Видео: Эксперты британского образования провели дискуссию о музыке в Школе дизайна

В пятницу 4 октября в Школе дизайна прошла дискуссия о музыке от британских академиков.

Четыре представителя успешных творческих вузов Великобритании прилетели в Москву в рамках Года музыки Великобритании и России 2019.

​​​В дискуссии приняли участие Тим Франц, Майк Макнелли, Стивен Дэвисмун и Мартин Джеймс.

Наша студенческая редация попросила исследователей рассказать о том, какие явления они считают поворотными в развитии музыкальной индустрии последних лет.

Лектор по брендингу и маркетингу в Университете креативных искусств UCA, а также соавтор Международной программы музыкального управления, запуск которой запланирован на 2020 год.

Майк Макнелли напомнил, что каждый раз, когда технический прогресс приносил новое, критики пророчили конец музыкальной индустрии. Изменения, несомненно, рушат привычные уклады, но главное, что за последние 20 лет благодаря им расстановка сил радикально изменилась. Привратники, стоящие в дверях, и принимающие решения о том, кому можно войти в профессиональный музыкальный мир, или чья карьера подошла к концу, по факту, всё ещё на своих местах, однако их влияние ограничено.

Говоря о новых технологиях, Майк отметил, что очень оптимистичен в их отношении. С их помощью артисты могут напрямую вести диалог с аудиторией, а мир благодаря связи стал «плоским».

Заместитель декана и руководитель Школы творческих и исполнительских искусств в Liverpool Hope University.

Стивен Дэвисмун изучает множественность способов восприятия музыки. Интерес ученого распространяется на феноменологию, способность звука оказывать влияние на слушателя, осознанно воспринимать звук и рефлексировать свою звуковой опыт; и онтологию, — историю восприятия в исторической перспективе.

Дэвисмун предсказывает появление новой профессии: sonic archeologist (звуко — археолог). Сегодня звук оцифровывается, систематизируется и производится активно, как никогда ранее, но в то же время многие старые записи могут быть навсегда утеряны.

Археолог звука может стать тем человеком, который будет искать в забытые или никогда не вышедшие в эфир жемчужины.


профессор творческих и культурных индустрий в Университете Solent, автор нескольких книг о музыке, в том числе, биографий Дейва Грола, The Prodigy и Moby.

Мартин Джеймс, профессор творческих и культурных индустрий в Университете Solent, автор нескольких книг о музыке, в том числе, биографий Дейва Грола, The Prodigy и Moby, признался, что в молодости был профессиональным музыкантом, и, как часто бывает с молодыми музыкантами, ничего не зарабатывал.

Наше настоящее со стриминговыми сервисам, считает Мартин, и, это то будущее, о котором рассуждал Дэвид Боуи еще в 1999: музыка пронизывает всё как электричество. Стриминг — это способ слушать и, по сути, не платить ничего, не забывая, что музыка подвергается там сильной компрессии. Относиться к подобным сервисам лучше всего как к поисковым платформам Находить там новый материал, а затем узнавать о нем больше. Мы живем в парадигме брендинга, где все становимся «procumers» — чем-то средним между производителем и потребителем — одновременно потребляя и производя продукт. Пропуск в индустрию теперь можно получить не только через людей, но и через технологии.

Итоги дискуссии

Все участники дискуссии согласились с тем, что технологии позитивно меняют то, как мы самовыражаемся, нашу жизнь в целом, и особенно творческий процесс.
В то же время ситуация с новыми технологиями неоднозначна: с одной стороны, телефон может записать любой звук и мгновенно передать его в оцифрованном виде , с другой, популярное программное обеспечение, рассчитанное на тысячи пользователей, может служить «креативной смирительной рубашкой».

Пока социальные сети и стриминговые сервисы собирают все больше информации о нас и наших привычках, это не может не тревожить. Технологии позволили нам окунуться в музыку как никогда, однако, теперь мы сами себе и критик, и привратник. Стриминг лишил музыку традиционного ритуала слушания. Осознание и понимание музыки может быть разным, кого-то вдохновляют ночные поездки за рулем, других — команды, стоящие за созданием самого произведения и ауди-визуальные работы вокруг, будь то обложка альбома или клип. В конечном итоге музыка — это проводник, помогающий обмениваться идеями и настроениями. Новую музыку, гости убеждены, искать лучше через беседы и сообщества людей, объединенных любовью к музыке.

В завершении встречи прозвучал совет молодым музыкантам — не сдаваться и страстно верить в свое дело. Говоря о диверсификации в музыкальной индустрии, где доминируют белые мужчины, наши гости попросили девушек не оставлять свои амбиции в музыке, поскольку они уверены, что женщины в музыке зачастую более талантливы.

Материал подготовлен Студенческой редакцией Школы дизайна НИУ ВШЭ

Автор текста — Вероника Турканова

Полная запись дискуссии

name

Курс «Музыкальное продюсирование и саунд-дизайн» организован совместно со Школой продюсирования музыки DOS.

Преподаватели DOS постоянно улучшают образовательный метод. За 3 года работы школа выпустила более трёхсот музыкальных продюсеров, многие из которых обрели не только новое хобби, но и дело жизни. После обучения выпускники DOS попадают в творческое сообщество, которое регулярно принимает участие в городских мероприятиях, из последних проектов: оркестр из лэптопов на «Ночи искусств» в «Музее Москвы», шумовой оркестр в рамках фестиваля «Золотой осёл. Модули. Метаморфоризация» в «Электротеатре Станиславский», образовательные стенды на фестивалях «Пикник Афиши», «Geek Picnic», «Synthposium».

Профиль

Саунд-арт и саунд-дизайн

Студенты профиля изучают широкий набор практик работы со звуком: от прикладных навыков звукорежиссуры, композиции, музыкального продюсирования и создания пространственных мультимедийных инсталляций до тщательного концептуального исследования феномена с позиций эстетики, современной философии и теории искусства.

Как поступить