Выставка «Отчужденность» студентов Школы дизайна

Выставка «Отчужденность» студентов Школы дизайна

19 февраля в 19:00 открывается pop-up выставка «Отчужденность» студентов профиля «Художник и куратор». Художником выставки стал Майкл Арутюнян, а куратором — Кристина Ситникова.

Задача проекта третьего модуля для студентов II курса профиля «Художник и куратор» — сформулировать и реализовать персональный выставочный проект, в котором один студент выступает в роли художника, другой — куратора.

Кристина и Майкл рассказали о том, как они решили работать вместе, как появилась идея выставки, что такое эскапизм и с каким трудностями они столкнулись при создании проекта.

О выставке

Каждый человек рано или поздно достигает такого момента в жизни, когда ему чужда та реальность, в которой он находится. Он пытается сбежать, отстраниться, спрятаться от окружающего скучного, неприятного и обыденного разными путями. Всему этому есть одно единственное и очень четкое понятие — эскапизм и последующее из этого определение «отчужденности».

Выставка «Отчужденность» — в какой-то степени тонкая пространственная археология, где раскрывается проблематика семьи, семейных отношений, а загородный дом как несложившееся родовое гнездо является фундаментом, из которого растут корни семьи. Художник предлагает построить диалог на тему родственности, семейной принадлежности, вступить в полемику касательно вопросов о взрослении, самоидентификации, психологии. Экспозиция объединяет в себе две реальности: настоящую — материальную и рефлексивную — мнимую.

Расскажите, как вы решили работать вместе?

Майкл Арутюнян: Мы с Кристиной ещё весной прошлого года сформировали такой творческий тандем и вместе активно реализуем проекты в поле современного искусства, делясь друг с другом опытом, новыми идеями и вкусами. Наша первая совместная выставка «Отчужденность» со мной в качестве художника и Кристиной в роли куратора — решающая и показательная выставка наших успехов и продвижений в сфере современного искусства и выставочных практик. Совместная работа доказала нам важность качественного общения и взаимодействия куратора с художником, специфику скрупулёзной совместной работы. Эта выставка является новым этапом работы и обучения современному искусству. Мы получили массу эмоций, реализуя проект, встретились со множеством препятствий и старались своевременно их решать и находить альтернативы, чтобы совместными усилиями претворить задуманное в жизнь.

Почему вы выбрали такую тему?

Майкл Арутюнян: Моя дача — огромное, пустующее и, к сожалению, недостроенное до конца здание. Изначально дом был запланирован как жилое пространство на третьем этаже и мануфактура по производству армейских ботинок на первом и втором этажах. Эти два фактора являются бэкграундом моей семьи — оттуда растут корни. Прошлое оставило множество артефактов: обувные колодки, кожа, ненужные стройматериалы, мебель, мусор времени, которые в свою очередь и формируют эту особую атмосферу — ауру дома. Именно этот дом стал тем местом, где появилась моя любовь к эскапизму и саморефлексии.

В Москве каждый член моей семьи затянут в свои хлопоты и заботы. Нечасто появляется такой подходящий момент, когда все из нас бы собрались на несколько дней и посвятили себя друг другу. Мы не обращаем особого внимания на душевное состояние каждого и на то, кто о чем думает, что волнует, что тревожит. Иногда, когда я болтаю с родителями, мы смеемся, в воздухе витает оптимизм и веселье, и тут что-то переклинивает во мне. Я как будто резко начинаю смотреть на семью со стороны. Я растерян. Мне хочется выбраться. Лезут вопросы самоидентификации. Кто я такой? Почему я среди этих людей? Почему мама — моя мама? Почему именно здесь и сейчас? Я начинаю думать о семье и ее значении для меня. Чувствую, я не должен быть здесь. Мне надо быть в другом месте. В этом кратком мгновении я смотрю на семью и вижу кого-то другого.

Мне кажется, у многих людей в определенный этап жизни появляются подобные мысли, от которых они стараются отмахнуться. А я не хочу отмахиваться. Я хочу поделиться этим с окружающими, рассказать, что меня тревожит. И что я пытаюсь найти смысл.

Что было самым сложным в создании выставки?

Кристина Ситникова: Ни одна действительно хорошая работа не может обойтись без трудностей. С кураторской точки зрения, все началось с выбора пространства. Я была уверена, что для реализации проекта нам нужен либо сам загородный дом, либо же выставочное пространство. Мне хотелось показать эту отчужденность, некий холод, и выставочное пространство с белыми стенами для этого идеально подходило. Искали мы начиная с октября, но у всех был забитый график.

Спустя 4 месяца мы нашли то, что нам действительно подошло — фотостудия, где также проходят выставки. Также втроём вместе с куратором группы Константином Аджером мы размышляли о том, как именно можно перенести артефакты со стен загородного дома, не используя фотографию. И меня осенило, что, используя кальку и пишущий инструмент, можно аккуратно снять отпечатки прошлого. Почему калька? Она может прекрасно передать фактуру стены в силу своей полупрозрачности.

Майкл Арутюнян: Трудности во время разработки выставочного проекта касались транспортировки арт-объектов со всеми замерами и пылью времени в выставочное пространство, чтобы они не потеряли внутренней магии.

Также мы столкнулись с проблемой, связанной с отбором работ и составлением экспозиционного плана, потому что выбранная нами тема очень трепетная и нежная, хотя и «Отчужденность» внешне нейтральна и холодна. Необходимо было построить точки органичного взаимодействия объектов как друг с другом, так и со зрителями и пространством в целом. Выставка построена на тонкостях и недосказанности, чтобы зритель мог вступить в диалог со мной и, возможно, под другим углом начал воспринимать проблемы, поставленные мной и куратором.

Чем вы вдохновлялись?

Кристина Ситникова: Ко мне вдохновение пришло ровно тогда, когда мы приехали на участок, и я не на картинке, а вживую увидела, насколько величавый тот самый дом. Безусловно, он хранит в себе огромную семейную историю, но в нем меня завораживало что-то незримое, — его энергетика. Также меня вдохновлял на размышления философский текст Зигмунда Фрейда, цитату которого я взяла за основу кураторского высказывания.

Майкл Арутюнян: Также мы вдохновлялись художниками и другими выставочными проектами, которые так или иначе переосмысляли пространство редимейд-инсталляциями, освещали тему ностальгии, старого и нового, детства. Это и выставка Сун Дуна «Waste Not», и переработанные объекты Майкла Э. Смита, выстраивающиеся в забавную диалогическую конструкцию со зрителем-партнёром. Также хотел бы упомянуть выставку «Локаринг» Алексея Хамова и Марии Ионовой-Грибиной, которая была построена вокруг локального контекста дома Алексея. В этом проекте художники сводили прошлое и новое лицом к лицу, а также проводили сравнительный анализ и систематизировало полученную информацию о вещах, атмосфере.

Куратор группы: Константин Кузнецов.

  • Дата: 19 февраля 2021 года
  • Время: 19:00 — 23:00
  • Адрес: Улица Щипок, 28 (м. Павелецкая или Серпуховская). Выставка пройдет на территории Высшей Школы Фотографии.

    Вход свободный.

Читайте также

От телесности к живописи: сайт-специфичность российской институциональной критики

Институциональная критика — художественное течение, возникшее в 1960-е годы. Именно тогда художники, кураторы и теоретики начали рефлексировать над природой художественной институции, ее назначением не только в масштабе искусства, но и в масштабе человечества. Многие из них пришли к выводу о необходимости реконфигурации ее модели взаимодействия с художниками, зрителями, рынком. Тимур Аллахвердиев рассказывает о том как эта практика была воспринята в Советском Союзе и России.

Аспирантка получила специальную стипендию им. Е.Т. Гайдара

Дьяченкова Ольга, учащаяся в Аспирантской школе по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, получила специальную стипендия им. Е.Т. Гайдара.

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт» и «Практики современного искусства». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Школа дизайна НИУ ВШЭ — место встречи самых перспективных художников, дизайнеров, теоретиков искусства, фотографов, видеоартистов Москвы. Профиль делает акцент, в первую очередь, на концептуальной составляющей в работе художника, теоретика искусства и куратора, а также снабжает студентов всеми навыками, необходимыми для интеграции в профессиональную среду и поиска контакта со зрителем.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.