По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Способно ли искусство не только визуализировать «эпоху антропоцена», но и включаться в процессы социальных изменений? Какие подходы выбирают художники, чтобы содействовать устойчивому развитию в новом контексте отношений между обществом и окружающей средой? Яна Малиновская рассказывает о самых ярких стратегиях работы с экологическим нарративом в современном искусстве на примерах проектов Ай Вэйвэя, Recycle Group, Олафура Элиассона и других авторов.
В последние годы, в связи с разнообразием и усилением угроз окружающей среде и существованию человечества, возник интерес к переопределению идеи «экономического роста» на иные ценностные установки, способствующие не только экономическому, но экологическому и социальному развитию и благополучию. Появление новой концепции устойчивого развития было логичным шагом. [10]
При этом оптимистичный взгляд политиков не совпадает с мнением ученых, которые знают, как обстоит дело с экологией на самом деле и видят в этой концепции только временную меру. В России существует проблема в самой дефиниции при разговоре о развитии экологии, экономики и общества, как замечает исследователь эволюционных процессов в обществе Н. Моисеев. [2] Кроме того большинство практик в этой области в нашей стране находится вне поля интересов широкой публики. Соответственно такие характеристики искусства как критический подход, междисциплинарность и публичность могут оказаться значимыми в вопросе привлечения внимания к теме.
Внимание к устойчивости как к характеристике художественной деятельности или, скорее, как особому подходу к художественной практике возникло на основе дискуссий в художественной среде, в которых исследователи задавались вопросом — каким образом искусство может быть включено в процессы социальных изменений в области устойчивого развития? [9]
Одна из обсуждаемых тем — дефиниция «устойчивое искусство» и понимание того, как искусство может содействовать устойчивому развитию. В конце концов, каким образом «эпоха антропоцена», эпоха глобального влияния человека на окружающую среду может быть представлена через визуальность и искусство. [8]
Как и за рубежом, среди российских художников существуют разные интерпретации и подходы. Например, некоторые авторы, такие как Recycle Group (Андрей Блохин и Георгий Кузнецов), Варвара Гранкова, Петр Белый [3,4,7] перерабатывают материалы в произведения искусства или используют экологически дружественные, природные материалы, как Энди Голдсуорти. [6] Так называемый ресайклинг-арт восходит еще к практикам газетных коллажей (Пабло Пикассо, Карло Карра и др.).
Другие авторы привлекают внимание к экологическим проблемам, как, например, Олафур Элиассон в проекте «Ледяные часы» (2014), посвященном глобальному потеплению и представленному во время экологического саммита ООН. [1] В рамках проекта «Система координат» в Кургальском заказнике Дима Филиппов создал инсталляцию из сосен «59.677615, 28.227906», выкрашенных садовой побелкой для защиты деревьев. Работа посвящена прокладке газопровода по территории заказника. Деревья окрашены в белый цвет от корней до высоты в 12 метров (ширина трубы газопровода) и словно вычеркнуты художником из зеленого пространства заказника.
Иные авторы привлекают внимание к социальным аспектам, например таким, как неравенство и права человека: Ай Вэйвэй «Laundromat/Прачечная-автомат», 2016, Хаим Сокол «Свидетельство», 2015. На сегодняшний день искусство, ориентирующееся на принципы устойчивости, всё еще находится в поиске точных определений, методов и форм, способов взаимодействия. Тем не менее, используя современные коммуникационные и социальные технологии, художники создают площадки для диалога, обмена идеями и вовлечения сторонников социальных изменений. Это не только художественные произведения, но и социальные активности, различные события, мероприятия экологической и социальной направленности.
Например, арт-группа WochenKlausur рассматривает свои художественные практики не как формальные акты, но как вмешательство в жизнь общества. Среди проектов группы выделим «План развития района» (2013), «Ремонт общежития для беженцев» (2016) и "Создание общественного центра (2011). [5] В рамках своих проектов художники привлекают внимание к конкретным вопросам экологических, экономических или социальных изменений. Такие коммуникации способствуют осведомленности, создают условия для развития экологического сознания у зрителей, вовлечению широкой аудитории в обсуждение.
В пространстве искусства могут быть представлены разные точки зрения на отношения с окружающей средой, как отдельного человека, так и всего общества в целом. Искусство способно отразить общественные ценности настоявшего времени, взгляды художника и зрителя на эти ценности. Поэтому поиски эстетических стратегий в этом поле могут открыть новые способы отношения человека и окружающей среды.
Яна Малиновская
Аспирантка факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ.
Начинается новая глава HSE ART GALLERY. Спустя 5 лет галерея Школы дизайна НИУ ВШЭ открывает вторую выставочную площадку на территории ЦСИ «Винзавод», одного из крупнейших частных центров современного искусства в России. Прежнее пространство на Павелецкой станет местом для реализации коммерческих проектов и выставок зарекомендовавших себя студентов и выпускников.
Центр «Зотов» и Школа дизайна НИУ ВШЭ приглашают художников, фотографов, дизайнеров среды и архитекторов присоединиться к авторскому вариативу Владислава Ефимова — «Архитектурная фотография и исследование пространства». Занятия стартуют 2 сентября.
Направление
Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».
Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве».
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.