Искусство и устойчивость. Современное искусство и экологический нарратив

Olafur Eliasson. Ice Watch, 2014 Bankside, outside Tate Modern, London, 2018. Photo Charlie Forgham-Bailey [1]
Olafur Eliasson. Ice Watch, 2014 Bankside, outside Tate Modern, London, 2018. Photo Charlie Forgham-Bailey [1]

Способно ли искусство не только визуализировать «эпоху антропоцена», но и включаться в процессы социальных изменений? Какие подходы выбирают художники, чтобы содействовать устойчивому развитию в новом контексте отношений между обществом и окружающей средой? Яна Малиновская рассказывает о самых ярких стратегиях работы с экологическим нарративом в современном искусстве на примерах проектов Ай Вэйвэя, Recycle Group, Олафура Элиассона и других авторов.

В последние годы, в связи с разнообразием и усилением угроз окружающей среде и существованию человечества, возник интерес к переопределению идеи «экономического роста» на иные ценностные установки, способствующие не только экономическому, но экологическому и социальному развитию и благополучию. Появление новой концепции устойчивого развития было логичным шагом. [10]

При этом оптимистичный взгляд политиков не совпадает с мнением ученых, которые знают, как обстоит дело с экологией на самом деле и видят в этой концепции только временную меру. В России существует проблема в самой дефиниции при разговоре о развитии экологии, экономики и общества, как замечает исследователь эволюционных процессов в обществе Н. Моисеев. [2] Кроме того большинство практик в этой области в нашей стране находится вне поля интересов широкой публики. Соответственно такие характеристики искусства как критический подход, междисциплинарность и публичность могут оказаться значимыми в вопросе привлечения внимания к теме.

Varvara Grankova. Landscape. 2021. Фото с публичного сайта автора [3]
Varvara Grankova. Landscape. 2021. Фото с публичного сайта автора [3]

Внимание к устойчивости как к характеристике художественной деятельности или, скорее, как особому подходу к художественной практике возникло на основе дискуссий в художественной среде, в которых исследователи задавались вопросом — каким образом искусство может быть включено в процессы социальных изменений в области устойчивого развития? [9]

Одна из обсуждаемых тем — дефиниция «устойчивое искусство» и понимание того, как искусство может содействовать устойчивому развитию. В конце концов, каким образом «эпоха антропоцена», эпоха глобального влияния человека на окружающую среду может быть представлена через визуальность и искусство. [8]

Recycle Group Искусственная среда. Работа в процессе создания. Фото с публичного сайта авторов [3]
Recycle Group Искусственная среда. Работа в процессе создания. Фото с публичного сайта авторов [3]
Варвара Гранкова. Thingism. 2020. Фото с публичного сайта автора [4]
Варвара Гранкова. Thingism. 2020. Фото с публичного сайта автора [4]
Петр Белый. Диалект. 2017. Фото с публичного сайта автора [7]
Петр Белый. Диалект. 2017. Фото с публичного сайта автора [7]
Петр Белый. Диалект. 2017. Фото с публичного сайта автора [7]
Петр Белый. Диалект. 2017. Фото с публичного сайта автора [7]
Энди Голсуорси. Split Oak Wood. 2023. Фото с публичного сайта автора[6]
Энди Голсуорси. Split Oak Wood. 2023. Фото с публичного сайта автора[6]
Пабло Пикассо. Гитара. 1913
Пабло Пикассо. Гитара. 1913
Карло Карра. Погоня. 1914
Карло Карра. Погоня. 1914
Олафур Элиассон. Ice Watch, 2014. Фото с публичного сайта автора [1]
Олафур Элиассон. Ice Watch, 2014. Фото с публичного сайта автора [1]
Олафур Элиассон. Ice Watch, 2014. Фото с публичного сайта автора [1]
Олафур Элиассон. Ice Watch, 2014. Фото с публичного сайта автора [1]

Как и за рубежом, среди российских художников существуют разные интерпретации и подходы. Например, некоторые авторы, такие как Recycle Group (Андрей Блохин и Георгий Кузнецов), Варвара Гранкова, Петр Белый [3,4,7] перерабатывают материалы в произведения искусства или используют экологически дружественные, природные материалы, как Энди Голдсуорти. [6] Так называемый ресайклинг-арт восходит еще к практикам газетных коллажей (Пабло Пикассо, Карло Карра и др.).

Другие авторы привлекают внимание к экологическим проблемам, как, например, Олафур Элиассон в проекте «Ледяные часы» (2014), посвященном глобальному потеплению и представленному во время экологического саммита ООН. [1] В рамках проекта «Система координат» в Кургальском заказнике Дима Филиппов создал инсталляцию из сосен «59.677615, 28.227906», выкрашенных садовой побелкой для защиты деревьев. Работа посвящена прокладке газопровода по территории заказника. Деревья окрашены в белый цвет от корней до высоты в 12 метров (ширина трубы газопровода) и словно вычеркнуты художником из зеленого пространства заказника.

Дима Филиппов, «59.677615, 28.227906». Кургальский заказник. 2021. Фото: Дима Филиппов
Дима Филиппов, «59.677615, 28.227906». Кургальский заказник. 2021. Фото: Дима Филиппов
Дима Филиппов, «59.677615, 28.227906». Кургальский заказник. 2021. Фото: Дима Филиппов
Дима Филиппов, «59.677615, 28.227906». Кургальский заказник. 2021. Фото: Дима Филиппов
Ай Вэй Вей. «Laundromat/Прачечная-автомат», 2016. Courtesy Ai Weiwei Studio/Artnet
Ай Вэй Вей. «Laundromat/Прачечная-автомат», 2016. Courtesy Ai Weiwei Studio/Artnet
Хаим Сокол. Свидетельство. 2015. Кадр из видео. Courtesy Московский музей современного искусства
Хаим Сокол. Свидетельство. 2015. Кадр из видео. Courtesy Московский музей современного искусства

Иные авторы привлекают внимание к социальным аспектам, например таким, как неравенство и права человека: Ай Вэйвэй «Laundromat/Прачечная-автомат», 2016, Хаим Сокол «Свидетельство», 2015. На сегодняшний день искусство, ориентирующееся на принципы устойчивости, всё еще находится в поиске точных определений, методов и форм, способов взаимодействия. Тем не менее, используя современные коммуникационные и социальные технологии, художники создают площадки для диалога, обмена идеями и вовлечения сторонников социальных изменений. Это не только художественные произведения, но и социальные активности, различные события, мероприятия экологической и социальной направленности.

Например, арт-группа WochenKlausur рассматривает свои художественные практики не как формальные акты, но как вмешательство в жизнь общества. Среди проектов группы выделим «План развития района» (2013), «Ремонт общежития для беженцев» (2016) и "Создание общественного центра (2011). [5] В рамках своих проектов художники привлекают внимание к конкретным вопросам экологических, экономических или социальных изменений. Такие коммуникации способствуют осведомленности, создают условия для развития экологического сознания у зрителей, вовлечению широкой аудитории в обсуждение.

Фото проектов арт-группы WochenKlausur с публичного сайта группы [5]
Фото проектов арт-группы WochenKlausur с публичного сайта группы [5]
Фото проектов арт-группы WochenKlausur с публичного сайта группы [5]
Фото проектов арт-группы WochenKlausur с публичного сайта группы [5]
Фото проектов арт-группы WochenKlausur с публичного сайта группы [5]
Фото проектов арт-группы WochenKlausur с публичного сайта группы [5]
Фото проектов арт-группы WochenKlausur с публичного сайта группы [5]
Фото проектов арт-группы WochenKlausur с публичного сайта группы [5]
Энди Голсуорси. Каменная пыль, собранная при создании инсталляции «Passage, Hawaii». Брошена на рассвете тихим утром, 14 ноября 2022 года. Фото с публичного сайта автора [6]
Энди Голсуорси. Каменная пыль, собранная при создании инсталляции «Passage, Hawaii». Брошена на рассвете тихим утром, 14 ноября 2022 года. Фото с публичного сайта автора [6]

В пространстве искусства могут быть представлены разные точки зрения на отношения с окружающей средой, как отдельного человека, так и всего общества в целом. Искусство способно отразить общественные ценности настоявшего времени, взгляды художника и зрителя на эти ценности. Поэтому поиски эстетических стратегий в этом поле могут открыть новые способы отношения человека и окружающей среды.

Источники

  1. Инсталляция Олафура Элиассона «Ледяные часы»
  2. Моисеев Н.Н. Быть или не быть...человечеству? — ГУП ИПК «Ульяновский Дом печати», 1999
  3. Портфолио Варвары Гранковой
  4. Портфолио Петра Белого
  5. Портфолио арт-группы WochenKlausur
  6. Портфолио Энди Голсуорси
  7. Портфолио Recycle Group
  8. Demos TJ. Against the Anthropocene: Visual Culture and Environment Today. — Berlin: Sternberg Press; 2017
  9. Kagan, S. Art and Sustainable development: Connecting patterns for a culture of complexity. 2011
  10. Weintraub, L. To Life! Eco Art in Pursuit of a Sustainable Planet. University of California Press, Великобритания, 2012
name

Яна Малиновская

Аспирантка факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ.

Читайте также

Видео выпускницы Школы дизайна стало частью коллекции Мультимедиа Арт Музея

Александра Тен в своей видеоработе Blackout наблюдает солнечное затмение, безмятежно лежа на склоне холма. Именно это произведение художницы было высоко оценено Ольгой Свибловой и приобретено для коллекции Мультимедиа Арт Музея (Москва).

Дипломный проект выпускника Школы дизайна взял Гран-при кинофестиваля «Святая Анна»

31-й Открытый фестиваль студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» прошёл в Москве с 12 по 17 апреля 2024 года. Выпускник мастерской Ивана И. Твердовского на профиле «Экранные искусства» Николай Коваленко получил гран-при за свой дипломный проект «Лелера», а фильм его одногруппницы Алины Сорокиной выиграл приз киноконцерна Мосфильм.

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт» и «Практики современного искусства». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.