Visual Studies: практики анализа визуальной культуры

Visual Studies: практики анализа визуальной культуры

Курс «Visual Studies: практики анализа визуальной культуры» представляет междисциплинарную образовательную программу, призванную заполнить лакуны в теории и практике современного гуманитарного знания. Во второй половине 1980‑х годов во многих европейских и американских университетах происходит ревизия традиционного искусствознания и вырабатывается новая методология, связанная с широким полем исследований в области культуры и искусства. Сторонники обновления, объявив традиционное искусствознание устаревшим набором штампов анализа произведений искусства, преодолели границы монодисциплины и предложили создать новую «историю образов», в создании которой могут участвовать исследователи разных областей: историки искусства, философы, антропологи, психологи, филологи, этнографы и др. Так родилось удивительное по своей свободе выражения и креативности научное направление «Visual Studies» с определенным набором стратегий исследований: «формулы пафоса» (Pathosformeln) Варбурга, иконология Панофского, «неискушенный взгляд» (innocent eye) Гомбриха, «режим взгляда» (scopic regime) Бернарда Смита, «взгляд эпохи» (period’s eye) Баксандалла, «наука об образах» (Bildwissenschaft) Белтинга, «иконический поворот» (pictorial turn) и «риторика образа» Митчелла и т. д.
Визуальные исследования не имеют единой методологии, в силу этих обстоятельств автор курса предлагает принцип соединения теории и практики, включающий широкий диапазон анализа произведений искусства от Ренессанса до наших дней. Посмотреть на классические тексты с точки зрения «взгляда эпохи», дешифровать иконографические аномалии и «скрытый символизм» (Панофский) знаковых картин, выступить детективами от имени искусства — основная задача автора, который стремится совместить сложные исследовательский инструментарий с увлекательным путешествием в мир искусства. Важное место займет анализ нового способа видения и формирования особой оптики в искусстве и фотографии ХХ века: новый режим взгляда, видение/ визуальность, стереоскопическая образность, обманки и анаморфозы. Новым способом смотрения становится визуальный нарратив и визуальная метафора в живописи и литературе. Вербальная репрезентация в изобразительных текстах формирует особый характер синтетического, изовербального текста (визуальная / медиапоэзия, Книга художника и концептуальное искусство). Представленный курс научит «чтению с ключом» (Гинзбург) произведений искусства, навыкам работы с классическими текстами визуальных исследований, поможет создать свой авторский проект по медиапоэзии и вербальной репрезентации в разных видах и жанрах искусства.

Люди

Ирина Сахно

культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, академический руководитель магистерской программы «Практики современного искусства» в Школе дизайна НИУ ВШЭ

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.