По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Владимир Кузьмин — архитектор, дизайнер, руководитель проектной группы «Поле-дизайн» и новый куратор профиля магистратуры «Дизайн среды. Продвинутый уровень». Для нашего сайта Владимир рассказал о будущем профессии средового дизайнера, взаимосвязи практики и преподавания и о том, чему он хочет научить новых студентов.
Куратор профиля магистратуры «Дизайн архитектурной среды». Архитектор-дизайнер, руководитель проектной группы «Поле-Дизайн». Доцент Московского архитектурного института и Президентской академии. Куратор различных выставок и архитектурных фестивалей.
Участник и автор проектов российской экспозиции на архитектурной биеннале в Венеции (2004, 2008), участник архитектурного биеннале в Пекине (2004), куратор выставок и архитектурных фестивалей, в том числе «Зодчества», «АрхМосквы» и Биеннале Архитектуры в Москве. Лауреат профессиональных смотров и конкурсов. Лауреат Государственной премии России в номинации «Дизайн» и архитектурной премии «Золотое сечение». Член Совета партнёрства Ассоциации Деревянного Домостроения. Член Союза архитекторов.
Я наблюдаю процесс трансформации профессии от момента, когда приходилось объяснять, что такое дизайн среды и зачем вообще нужны средовые решения, благоустройство, организация развития территорий, до настоящего. Сегодня вопросы организации пространства, развития, движения, коммуникаций в рамках средовых комплексов и форматов являются, по сути, обязательными для любого девелопмента от самых локальных форм до глобальных — развития городов и территорий. Динамика очень существенная. И это не может не радовать.
За годы моей практики изменились инструментарий, технологическая база, конкретная номенклатура деятельности и решений, техники этих решений. Она следует за развитием технологий проектирования и за развитием уровня жизни. И требования, соответственно, тоже поменялись. И этому приходится учиться: как оперировать новыми возможностями, которые дает нам развитие технологической базы и появление нового объема информации.
Мне кажется, что в будущем все профессии, которые так или иначе были связаны с областью проектирования вокруг жизни человека, будут объединены профессией средового дизайнера. Архитекторы, ландшафтные дизайнеры, технологические дизайнеры, дизайнеры коммуникации, дизайнеры информационных систем — все будут, по сути, являться частью глобального дизайна среды. Потому что мы постепенно и уже весьма осязаемо уходим от проектирования отдельных объектов к комплексным решениям самых разных масштабов. Этот вектор будет развиваться вне зависимости от политических, экономических, этнографических факторов в силу того, что глобализация никуда не уходит, городская культура разрастается и вбирает в себя все, что только можно.
Задача дизайнера среды будущего — сделать развитие городской среды последовательным и комфортным, создать органичный облик города будущего.
Безусловно. Во-первых, у меня был очень хороший учитель и школа, которую я прошел, — это школа средового дизайна Александра Павловича Ермолаева. Он руководитель этого направления на кафедре дизайна архитектурной среды МАрхИ. Учитель и направил меня в эту область. Все, чем я занимался с момента завершения школы — это была не столько архитектура, сколько «архитектура и». И вот это «и» постепенно сформировалось в нечто «между»: между домами, объектами, людьми. Это пространство «между» — это и есть то, чем мы занимались все время. А проектируя это, мы параллельно тащили за собой всех, кто шел за нами.
Проектирование среды — это проектирование образовательных процессов в этой среде. Среда сама учит, как жить в ней и как её создавать. Эта тотальная образовательная и воспитательная роль средового проектирования вылилась в то, что я работал с людьми в разных форматах: и в академических, и в профессиональных. Я вел некоторые профессиональные воркшопы, потом меня пригласили в Архитектурный институт, потом в другие школы. Постепенно я стал взаимодействовать с разными институтами, я работал в РАНХиГС как раз с людьми, не являющимися архитекторами, работал с МАРШем именно потому, что наш средовой подход отличался от подхода чисто архитектора. Таким образом, возникла целая группа людей, которые прошли этот путь вместе со мной, являясь моими учениками, последователями и партнерами. За 30 лет работы в профессии таких людей стало очень много.
Школа дизайна НИУ ВШЭ предложила мне стать куратором магистратуры «Дизайн среды. Продвинутый уровень» и я очень рад этому! Это возможность поработать с людьми, у которых уже есть базовая профессиональная подготовка. Магистратура — это исследовательский формат, который мне интересен, и поэтому я здесь.
Проектирование среды — это проектирование образовательных процессов в этой среде. Среда сама учит, как жить в ней и как её создавать.
Можно по-разному ответить на этот вопрос. Она подойдёт архитекторам, которые хотят найти себя в форматах не объемного, а концептуально-территориального проектирования, систем пространственного развития, изучения вопросов, связанных с организацией пространства в масштабах городских или даже региональных. Эта программа может подойти людям, которые не являются архитекторами, но хотят получить новые знания. Но специфика этой программы магистратуры всё-таки предполагает базовое архитектурное образование. Мы готовим специалистов, которые проектируют реальность.
Но она подойдет не только архитекторам. Я бы хотел, чтобы учились здесь ещё и те, кому интересны не только конкретные объёмные и пространственные следствия каких-то изменений, которые могут происходить, но и их основа, их базис, их анализ, причины, почему эти изменения должны происходить и почему они происходят именно так. Я бы хотел, чтобы здесь был упор на исследовательскую составляющую. Точнее в равной степени как на проектную, так и в исследовательскую. Я бы хотел, чтобы на моей программе обучались люди, которые стремятся к пониманию того, как меняется среда в зависимости от изменения их самих и контекста вокруг, какие есть закономерности у этого изменения и какие следствия, а главное — какие у этих изменений могут быть проектные выходы. Вот это магистры, в моем понимании, должны придумывать. Поэтому надеюсь, что люди, которые сюда придут обучаться — это те, кому интересны изменения, развитие, жизнь.
Вышка отличается тем, что система образовательной структуры сложилась и она достаточно успешна. Иначе не было бы такого уверенного развития и движения. Если отвечать на вопрос, как бы я осмелился скорректировать уже имеющийся образовательный процесс, то здесь имеет смысл добавлять нелинейную составляющую, которая в простом может обнаруживать сложное (при этом сам факт проектирования от простого к сложному не отменяется).
Не жертвуя проектной составляющей, я хочу сделать акцент на исследовательской части, связанной с многослойным и многоплановым анализом, к которому нужно привлекать соответствующих специалистов, людей из разных дисциплин. Я хочу сфокусироваться на мультидисциплинарности и многослойности средового дизайна. «Натаскивание» людей на приобретение практических навыков не так важно, как умение реагировать, анализировать и прогнозировать процессы и ситуации, которые станут востребованы и будут формировать нашу жизнь завтра. Исследования вопросов развития и некоторый взгляд в будущее — это то, что меня интересует.
Любой педагог учится у своих студентов. Прежде всего тому, как жить в новом времени. Каждый новый период работы со студентами — новый этап моего развития. Люди, которые учились у нас в нулевых, принципиально отличаются от тех, кто учится сейчас. А мы остаемся теми же. И чтобы этот процесс не вызывал конфликтов поколений, нужно учиться находить язык с новым поколением профессионалов. Это не просто. Но это и есть самая интересная вещь в преподавании — учиться разговаривать на одном языке с новым поколением «падаванов».
Фотография — что это? Технология записи изображения на светочувствительном материале или матрице цифрового фотоаппарата — или один из видов изобразительного искусства, занимающий ключевое место в массовой культуре современности? О том, что это за медиум, как учат фотографии в Школе дизайна и почему возникли фотоконкурс и фотожурнал «Отпечаток», мы поговорили с Ксенией Плотниковой, Владимиром Левашовым и Евгенией Соломатиной.
В 2024 году сеть магазинов «Спортмастер» выпустила серию кроссовок, в разработке дизайна которых участвовала выпускница магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ «Предметный и промышленный дизайн» Элина Билалова. Мы узнали у Элины, как из специалиста по прикладной математике и физике она стала дизайнером обуви.
Направление обучения
Дизайн среды формирует реальность вокруг современного человека. Это внешний вид пространств и предметов, которые нас окружают: архитекторы и дизайнеры среды проектируют интерьеры и мебель, здания и ландшафты.
Эта сфера, как никакая другая, сочетает в себе концептуальность и утилитарность. В Школе дизайна НИУ ВШЭ учат и тому, и другому: студенты одновременно создают комфортную среду и выражают сложные мысли средствами графической коммуникации.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.