Школа дизайна на «Большом фестивале мультфильмов»

«Съешь меня!», Настя Каморина
«Съешь меня!», Настя Каморина

Двенадцать проектов студентов профиля «Анимация и иллюстрация» и шесть проектов кураторов Школы дизайна прошли отбор на Большой фестиваль мультфильмов — крупнейшее российское событие в мире анимационного кино. Наши ролики стали лучшими среди 1500 проектов.

В 2020 году БФМ проходит с 29 октября по 9 ноября и будет состоять из российской и зарубежной конкурсной программы, оценивать которые предстоит профессиональному жюри. Приём заявок на участие в БФМ проходил на платформе в августе и сентябре, всего на фестиваль был подан 1501 фильм из 89 стран. Селекционная комиссия отобрала 95 фильмов для участия в российском конкурсе и 90 — в зарубежном.

Проекты студентов Школы дизайна, отобранные на фестиваль, выполнены в самых разных техниках и жанрах, среди них есть два клипа — для групп АИГЕЛ и Дайте танк (!).

АИГЕЛ — «Оно выделяло тепло»

Анимационный клип на песню «Оно выделяло тепло» для группы АИГЕЛ был создан Элиной Большенковой и Катей Морозовой за 4 месяца в рамках модуля. Для этого студентки связались с артистами и договорились о коллаборации.

«Мы получили референсы, чтобы нащупать точки соприкосновения в наших визуальных предпочтениях, после чего связь с группой прервалась, и вплоть до просмотра финальных работ в Школе дизайна мы работали в собственном темпе и сами принимали все решения. В нашем представлении группа АИГЕЛ не встраивается в упрощенные жанровые категории (поп-)музыки. АИГЕЛ — это мощный гибрид поэзии и электронной музыки, это искусство, для характеристики которого, кажется, описательного аппарата не существует. Поэтому мы изначально решили выходить из зоны комфорта и как можно больше экспериментировать с техниками анимации, чтобы передать наше ощущение».

Студентки выбрали самый любимый трек с альбома и приступили к работе, которая, по их словам, происходила очень стихийно и без четких раскадровок. Рисованная анимация требует большого количества времени, и иногда девушки рисовали по 8-10 часов в день.

Источники вдохновения Элина и Катя искали буквально везде — школьные учебники по биологии, старые журналы, много времени ушло на просмотр документальных съемок в самых разнообразных архивах.

«Процесс создания клипа на песню „Оно выделяло тепло“ стал для нас обеих большим испытанием, которое завершилось удачно. Это наш самый дорогой и близкий сердцу проект. А „Эдем“ теперь является для нас не просто любимым альбомом — он стал большой частью наших жизней. Когда создаешь подобные проекты, понимаешь весь потенциал анимации как медиума искусства».

Алексей Ермолаев, руководитель магистерского профиля «Авторская и коммерческая анимация»:

«Катя и Элина рисовали меловую анимацию, процарапывали пленки, работали с монтажом в технике found footage, вышивали поверх распечатанных коллажей и в итоге прекрасно справились с задачей — получилось визуальное произведение на грани анимации и видео-арта, как мне кажется очень искреннее как со стороны музыкантов, так и художников».

Дайте танк (!) — «Крепость»

Маша Майорова и Екатерина Жужлева сделали клип для группы «Дайте танк (!)» на «зимнюю песню» «Крепость» — черно-белый мультфильм о герое-интроверте, который строит из снега свой новый Вавилон.

По словам Алексея Ермолаева, благодаря его дружбе с вокалистом группы Димой Мозжухиным, его студенты не первый раз делают клипы для группы, — куратор помогает наладить коммуникацию между музыкантами и студентами и получить доступ к новым трекам, у которых еще не было релиза.

«Задачей было — передать состояние зимы, детства, ностальгии и немного схожести с советскими мультиками. Больше внимания уделялось красоте кадра, чем анимационным приемам. За четыре месяца студенткам удалось сделать полноценную зимнюю сказку в такой сложной технике — музыканты и фанаты группы остались довольны результатом».

«Собаки пахнут морем»
«10000 километров»
«Вторая среда апреля»

Три видео, создание которых курировал Леонид Шмельков, преподаватель профиля «Анимация и иллюстрация», вошли в шорт-лист БФМ. Также был отмечен и его собственный фильм.

В чем особенности проектов, которые вы курировали, и почему, по вашему мнению, именно эти работы отобрали?

У нас на курсе в прошлом модуле было много замечательных проектов. Кто-то успел довести фильм до готового состояния, и логично, что именно эти фильмы оказались в программе фестиваля. Из нашей группы взяли 3 фильма: «Собаки пахнут морем» Насти Лисовец, «10000 километров» Сони Сильвестровой и Вари Рябовой и «Вторая среда апреля» Маши Платоновой и Светы Караевой. Мне все эти фильмы очень ценны. Они все очень разные по содержанию и стилю, и это мне особенно приятно. Все работы довольно зрелые — сложно поверить, что их сделали второкурсники. Я надеюсь, что к Суздальскому фестивалю еще несколько фильмов из прошлого модуля удастся доделать.

Особенность еще в том, что последние фильмы студентки сделали за очень короткое время по меркам анимации, и в условиях карантина. Преклоняюсь перед их энтузиазмом и трудоспособностью. Рад, что мне посчастливилось курировать их проекты.

«Из-под земли», Анна Любимцева, Мария Афонина. Куратор Игорь Ковалёв
«Из-под земли», Анна Любимцева, Мария Афонина. Куратор Игорь Ковалёв
«Из-под земли». Анна Любимцева, Мария Афонина. Куратор Игорь Ковалёв
«Из-под земли». Анна Любимцева, Мария Афонина. Куратор Игорь Ковалёв
«Вторая среда апреля». Светлана Караева, Мария Платонова. Кураторы Леонид Шмельков, Игорь Ковалев
«Вторая среда апреля». Светлана Караева, Мария Платонова. Кураторы Леонид Шмельков, Игорь Ковалев
«Perfect». Хэ Ын О. Куратор: Игорь Ковалев
«Perfect». Хэ Ын О. Куратор: Игорь Ковалев
«Кибер-ева». Екатерина Михеева. Куратор Алексей Ермолаев
«Кибер-ева». Екатерина Михеева. Куратор Алексей Ермолаев
«10000 километров». Соня Сильвестрова, Варя Рябова. Куратор Леонид Шмельков
«10000 километров». Соня Сильвестрова, Варя Рябова. Куратор Леонид Шмельков

Важно ли участвовать в профессиональных фестивалях/конкурсах, и что это дает студентам?

Да, конечно. Я считаю это обязательным. Очень важно не бояться показывать свое кино зрителю. Важно делать это уже в процессе учебы. Студенты получают более объективную оценку того, что они делают. А еще есть возможность посмотреть программу современной анимации. Например, у БФМ отличная программа. Я хотел бы, чтобы все студенты посмотрели. Может быть, как-то получится это организовать. Я уверен, что наши фильмы будут участвовать в международных фестивалях, и когда откроют границы студенты смогут еще и попутешествовать с ними, потусоваться с другими режиссерами. Это и весело, и полезно.

Как вы оцениваете состояние современной анимации и какие потенциальные возможности у студентов, которые сейчас заканчивают профиль «Анимация и иллюстрация»?

Сейчас картина в целом позитивная. Анимация растет и пухнет, т.е. ее становится больше и она очень востребована. Мои студентки как-то раз взволновались, что же они будут делать, когда закончат. Я вспомнил около дюжины разных профессий в этой сфере: режиссер, сценарист, художник, педагог, аниматор, сторибордер и т. д., по которым я работал за последние годы. Наш профиль — это не одна профессия, а много разных, и студенты свободны пробовать разное, подбирать то, что им ближе и приятнее.

Расскажите о вашем участии в БФМ

На фестивале будет мой фильм «С Видом на Море» (Room with seе view). По иронии судьбы он тоже студенческий. В начале года я закончил магистратуру в Эстонской академии и доделал этот фильм. Сейчас он путешествует по разным фестивалям — к сожалению, без меня из-за проклятого коронавируса. В разные годы почти все мои фильмы участвовали программах БФМ, и два раза получал за них приз фестиваля — девочку «Анимашу». Они всегда очень красивые. Дочка моя любит в них играть.

Для профессионала важно получать такую мотивацию, как признание на конкурсах?

Да, это всегда приятно. Не супер важно, но приятно. Я стараюсь настроить своих студентов на то, чтобы они не слишком расстраивались, если фильм плохо берут на фестивали и мало дают призов. Ведь главное — это их собственная оценка своего творчества и то удовольствие, которое они получают в процессе создания фильмов. Но не буду отрицать, что признание приятно и иногда полезно. Легче становится находить финансирование на новое кино и новую работу.

«Съешь меня!»

Куратором отобранного на фестиваль проекта Насти Камориной «Съешь меня!» была Мария Алигожина, преподаватель направления «Анимация и иллюстрация»

Расскажите о проекте «Съешь меня!».

Из тех проектов, которые прошли на БФМ под моим кураторством, был проект «Съешь меня!» Насти Камориной, сделанный в рамках IV модуля I курса. Весь тот модуль мы провели дистанционно, и все обсуждения происходили только в сети, поэтому многое ложилось на плечи самих студентов, и Настя очень достойно справилась с этой задачей — ее мультфильм получился цельным и достойным того, чтобы пройти на фестиваль.

Как вы оцениваете пользу от участия в профессиональных конкурсах для студентов?

Участие в конкурсах, по моему мнению, должно стать привычкой у любого студента, потому что именно таким образом можно наработать очень интересное портфолио, выполняя не только студенческие работы и задачи, но и работы с четкими брифами, которые обычно бывают на конкурсах. Своих студентов я сразу стараюсь настроить на то, чтобы они относились к своим работам как к крутым фестивальным работам. Нельзя, чтобы работы лежали «в столе»: когда мультфильм уже готов — нужно, чтобы у него была фестивальная жизнь, потому что это может привести к большим победам не только в России, но и за рубежом. Принять участие в конкурсе — это возможность получить фитбэк от зрителей, увидеть, как твоя работа выглядит среди работ других участников.

Что вы думаете о состоянии современной анимации?

Сейчас анимация находится на подъеме — особенно российская. Вся наша визуальная культура идет к тому, чтобы все «заанимировать», сделать все более ярким и привлекательным. В этом плане программа обучения в Школе дизайна уникальна, потому то в ней все заточено под то, чтобы за время обучения у каждого студента выработался свой авторский стиль, пропал страх экспериментировать и пробовать себя в разных стилях. Именно в поле эксперимента рождаются свежие и классные идеи. Школа позволяет студентам по максимуму развиваться в современной иллюстрации и анимации, открыто общаться с преподавателями, которые работают наравне со студентами и даже отправляют свои работы на те же конкурсы.

Все проекты студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ, отобранные на Большой Фестиваль Мультфильмов:

  • СЪЕШЬ МЕНЯ!
    режиссёр Настя Каморина
    ​​​​​​​куратор: Мария Алигожина
  • СЕЛЕЗЕНЬ, ВЕРЕВОЧКА И ЖЕЛУДЬ
    режиссер: Алина Титоренко
    ​​​​​​​куратор: Любовь Хоботова
  • ВЕСЕЛО — ЩЕНКИ
    режиссёр Варвара Лаврова
    куратор: Полина Кампиони
  • ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ
    режиссёры Анна Любимцева, Мария Афонина
    куратор: Игорь Ковалев
  • PERFECT
    режиссёр: Хэ Ын О
    куратор: Игорь Ковалев
  • 10 ТЫСЯЧ КИЛОМЕТРОВ
    режиссёры: Варвара Рябова, Соня Сильвестрова
    куратор: Леонид Шмельков
  • ВТОРАЯ СРЕДА АПРЕЛЯ
    режиссёры: Светлана Караева, Мария Платонова
    кураторы: Леонид Шмельков, Игорь Ковалев
  • СОБАКИ ПАХНУТ МОРЕМ
    режиссёр Анастасия Лисовец;
    кураторы: Леонид Шмельков, Игорь Ковалев:
  • ИЗ ГОВНА И ПАЛОК — LOQIEMEAN
    режиссёр: Вероника Усольцева
    куратор: Алексей Ермолаев
  • КВАРТЕТ № 2
    режиссёр: Анастасия Панина
    куратор: Алексей Ермолаев
  • КИБЕР-ЕВА
    режиссёр: Екатерина Михеева
    ​​​​​​​куратор: Алексей Ермолаев
  • КРЕПОСТЬ — ДАЙТЕ ТАНК!,
    режиссёр Маша Майорова;
    куратор: Алексей Ермолаев
  • ОНО ВЫДЕЛЯЛО ТЕПЛО — АИГЕЛ
    режиссёры Элина Большенкова, Катя Морозова;
    куратор: Соня Горя, Алексей Ермолаев

Кураторские проекты, вошедшие в шорт-лист:

  • ПАНДЕМИЯ
    ​​​​​​​режиссёр: Полина Кампиони
  • ТУПОЙ ЧЕЛ — СУПЕРКОЗЛЫ
    режиссёр: Соня Горя
  • PISA NA FULO — ДЕФЕСА
    режиссёры: Алексей Ермолаев, Маша Ермолаева, Гульнара Низамиева, Лена Макаренко, Катя Ширяева,
  • ROOM WITH A SEA VIEW/С ВИДОМ НА МОРЕ
    режиссёр Леонид Шмельков
  • TOLMUIMEJA/ПЫЛЕСОС
    режиссёр: Георгий Богуславский, Василий Чирков
  • БАБУШКИ — АКВАРИУМ
    режиссёры: Алексей Ермолаев, Юра Богуславский, Илья Юдович, Саша Свирский, Вера Павлова, Ольга Фёдорова, Юля Кривошеина, Алексей Ермолаев, Юра Богуславский, Маша Серебрякова, Маша Ермолаева, Ася Киселева, Соня Никитина

По итогам работы жюри на церемонии закрытия фестиваля будут вручены награды в девяти категориях, включая гран-при за студенческий короткометражный фильм.

Билеты на программу фестиваля можно купить на сайте фестиваля.

Читайте также

Победители третьего набора «Креативной лаборатории»

Подошёл к концу третий набор конкурса «Креативная лаборатория», в котором приняли участие 400 конкурсантов. По итогам голосования были отобраны финалисты, представившие свои работы на онлайн-защите 14 ноября. Победителей выбрали в брифах: «Визуальный стиль программы „Друзья ВДНХ“», «Новая линейка сувенирной продукции „МОСКВА. ВДНХ“», «Мерч программы „Играй в Москву“» и «Разработка позиционирования сервиса „RUSSPASS“».

HSE CREATIVE OPEN. Итоги шестого сезона

Объявляем победителей шестого сезона HSE CREATIVE OPEN! Награждение прошло 29 февраля в 18:00 в HSE ART GALLERY. Номинации: «Предметный дизайн», «Игровая графика», «Саунд», «Айдентика», «Иллюстрация и комикс». В рамках награждения директор галереи Васса Пыркова провела экскурсию по выставке «Мажоры. Миноры. Послезвучие», а победитель номинации «Саунд» представил свой саунд-перформанс.

Область применения анимации и иллюстрации необычайно широка: это захватывающие спецэффекты в блокбастерах, самобытные миры видеоигр, графическое оформление печатных изданий, рекламные баннеры, экспериментальная мультипликация. Если вы хотите учиться на художника-аниматора, иллюстратора, комикс-артиста или специалиста по CGI, Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает вам сделать это в одном из лучших вузов Москвы и России.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.

Как поступить

Направление

Комикс

Студенты направления «Комикс» в Школе дизайна с нуля осваивают компьютерные дизайн-программы и технику рисунка, изучают историю искусств, основы режиссуры и сценария. С первого года учёбы начинающие комиксисты и иллюстраторы занимаются собственными творческими проектами. Школа дизайна готовит профессиональных художников комикса, которые не только готовы работать в полиграфии, анимации, веб-иллюстрации, но и способны встроиться в смежные специальности — сценарное дело, анимацию, прикладную графику.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.