Искусство и устойчивость. Современное искусство и экологический нарратив

Olafur Eliasson. Ice Watch, 2014 Bankside, outside Tate Modern, London, 2018. Photo Charlie Forgham-Bailey [1]
Olafur Eliasson. Ice Watch, 2014 Bankside, outside Tate Modern, London, 2018. Photo Charlie Forgham-Bailey [1]

Способно ли искусство не только визуализировать «эпоху антропоцена», но и включаться в процессы социальных изменений? Какие подходы выбирают художники, чтобы содействовать устойчивому развитию в новом контексте отношений между обществом и окружающей средой? Яна Малиновская рассказывает о самых ярких стратегиях работы с экологическим нарративом в современном искусстве на примерах проектов Ай Вэйвэя, Recycle Group, Олафура Элиассона и других авторов.

В последние годы, в связи с разнообразием и усилением угроз окружающей среде и существованию человечества, возник интерес к переопределению идеи «экономического роста» на иные ценностные установки, способствующие не только экономическому, но экологическому и социальному развитию и благополучию. Появление новой концепции устойчивого развития было логичным шагом. [10]

При этом оптимистичный взгляд политиков не совпадает с мнением ученых, которые знают, как обстоит дело с экологией на самом деле и видят в этой концепции только временную меру. В России существует проблема в самой дефиниции при разговоре о развитии экологии, экономики и общества, как замечает исследователь эволюционных процессов в обществе Н. Моисеев. [2] Кроме того большинство практик в этой области в нашей стране находится вне поля интересов широкой публики. Соответственно такие характеристики искусства как критический подход, междисциплинарность и публичность могут оказаться значимыми в вопросе привлечения внимания к теме.

Varvara Grankova. Landscape. 2021. Фото с публичного сайта автора [3]
Varvara Grankova. Landscape. 2021. Фото с публичного сайта автора [3]

Внимание к устойчивости как к характеристике художественной деятельности или, скорее, как особому подходу к художественной практике возникло на основе дискуссий в художественной среде, в которых исследователи задавались вопросом — каким образом искусство может быть включено в процессы социальных изменений в области устойчивого развития? [9]

Одна из обсуждаемых тем — дефиниция «устойчивое искусство» и понимание того, как искусство может содействовать устойчивому развитию. В конце концов, каким образом «эпоха антропоцена», эпоха глобального влияния человека на окружающую среду может быть представлена через визуальность и искусство. [8]

Recycle Group Искусственная среда. Работа в процессе создания. Фото с публичного сайта авторов [3]
Recycle Group Искусственная среда. Работа в процессе создания. Фото с публичного сайта авторов [3]
Варвара Гранкова. Thingism. 2020. Фото с публичного сайта автора [4]
Варвара Гранкова. Thingism. 2020. Фото с публичного сайта автора [4]
Петр Белый. Диалект. 2017. Фото с публичного сайта автора [7]
Петр Белый. Диалект. 2017. Фото с публичного сайта автора [7]
Петр Белый. Диалект. 2017. Фото с публичного сайта автора [7]
Петр Белый. Диалект. 2017. Фото с публичного сайта автора [7]
Энди Голсуорси. Split Oak Wood. 2023. Фото с публичного сайта автора[6]
Энди Голсуорси. Split Oak Wood. 2023. Фото с публичного сайта автора[6]
Пабло Пикассо. Гитара. 1913
Пабло Пикассо. Гитара. 1913
Карло Карра. Погоня. 1914
Карло Карра. Погоня. 1914
Олафур Элиассон. Ice Watch, 2014. Фото с публичного сайта автора [1]
Олафур Элиассон. Ice Watch, 2014. Фото с публичного сайта автора [1]
Олафур Элиассон. Ice Watch, 2014. Фото с публичного сайта автора [1]
Олафур Элиассон. Ice Watch, 2014. Фото с публичного сайта автора [1]

Как и за рубежом, среди российских художников существуют разные интерпретации и подходы. Например, некоторые авторы, такие как Recycle Group (Андрей Блохин и Георгий Кузнецов), Варвара Гранкова, Петр Белый [3,4,7] перерабатывают материалы в произведения искусства или используют экологически дружественные, природные материалы, как Энди Голдсуорти. [6] Так называемый ресайклинг-арт восходит еще к практикам газетных коллажей (Пабло Пикассо, Карло Карра и др.).

Другие авторы привлекают внимание к экологическим проблемам, как, например, Олафур Элиассон в проекте «Ледяные часы» (2014), посвященном глобальному потеплению и представленному во время экологического саммита ООН. [1] В рамках проекта «Система координат» в Кургальском заказнике Дима Филиппов создал инсталляцию из сосен «59.677615, 28.227906», выкрашенных садовой побелкой для защиты деревьев. Работа посвящена прокладке газопровода по территории заказника. Деревья окрашены в белый цвет от корней до высоты в 12 метров (ширина трубы газопровода) и словно вычеркнуты художником из зеленого пространства заказника.

Дима Филиппов, «59.677615, 28.227906». Кургальский заказник. 2021. Фото: Дима Филиппов
Дима Филиппов, «59.677615, 28.227906». Кургальский заказник. 2021. Фото: Дима Филиппов
Дима Филиппов, «59.677615, 28.227906». Кургальский заказник. 2021. Фото: Дима Филиппов
Дима Филиппов, «59.677615, 28.227906». Кургальский заказник. 2021. Фото: Дима Филиппов
Ай Вэй Вей. «Laundromat/Прачечная-автомат», 2016. Courtesy Ai Weiwei Studio/Artnet
Ай Вэй Вей. «Laundromat/Прачечная-автомат», 2016. Courtesy Ai Weiwei Studio/Artnet
Хаим Сокол. Свидетельство. 2015. Кадр из видео. Courtesy Московский музей современного искусства
Хаим Сокол. Свидетельство. 2015. Кадр из видео. Courtesy Московский музей современного искусства

Иные авторы привлекают внимание к социальным аспектам, например таким, как неравенство и права человека: Ай Вэйвэй «Laundromat/Прачечная-автомат», 2016, Хаим Сокол «Свидетельство», 2015. На сегодняшний день искусство, ориентирующееся на принципы устойчивости, всё еще находится в поиске точных определений, методов и форм, способов взаимодействия. Тем не менее, используя современные коммуникационные и социальные технологии, художники создают площадки для диалога, обмена идеями и вовлечения сторонников социальных изменений. Это не только художественные произведения, но и социальные активности, различные события, мероприятия экологической и социальной направленности.

Например, арт-группа WochenKlausur рассматривает свои художественные практики не как формальные акты, но как вмешательство в жизнь общества. Среди проектов группы выделим «План развития района» (2013), «Ремонт общежития для беженцев» (2016) и "Создание общественного центра (2011). [5] В рамках своих проектов художники привлекают внимание к конкретным вопросам экологических, экономических или социальных изменений. Такие коммуникации способствуют осведомленности, создают условия для развития экологического сознания у зрителей, вовлечению широкой аудитории в обсуждение.

Фото проектов арт-группы WochenKlausur с публичного сайта группы [5]
Фото проектов арт-группы WochenKlausur с публичного сайта группы [5]
Фото проектов арт-группы WochenKlausur с публичного сайта группы [5]
Фото проектов арт-группы WochenKlausur с публичного сайта группы [5]
Фото проектов арт-группы WochenKlausur с публичного сайта группы [5]
Фото проектов арт-группы WochenKlausur с публичного сайта группы [5]
Фото проектов арт-группы WochenKlausur с публичного сайта группы [5]
Фото проектов арт-группы WochenKlausur с публичного сайта группы [5]
Энди Голсуорси. Каменная пыль, собранная при создании инсталляции «Passage, Hawaii». Брошена на рассвете тихим утром, 14 ноября 2022 года. Фото с публичного сайта автора [6]
Энди Голсуорси. Каменная пыль, собранная при создании инсталляции «Passage, Hawaii». Брошена на рассвете тихим утром, 14 ноября 2022 года. Фото с публичного сайта автора [6]

В пространстве искусства могут быть представлены разные точки зрения на отношения с окружающей средой, как отдельного человека, так и всего общества в целом. Искусство способно отразить общественные ценности настоявшего времени, взгляды художника и зрителя на эти ценности. Поэтому поиски эстетических стратегий в этом поле могут открыть новые способы отношения человека и окружающей среды.

Источники

  1. Инсталляция Олафура Элиассона «Ледяные часы»
  2. Моисеев Н.Н. Быть или не быть...человечеству? — ГУП ИПК «Ульяновский Дом печати», 1999
  3. Портфолио Варвары Гранковой
  4. Портфолио Петра Белого
  5. Портфолио арт-группы WochenKlausur
  6. Портфолио Энди Голсуорси
  7. Портфолио Recycle Group
  8. Demos TJ. Against the Anthropocene: Visual Culture and Environment Today. — Berlin: Sternberg Press; 2017
  9. Kagan, S. Art and Sustainable development: Connecting patterns for a culture of complexity. 2011
  10. Weintraub, L. To Life! Eco Art in Pursuit of a Sustainable Planet. University of California Press, Великобритания, 2012
name

Яна Малиновская

Аспирантка факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ.

Читайте также

Интервью с Леонидом Бажановым и Александрой Першеевой

Мы поговорили с научным и академическим руководителями программы «Современное искусство» — Леонидом Бажановым и Александрой Першеевой — о том, что такое современное искусство и в чем преимущество образования в Школе дизайна.

Выставки сайнс-арта в Москве: путь к новой метафизике

С середины 2021 года в Москве прошла серия знаковых выставочных проектов, посвященных сайнс-арту: «Да, живет иное во мне» и «New Elements» (Laboratoria Art&Science, Новая Третьяковка), «Зловещие грезы» и «Открытое множество» (Электромузей), «Код искусства» (галерея ГРАУНД Солянка), биеннале «Искусство будущего» (Мультимедиа арт музей) и многие другие. О стремительном развитии и популяризации научного искусства на примере названных проектов рассказывает Станислав Миловидов.

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт» и «Практики современного искусства». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.