По общим вопросам
НАБОР: СЕНТЯБРЬ 2025
Microdegree Школы дизайна НИУ ВШЭ — это возможность за 3 года получить вторую квалификацию, а также уникальный набор знаний и навыков в области искусства и организации исследовательских и творческих проектов. Выбрать migrodegree «Искусствоведение» могут студенты II курса образовательных программ «Дизайн» и «Современное искусство».
Цель microdegree «Искусствовед-куратор» — дать студентам системные углублённые знания по истории и теории искусства, обучить их различным стилям и техникам письма об искусстве, сформировать у них исследовательские и кураторские навыки.
В рамках принятого в Школе дизайна проектного подхода студенты программы «Искусствовед-куратор» глубоко погружаются в изучение истории искусства и создают авторские высказывания о каждом из его периодов в форме исследовательского или кураторского проекта.
Эти проекты делаются в различных форматах: от визуального исследования до экскурсии, от авторского таймлайна до академической статьи. А работой, подводящей итог обучению на программе, становится выставка или электронная книга об искусстве.
В ходе обучения студенты не только слушают лекции в аудиториях, но также посещают музеи и выставки, общаются с профильными специалистами, работают на цифровой искусствоведческой платформе gallllery.com, что позволяет получать системные знания и формировать собственное видение истории искусства.
В результате освоения полного курса microdegree выпускники Школы дизайна НИУ ВШЭ получают вторую квалификацию, которая будет указана в дипломе о высшем образовании.
О курсе
Контакты
Студенты изучают искусство Древнего Востока (Месопотамия и Египет).
Им даётся краткий вводный курс по истории профессии искусствоведа.
Также студенты учатся работать с платформой gallllery.com и её разделом, посвящённым таймлайнам истории искусства и культуры. Работа с этими визуальными моделями поможет студентам точнее сориентироваться в предметном поле.
Студенты изучают искусство Античности (Греция и Рим).
На семинарских занятиях идёт практикум по описанию и анализу произведения искусства. В фокусе внимания находится античное наследие, но возможно также выстраивать параллели с другими эпохами истории искусства.
Семестровый проект: «виртуальная коллекция» из 13 тематически связанных карточек на платформе gallllery.com, к которым даны качественные развернутые описания.
Тег: нет тега
Студенты изучают искусство западного Средневековья.
На семинарских занятиях продолжается освоение навыка описания и анализа произведения искусства. Также студенты учатся читать и составлять таймлайны. В фокусе внимания находится средневековое искусство, однако возможны и более сложные теоретические конструкты, авторские таймлайны, выходящие за границы одной эпохи (например, историческое исследование образа рыцаря).
Студенты изучают средневековое искусство Византии и Древней Руси.
Проводится краткий курс по бильд-редактуре, который позволяет студентам-кураторам работать с визуальным материалом на качественно новом уровне.
Семестровый проект: таймлайн из 13 пунктов на платформе hsedesign.ru, который представляет собой концептуально выстроенный визуальный ряд с развёрнутым текстовым описанием выбранного феномена в истории средневекового искусства.
Тег: #таймлайн
Студенты изучают искусство Ренессанса.
Параллельно идёт курс по арт-критике.
Студенты изучают основы искусства Востока (Индия, Китай, Япония, Корея, арабский мир).
Продолжается курс по арт-критике, который дополняется практикой устных докладов и выступлений. Тематика докладов предполагает обращение, в первую очередь, к искусству Востока, но могут быть подготовлены и работы, посвящённые более широкому социокультурному контексту.
Семестровый проект: экскурсия по реальной или воображаемой выставке, оформленная в виде лонгрида на платформе hsedesign.ru с визуальным рядом, сопровождаемым аудиозаписью текста куратора-экскурсовода.
Тег: #экскурсия
Студенты изучают западноевропейское искусство XVII-XVIII вв.
Параллельно идёт курс по академическому письму, в рамках которого студенты осваивают различные способы подачи информации о культурных проектах. Опираясь на историю критики, начало которой было положено в XVIII веке, студенты оттачивают приёмы критического письма и создают тексты как о классических, так и о современных произведениях искусства.
Студенты изучают отечественное искусство XVII-XVIII вв.
Продолжается курс по академическому письму, в него включается блок, посвящённый практике написания кураторского текста. Это одна из ключевых компетенций куратора, позволяющая создать убедительную теоретическую базу для творческого проекта.
Также в IV модуле студенты выбирают вариатив «Кураторство» (часть 1). В рамках этого курса они учатся продумывать и проектировать выставки, собирая проекты художников на заданную тему, разрабатывают кураторскую концепцию и ищут локацию для выставки.
Семестровый проект: цифровая выставка, которая представляет собой концептуальный проект экспозиции, собранный в форме лонгрида на платформе hsedesign.ru с произведениями-карточками. Не менее 50% карточек должны быть новыми.
Тег: #цифровая выставка
Студенты изучают историю западноевропейского искусства XIX века.
В рамках семинарских занятий студенты читают и анализируют тексты по теории и методологии искусствоведения (семиотический анализ, иконология и т. д.). Опираясь на эти работы, они глубже понимают такие художественные течения, как неоклассицизм, романтизм, реализм, импрессионизм и др.
Также в I модуле студенты выбирают практику «Кураторство» (часть 1), в рамках которой реализуют выставку, спроектированную в конце III курса. Дорабатывается экспозиционный план, а также концепция и фирменный стиль выставки. Проектируются параллельная программа выставки и сопутствующие медиаматериалы.
Студенты изучают историю отечественного искусства XIX века.
В рамках семинарских занятий студенты читают и анализируют тексты по теории и методологии отечественного искусствоведения, что позволяет системно выстроить представление о логике развития русского дореволюционного искусства.
Семестровый проект: электронная книга на платформе books.deziiign.ru, которая представляет собой состоящий из нескольких глав лонгрид. Он должен быть готов к публикации и коммерческой реализации — то есть автору необходимо проработать все детали, включая вопрос авторских прав на изображения, публикуемые в этом цифровом издании.
Тег: #электронная книга
Студенты изучают историю искусства первой половины ХХ века.
Семинарские занятия посвящены чтению и анализу актуальных теоретических текстов, благодаря которым студенты лучше понимают идеи, лежащие в основе модернистских художественных течений.
Студенты изучают историю искусства второй половины ХХ-XXI вв.
Продолжаются семинарские занятия, посвящённые чтению и анализу актуальных теоретических текстов.
Дипломный проект: концептуально выстроенный лонгрид, состоящий из нескольких глав, который может представлять собой проект выставки (готовой к реализации) или электронную книгу (готовую к публикации).
Тег: #электронная книга или #кураторский проект
*Важно! Студент может использовать визуальное исследование, являющееся часть ВКР его основного диплома, при обучении на microdegree. Либо наоборот — использовать созданную в рамках micridegree электронную книгу как часть ВКР на программах «Дизайн», «Мода», «Современное искусство».
Подробная информация о дисциплинах, которые изучают студенты в каждом модуле, содержится в «Карте креативных компетенций».
Академический руководитель программы «Современное искусство», зав. кафедрой «История искусств», исследователь, кинорежиссёр, видеохудожник
Академический руководитель программы «Практики кураторства в современном искусстве», куратор, исследователь
Старший преподаватель направления «Архитектура и дизайн среды», академический руководитель образовательной программы «Дизайн среды», искусствовед, историк архитектуры
Доцент Школы дизайна НИУ ВШЭ, специалист в области современного искусства, доктор искусствоведения
Академический руководитель магистерской программы «Практики современного искусства», главный редактор Журнала ВШЭ по искусству и дизайну, культуролог, искусствовед
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Если вы хотите получить подробную информацию о microdegree «Искусствовед-куратор», пожалуйста, заполните небольшую форму.
Школа дизайна — подразделение одного из ведущих российских вузов, Высшей школы экономики, которая входит в список 100 лучших молодых университетов мира и состоит в большинстве авторитетных международных образовательных рейтингов (QS, THE, ARWU, U.S. News Best Global Universities Subject). Вышка — это не только гигантская научная лаборатория, но и представительная экспертная площадка: сотрудники НИУ ВШЭ принимают активное участие в ключевых экспертных дискуссиях, входят в состав многих коллегиальных и совещательных органов при президенте и правительстве России, являются лидерами мнений по важнейшим вопросам в сфере образования, социальной политики, здравоохранения, демографии, рынка труда, транспорта, государственного управления, технологического развития.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.