По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Материал журнала «Проектор»
Текст: Нина Филюта
Иллюстрации: из архива компании Adelta
Фото на обложке: Ээро Аарнио в кресле «Пастилка» в своей студии, 1968 год, источник: https://msk.wooddi.com/blog/v-muzee-dizaina-helsinki-otkrylas-vystavka-retrospektiva-rabot-eero-aarnio
Ээро Аарнио — из тех дизайнеров-новаторов, которые впервые начали применять пластик для создания предметов интерьера. Придуманные им кресла и столы невообразимых форм и расцветок, а также многофункциональные объекты с игровым подтекстом являются олицетворением эпохи шестидесятых годов XX века.
Ээро Аарнио родился в 1932 году в Хельсинки, с 1954 по 1957 год там же учился в Институте прикладного искусства. В 1962 году, освоив профессию дизайнера, открыл собственную студию, в которой занимался проектированием интерьеров, включая предметы мебели. Находясь в поиске свежих решений, Аарнио экспериментировал с пластмассами. Результатом первых опытов стало кресло под названием Ball, созданное в 1963 году.
«Комната в комнате»
Данное определение очень точно характеризует этот революционный объект. Каждый, кому когда-либо доводилось сидеть в кресле-шаре, мог почувствовать себя защищенным тонкой оболочкой, позволяющей побыть наедине с собой и своими мыслями даже в эпицентре шумной компании. В некоторых моделях Ball изнутри вмонтирован телефонный аппарат: кресло, изолированное от внешних шумов, легко превращается в кабину для переговоров. Аарнио шутил, что эта модель идеальна для однокомнатных квартир, потому что в Ball можно спрятаться, как в отдельной комнатке. Вращаясь на ножке-основании вокруг своей оси, кресло напоминает глобус, отсюда его второе название — Globe.
«У нас в доме не хватало большого кресла, — вспоминает дизайнер. — Я решил соорудить его самостоятельно, — абсолютно инновационное...». Сделав несколько эскизов, Аарнио остановился на шарообразной форме, параметры которой соответствовали его высокому росту. Опытный образец кресла, на изготовление которого ушел целый год, до сих пор находится в доме дизайнера.
В 1966 году кресло Ball, представленное на мебельной выставке в Кельне, принесло Аарнио мировую известность и дало старт целой серии предметов, созданных из стеклопластика. Королева панка Вивьен Вествуд использовала кресла Ball в своем модном шоу, а до этого их можно было заметить в фантастических блокбастерах «Марс атакует» и «Люди в черном» — естественно, на правах футуристического антуража.
Мыльный пузырь
Ball — само совершенство, но Аарнио быстро надоело прятаться в глухих «недрах» ламинированного шара. Он поставил перед собой новую задачу — впустить в пространство кресла естественный свет. Для этого применил достаточно необычную технологию: изготовил новый, совершенно прозрачный шар из акриловой смолы, которая нагревалась и раздувалась подобно мыльному пузырю. Форма, получившая название Bubble, подвешивается на цепи к потолку и буквально парит в воздухе. С момента создания этого кресла в 1968 году появилось огромное множество всевозможных его копий.
Гриб, томат и тянучка
Многие из предметов изобретательного финского дизайнера предполагают большое разнообразие в использовании. Нам посчастливилось увидеть кресло Tomato преспокойно плавающим в бассейне, и мы на всякий случай поинтересовались у автора, предполагал ли он это заранее? Оказалось, что да. Tomato — забавный объект для помещений, открытого воздуха и, как выяснилось, для воды — было изобретено в 1971-м. Тремя годами раньше Аарнио разработал кресло Pastil («Тянучку»), имеющее, по мнению New York Times, «наиболее удобную для человеческого тела форму». Данный предмет удостоен почетной премии американской Академии промышленного дизайна. Аарнио вспоминает, что первый прототип Pastil был выполнен из полистирола: опытная модель позволила еще раз проверить все параметры, эргономичность и возможность раскачивания. Кстати, при желании и на Pastil тоже можно поплавать. Еще одна «съедобная» идея от Аарнио (табурет Mushroom), кажется, не является водоплавающим продуктом. Аарнио придумал его в 1960-м. Первая версия «Гриба» была сплетена из ротанга, следующая — уже в семидесятых — изготовлена из стекловолокна. Но в производство Mushroom было запущено только в конце девяностых.
Парабола, фокус и другие
Стол Parabel (1994) Аарнио также выполнил из стекловолокна — материала, позволяющего добиваться скульптурной выразительности форм. Дизайнер считает, что для Parabel предпочтительнее лаконичный белый цвет, так как он особенно выгодно подчеркивает эффектную пластику ножки и столешницы.
В течение многих лет Ээро не давала покоя идея универсального кресла, которое можно было бы с одинаковым успехом использовать в частных и общественных интерьерах — вальяжно восседать на нем в домашнем халате либо терпеливо высиживать рабочие заседания. Создав в 2002 году «обеденную версию» стола Parabel, Аарнио — в качестве дополнения к нему — придумал кресло Focus, эргономичный дизайн которого наилучшим образом сочетается с необычной формой.
Однажды Аарнио признался: «Я стараюсь воспринимать окружающую природу, здания и другие объекты вне их масштаба: при этом большое может выглядеть маленьким, и наоборот...». Данное объяснение — своеобразный «ключ» к другому объекту дизайнера — Screw — столу, имеющему форму шурупа.
Pony, Tipi, Puppy
Некоторые предметы мебели от Аарнио имеют облик игрушек, среди них — Pony, Tipi и Puppy. Лошадка Pony уже не молода: ей сорок семь. Аарнио создал ее в 1973-м — из формованного пенопласта на металлическом каркасе, обтянутого мягкой тканью. Спустя тридцать лет появился «птенец» Tipi — с головой, но без клюва, с туловищем и птичьими ногами, но без крыльев. А в 2005 году Аарнио сделал собачку Puppy — из жесткого полиэтилена, по традиции предполагающего использование объекта как в помещении, так и на открытом воздухе.
Предметы из этого «домашнего зверинца» очень нравятся детям и часто воспринимаются ими исключительно как игрушки, хотя являются мебелью. «Стул — это стул, — поясняет дизайнер. — Но то, на чем сидят, не обязательно должно быть стулом. Оно может быть чем-то другим, — главное, корректным с точки зрения эргономики. Например, маленьким и мягким Pony, на которого можно сесть верхом...»
Plastic is forever
Аарнио признается, что в настоящее время гораздо больше мебельного дизайна его интересует архитектура — постройки Фрэнка Гери, Ричарда Мейера, Йо Минг Пея, Нормана Фостера и Захи Хадид. На вопрос об учениках — мол, у большого мастера непременно должны быть последователи, — Ээро отвечает уклончиво и с иронией: «Я знаю, что один иностранный производитель мебели попросил своих сотрудников сделать такой дизайн, какой делает Ээро Аарнио. Это обстоятельство дает мне повод думать, что у меня есть некоторое число последователей или, по крайней мере, многие меня копируют...»
Большинство из созданных Аарнио объектов удостоено престижных международных наград и выставляется в крупнейших музеях мира — Музее современного искусства в Нью-Йорке, Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Музее дизайна Vitra в Вайле-на-Рейне. Созерцая все это глянцевитое изобилие, хочется спросить: «Не много ли пластмассы?..». Пресыщенные пластиком шестидесятые далеко позади, но Аарнио все еще на коне. Новатор Ээро, как ни странно это прозвучит, отличается завидным постоянством: живя в десяти метрах от чистейшего озера и находясь в постоянном контакте с живой природой, он убежден, что эпоха пластика не закончена.
28 июля завершилась летняя школа для архитекторов и дизайнеров «СИБУР Polycarbo». Организаторами школы выступили СИБУР, Шухов Лаб НИУ ВШЭ и компания Plastformers при поддержке Школы дизайна НИУ ВШЭ. В рамках «СИБУР Polycarbo» участники экспериментировали с возможностями использования поликарбоната в создании объектов различного масштаба: от навигационных табличек и светильников до реконструкции архитектурного наследия. В практической части школы приняли участие начинающие и специалисты креативной индустрии из разных городов.
В 2024 году сеть магазинов «Спортмастер» выпустила серию кроссовок, в разработке дизайна которых участвовала выпускница магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ «Предметный и промышленный дизайн» Элина Билалова. Мы узнали у Элины, как из специалиста по прикладной математике и физике она стала дизайнером обуви.
Направление обучения
Дизайн среды формирует реальность вокруг современного человека. Это внешний вид пространств и предметов, которые нас окружают: дизайнеры среды проектируют интерьеры и мебель, городскую среду и ландшафты.
Эта сфера, как никакая другая, сочетает в себе концептуальность и утилитарность. В Школе дизайна НИУ ВШЭ дизайнеров среды учат и тому, и другому: студенты одновременно создают комфортную среду и выражают сложные мысли средствами графической коммуникации.
Пойти учиться на дизайнера среды — значит получить шанс стать профессионалом, чья роль в формировании среды обитания человека не менее важна, чем роль инженера или архитектора.
Профиль
Студенты профиля познакомятся с современным дизайн-процессом, получат знания о проектировании пользовательского опыта, современных технологиях быстрого прототипирования и моделирования, научатся разрабатывать стратегию развития продукта, учитывающую его жизненный цикл. Начиная с простых проектов, студенты проходят всю цепочку процесса создания продукта — от первичных дизайн-исследований до предпроизводственных прототипов.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.