профессиональных институций, которые готовят художников, кураторов, критиков и галеристов, ощущается и в Москве, и по всей России. Российские художники участвуют в крупнейших форумах, выставках и биеннале по всему миру, не имея при этом системного профессионального образования в области современного искусства, и эту лакуну необходимо заполнить. Академическим руководителем программы стала культуролог и искусствовед Ирина Сахно.

Чему будут учить студентов

Леонид Бажанов подчеркивает: запуск подобной программы магистратуры в университете, а не в специализированном художественном вузе — сознательный шаг, основанный на успешной практике американских и европейских институций. «Современное искусство — высокоинтеллектуальная сфера творчества. Важно не только умение растирать пигмент, смешивать краски и пользоваться разбавителем. Необходимо также знание социологии, психологии, философии, — объясняет Бажанов. — Все современное искусство — реализация стремления к свободе. Не точное воспроизведение мира, а ощущение себя свободным индивидом, способным выражать смыслы, которые сам формируешь».

В программе магистратуры — изучение различных техник и инструментов, необходимых для работы над проектами, а также погружение в контекст современного искусства. В этом студентам поможет куратор профиля — мастер, который станет их наставником на протяжении двух лет обучения, а также познакомит с профессиональной средой и посвятит в тонкости профессии, опираясь на личный опыт.

«Студенты научатся концептуализировать собственные идеи, овладеют стратегиями продвижения художественных проектов, получат фундаментальные теоретические знания в области современного искусства, научатся критически мыслить, — говорит Леонид Бажанов. — Совместная практическая работа, общение с преподавателями — лидерами художественного процесса — даст выпускникам возможность войти в круг профессионального художественного сообщества».

Как устроена программа магистратуры

При поступлении на программу «Практики современного искусства» абитуриент выбирает один из четырех профилей, при этом имея возможность общаться со студентами и преподавателями смежных профилей. «Разделение на профили необходимо чисто технологически. У них разные пространства для мастерских, разные технические потребности, — рассказывает Александра Старусева-Першеева, преподаватель Школы дизайна ВШЭ. — Художникам нужно место, чтобы поставить мольберт около окна, а кинематографистам нужны пространства для съемки. Но все они находятся в одном здании, посещают общие пары по истории и теории искусства, вступают в коллаборации, общаются и осуществляют взаимный обмен идеями».

Профили программы

Профиль «Новые медиа и цифровое искусство»
Куратор: Виктор Алимпиев, художник
Кого готовит: Художников, использующих в работе новейшие технологии (проекты в различных актуальных форматах: видео, интерактивный объект, инсталляция, виртуальная реальность, дополненная реальность и другие).

Профиль «Современная живопись»
Куратор: Владимир Дубосарский, художник 
Кого готовит: Художников, работающих в разных жанрах и форматах современной живописи и ориентирующихся в выставочной деятельности.

Смотреть интервью с куратором профиля «Современная живопись» художником Александром Дубосарским.

Профиль «Авторская анимация»
Куратор: Алексей Алексеев, режиссер, аниматор 
Кого готовит: Режиссеров анимационных фильмов, которые могут выступать также в качестве авторов сценария, художников и аниматоров, получая все необходимые компетенции для создания анимационного фильма.

Профиль «Авторское кино»
Куратор: Александр Зельдович,  кинорежиссёр, сценарист, актер
Кого готовит: Кинематографистов — авторов, совмещающих компетенции режиссеров и сценаристов, которые впоследствии смогут работать над собственными кинопроектами, а также входить в творческие группы, занимающиеся масштабными проектами в сфере массового кино.

Кроме основных курсов студенты смогут выбрать вариативные дисциплины: от звукорежиссуры до основ галерейного дела.

Кого ждут на программе

«Мы готовы принять людей, уже вкусивших плод с древа познания искусства и осознавших, что они хотят быть акторами, творцами, а не пассивными регистраторами процесса», — говорит Александра Старусева-Першеева.

Мы будем рады:

  • выпускникам образовательной программы Школы дизайна по современному искусству, а также других программ — от «Дизайна» до «Культурологии»;
  • выпускникам вузов в иных областях, планирующим построить карьеру художника;
  • интересующимся современным искусством и получившим творческие навыки в частных и общественных школах, не дающих системного образования.

Каждый профиль магистратуры имеет свою специфику, но авторы программы исходят из представления о едином пространстве современного искусства, прозрачности границ различных видов, направлений, жанров. Не предполагается, что абитуриенты обладают конкретными навыками, соответствующими определённому профилю. Важен образовательный и творческий опыт в широком смысле, эрудиция в сфере художественной культуры и осознанное желание посвятить себя освоению выбранного направления.

«Выучить “на художника” почти невозможно, но я свято верю: можно помочь человеку раскрыть в себе художника, — говорит Леонид Бажанов. — А для начала нужно обнаружить в себе человека, действительно заинтересованного миром современного искусства». Предполагается, что потенциальный студент программы увлечен художественной жизнью, посещает выставки, музеи, центры, галереи современного искусства, кинофестивали, следит за профильными СМИ, читает искусствоведческую литературу на русском и английском языках.

Зачисление на программу будет происходить по итогам собеседования и конкурса портфолио, которое состоит из мотивационного письма и описания авторских проектов в сфере искусства или дизайна, в которых абитуриент принимал участие. Чтобы каждый желающий мог лучше подготовиться к поступлению, в Школе дизайна ежемесячно проводятся портфолио-ревю с участием преподавателей и куратора программы.

Что читать абитуриенту программы:

  • Х. Фостер, Р. Краусс, И.-А. Буа, Б. Бухло, Д. Джослит. Искусство с 1900 года. Модернизм, антимодернизм, постмодернизм. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015.
  • В. Турчин. Образ двадцатого… в прошлом и настоящем. Художники и их концепции. Произведения и теории. М.: Прогресс-Традиция, 2003.
  • А. Руйе. Фотография. Между документом и современным искусством. СПб.: Клаудберри, 2014.
  • В. Левашов. Лекции по истории фотографии. Нижний Новгород: ГЦСИ, 2007.
  • Д. Галкин. Цифровая культура: горизонты искусственной жизни. Томск, 2013.

17 апреля в 19:00 в Школе дизайна пройдет День открытых дверей программ магистратуры, где можно будет узнать об особенностях обучения, выбрать образовательный профиль, познакомиться с кураторами и преподавателями и разобраться, как проходят вступительные испытания в 2019 году. Для участия необходимо зарегистрироваться.

Читать полный материал 

Читайте также

Школа дизайна на конференции в Доме культуры «ГЭС-2»

Преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ Дарья Пыркина, а также учащиеся Аспирантской школы по искусству и дизайну Валерия Конончук и Вера Замыслова принимают участие в организации  конференции «Имперфект: 2010-е в российском искусстве», которая будет проходить 15–17 ноября в Доме культуры «ГЭС-2».

Васса Пыркова: «Когда наши авторы попадут в "большой мир", они смогут позаботиться о себе»

В прошлом году Васса Пыркова закончила бакалавриат Школы дизайна НИУ ВШЭ по направлению «Современное искусство», а уже осенью 2023-го стала директором HSE ART GALLERY. Мы поговорили с Вассой про работу в сфере искусства как образ жизни, узнали, как заинтересованный художник может попасть в экспозицию HSE ART GALLERY и, конечно, обсудили планы галереи на будущее — как ближайшие, так и стратегические.

Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве».

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.