«Постоянная экспозиция». Выставка куратора Школы дизайна Алексея Рюмина в ММСИ

Кафе Наташа, 2020
Кафе Наташа, 2020

Московский музей современного искусства представляет выставку художника и руководителя направления «Анимация и иллюстрация» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Алексея Рюмина «Постоянная экспозиция». Выставка проходит в рамках Программы поддержки молодого искусства ММСИ.

Руководитель направления «Анимация и иллюстрация» в Школе дизайна, современный российский художник, мультимедиа-дизайнер, работает с темами институционального контроля. Практика включает скульптуру, видео и инсталляции. Основные задействуемые медиумы — 3D-печать, анимация и графика.

В основе проекта «Постоянная экспозиция» — реди-мейд инсталляция из встроенного технического оборудования выставочных залов, доступного взгляду посетителя: закрытые служебные двери, вентиляционные решетки и шахты, батареи или их защитные экраны, камеры наблюдения, пожарная и обычная сигнализации, установки климат-контроля, рейлы под развеску на стенах, потолочные крючки, короба для проводки, электрические розетки и выключатели света.

Обычно посетитель не взаимодействует напрямую с этими элементами — их функции менее осязаемы и более декларативны. Часто им сопутствует текст, прямые предупреждения или указания. Ряд можно продолжить менее постоянными, но такими привычными явлениями, как электрический свет или смотритель залов, чью роль посетителю предлагается примерить на себя в текстовом квесте, занимающем место текста о выставке. На всех этих элементах фокусируется особый сорт тревоги художника, которую он называет институциональным ресентиментом.

Алексей Рюмин: «Когда-то я решил, что ножки стульев, перевернутых на столы в столовой для удобства уборки пола после завершения рабочего дня, могут как шипы проткнуть тело какого-то неосторожного героя, типа Принца Персии из одноименной игры 1989 года. И дальше я стал раскручивать, как такое могло бы произойти, ведь в столовых человеку обычно неоткуда упасть на стол сверху. Так в 2019 году родилась видеоработа „Кафе Наташа“, которую можно отнести к практикуемому мной жанру „нажористых“ гифов — это короткие закольцованные анимации с плотным повествованием, которые невозможно нормально разобрать за один просмотр (ситком „Страныи „Петя, конь, змея и куча ). Работу захотелось выставить, и я стал думать, как ее можно поддержать, чтобы с минимальными добавками она образовала самодостаточную экспозицию — так к видео добавилась скрытая инсталляция, которую, впрочем, довольно легко будет разыскать на выставке — что я вам и предлагаю сделать. Общее выставочное решение возвращается к исходному посылу — к неприкасаемому техническому оборудованию общественных мест, которое своим видом и значением будит в сердце тревогу о возможных катастрофах — от личной смерти тела до более масштабных катастроф. Ну и наконец, куратор проекта Сергей Бабкин вместо входного текста о выставке написал алгоритмическую повесть о первом рабочем дне смотрителя — узника и тюремщика выставочного пространства в одном лице.

В работе над проектом мне помогало значительно количество замечательных людей — например, Петр Налич озвучил героя видео и уже наверняка забыл об этом, а я ему напомню».

Кафе Наташа, 2020
Кафе Наташа, 2020
Кафе Наташа, 2020
Кафе Наташа, 2020
Постоянная экспозиция, 2022
Постоянная экспозиция, 2022
Кафе Наташа, 2020
Кафе Наташа, 2020
Постоянная экспозиция, 2022
Постоянная экспозиция, 2022
Кафе Наташа, 2020
Кафе Наташа, 2020
Постоянная экспозиция, 2022
Постоянная экспозиция, 2022

Выставка Алексея Рюмина «Постоянная экспозиция» пройдет с 31 марта по 15 мая в Московском музее современного искусства.
​​​​​​​Адрес: Гоголевский бульвар, 10.

Вход свободный.

Читайте также

«Авторское кино» с Иваном И. Твердовским

В «Москино Музейный» проходит регулярный киноклуб «Авторское кино» под руководством режиссера, сценариста и преподавателя Школы дизайна НИУ ВШЭ Ивана И. Твердовского.

Искусство и устойчивость. Современное искусство и экологический нарратив

Способно ли искусство не только визуализировать «эпоху антропоцена», но и включаться в процессы социальных изменений? Какие подходы выбирают художники, чтобы содействовать устойчивому развитию в новом контексте отношений между обществом и окружающей средой? Яна Малиновская рассказывает о самых ярких стратегиях работы с экологическим нарративом в современном искусстве на примерах проектов Ай Вэйвэя, Recycle Group, Олафура Элиассона и других авторов.

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт» и «Практики современного искусства». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.