По общим вопросам
По вопросам поступления
Бакалавриат и магистратура
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По вопросам поступления
Дополнительное образование
С 10:30 до 19:00
По вопросам поступления
Детская школа дизайна
С 10:30 до 19:00
Метро «Павелецкая»
Основное образование
Дополнительное образование
Способно ли искусство не только визуализировать «эпоху антропоцена», но и включаться в процессы социальных изменений? Какие подходы выбирают художники, чтобы содействовать устойчивому развитию в новом контексте отношений между обществом и окружающей средой? Яна Малиновская рассказывает о самых ярких стратегиях работы с экологическим нарративом в современном искусстве на примерах проектов Ай Вэйвэя, Recycle Group, Олафура Элиассона и других авторов.
В последние годы, в связи с разнообразием и усилением угроз окружающей среде и существованию человечества, возник интерес к переопределению идеи «экономического роста» на иные ценностные установки, способствующие не только экономическому, но экологическому и социальному развитию и благополучию. Появление новой концепции устойчивого развития было логичным шагом. [10]
При этом оптимистичный взгляд политиков не совпадает с мнением ученых, которые знают, как обстоит дело с экологией на самом деле и видят в этой концепции только временную меру. В России существует проблема в самой дефиниции при разговоре о развитии экологии, экономики и общества, как замечает исследователь эволюционных процессов в обществе Н. Моисеев. [2] Кроме того большинство практик в этой области в нашей стране находится вне поля интересов широкой публики. Соответственно такие характеристики искусства как критический подход, междисциплинарность и публичность могут оказаться значимыми в вопросе привлечения внимания к теме.
Внимание к устойчивости как к характеристике художественной деятельности или, скорее, как особому подходу к художественной практике возникло на основе дискуссий в художественной среде, в которых исследователи задавались вопросом — каким образом искусство может быть включено в процессы социальных изменений в области устойчивого развития? [9]
Одна из обсуждаемых тем — дефиниция «устойчивое искусство» и понимание того, как искусство может содействовать устойчивому развитию. В конце концов, каким образом «эпоха антропоцена», эпоха глобального влияния человека на окружающую среду может быть представлена через визуальность и искусство. [8]
Как и за рубежом, среди российских художников существуют разные интерпретации и подходы. Например, некоторые авторы, такие как Recycle Group (Андрей Блохин и Георгий Кузнецов), Варвара Гранкова, Петр Белый [3,4,7] перерабатывают материалы в произведения искусства или используют экологически дружественные, природные материалы, как Энди Голдсуорти. [6] Так называемый ресайклинг-арт восходит еще к практикам газетных коллажей (Пабло Пикассо, Карло Карра и др.).
Другие авторы привлекают внимание к экологическим проблемам, как, например, Олафур Элиассон в проекте «Ледяные часы» (2014), посвященном глобальному потеплению и представленному во время экологического саммита ООН. [1] В рамках проекта «Система координат» в Кургальском заказнике Дима Филиппов создал инсталляцию из сосен «59.677615, 28.227906», выкрашенных садовой побелкой для защиты деревьев. Работа посвящена прокладке газопровода по территории заказника. Деревья окрашены в белый цвет от корней до высоты в 12 метров (ширина трубы газопровода) и словно вычеркнуты художником из зеленого пространства заказника.
Иные авторы привлекают внимание к социальным аспектам, например таким, как неравенство и права человека: Ай Вэйвэй «Laundromat/Прачечная-автомат», 2016, Хаим Сокол «Свидетельство», 2015. На сегодняшний день искусство, ориентирующееся на принципы устойчивости, всё еще находится в поиске точных определений, методов и форм, способов взаимодействия. Тем не менее, используя современные коммуникационные и социальные технологии, художники создают площадки для диалога, обмена идеями и вовлечения сторонников социальных изменений. Это не только художественные произведения, но и социальные активности, различные события, мероприятия экологической и социальной направленности.
Например, арт-группа WochenKlausur рассматривает свои художественные практики не как формальные акты, но как вмешательство в жизнь общества. Среди проектов группы выделим «План развития района» (2013), «Ремонт общежития для беженцев» (2016) и "Создание общественного центра (2011). [5] В рамках своих проектов художники привлекают внимание к конкретным вопросам экологических, экономических или социальных изменений. Такие коммуникации способствуют осведомленности, создают условия для развития экологического сознания у зрителей, вовлечению широкой аудитории в обсуждение.
В пространстве искусства могут быть представлены разные точки зрения на отношения с окружающей средой, как отдельного человека, так и всего общества в целом. Искусство способно отразить общественные ценности настоявшего времени, взгляды художника и зрителя на эти ценности. Поэтому поиски эстетических стратегий в этом поле могут открыть новые способы отношения человека и окружающей среды.
Яна Малиновская
Аспирантка факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ.
В 2020-м году не стало Марион фон Остен, человека, чье значение для немецкого концептуального и политического искусства имеет чрезвычайно важное значение. Марион — художник, куратор, исследователь и педагог. Ее деятельность была сосредоточена вокруг культурного производства в постколониальных обществах, производству знаний и управлению мобильностью. Публикуем беседу Марион и Василия Мельниченко, записанную в 2013 году во время симпозиума «Networking. Сетевое взаимодействие в кураторском поле».
Многие теоретики XX и XXI веков обращали внимание на то, что физические границы наших тел редко совпадают с нашими представлениями о них. А наука, технологии и искусство активно влияют на подвижность этого зазора. Анастасия Алёхина рассказывает о нескольких перформансах и художественных проектах, поднимающих вопросы о нормативности и не нормативности тела, разных подходах к пониманию красивого и стыдного, табуированного и приемлемого.
Направление
Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».
Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт» и «Практики современного искусства». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.