Владимир Левашов об искусстве и фотографии

Владимир Левашов
Владимир Левашов

Школа дизайна открывает новый бакалаврский профиль «Современная фотография». Направление возглавит Владимир Левашов — фотокритик, куратор, художественный директор Stella Art Foundation (Москва), автор книг и статей по современному искусству и фотографии. Первый набор на профиль состоится уже в 2020 году.

Cтуденты профиля будут проходить обучение у известных фотохудожников, получать знания и навыки в области художественной теории и практики, работать над авторскими проектами. Мы попросили Владимира Левашова поделиться видением прошлого и настоящего фотоискусства.

Чем отличается коммерческий фотограф от фотохудожника?

Анна Винтур, главред американского Vogue, как-то сформулировала: «Нам нужен фотограф, чтобы снять одежду, сделать так, чтобы девушка выглядела милой, предоставить достаточно изображений для выбора и не демонстрировать при этом никакого собственного отношения. Фотографы же — если они чего-то стоят — жаждут создавать искусство.

То есть даже коммерческий фотограф чаще всего имеет возможность совместить свое индивидуальное представление о прекрасном с тем, что ему диктует заказчик.

У фотохудожника нет конкретного заказчика, поэтому и свободы у него бесконечно больше. Только вот, что такое фотография как искусство, все равно никто толком не знает.

Что такое «современная фотография» и как она соотносится с современным искусством?

Общеизвестно, что искусство находится в перманентном кризисе уже более сотни лет. Причем фотография стала одной из его важнейших причин, начав еще в середине XIX веке с подрыва живописи.

А в 1960-70-е годы, когда в общекультурном поле была констатирована смерть живописи, старых средств репрезентации, искусства и в конце концов самого автора, пришла пора умереть и фотографии. Чему последним, самым убедительным из доказательств, стало появление цифрового изображения, почему-то прочно склеившееся в общественном сознании с концом мифа о правде как основе этого медиума.

По сравнению с аналоговой цифровая фотография стала считаться искусственной, манипулятивной, радикально меняющей суть процесса прежней, «правдивой», визуальной фиксации. Хотя сказать, так ли уж сокрушительно было произошедшее изменение, невозможно. Возможно лишь утверждать, что оно радикально форсировало процессы визуального производства. И объединило производство текстов, статичных и движущихся образов в элементы, превратив его в общий цифровой поток. За чертой всеобщего краха обнаружилась новая жизнь — post mortem.

Другими словами, пост-фотография стала мультимедиальной, из чего следует, что фотохудожнику новейшего образца хорошо бы уметь пользоваться гораздо большей, чем прежде, суммой инструментов.

Когда мы сегодня говорим о современной фотографии, то стоит иметь в виду, что речь совсем не обо всем колоссальной объеме изображений, получаемых с помощью различных фотоустройств.

Понятием «современная фотография» обозначается сумма фотопрактик, находящихся за пределами прикладной фотографии — той, что обслуживает самые разные инстанции — от масс-медия, рекламы и индустрии до науки и материального производства.

Термин «современная фотография» обозначает фотографическую деятельность, имеющую собственные, если хотите, индивидуально-проектные, эстетические цели. Но и этот художественный, эстетический поток фотоизображений следует делить по крайней мере надвое. Одна его часть — это современное искусство, использующее фотомедиум в качестве одного из своих инструментов при создании авторского проекта. Другая — новейшего образца фотографическая практика, исходящая из исторической традиции медиума, его законов, условностей, стандартов и проблем, всего потенциала многочисленных техник и долгого опыта.

Эти две «современные фотографии» очень разные (пусть и граница между ними размыта), а называются одним термином — отсюда путаница.

Другой род путаницы проистекает из того, что сегодня, хорошо или плохо, но фотографируют буквально все вокруг. А потому может казаться, что любой снимок может называться фотоискусством. Это, конечно, не так.

Как бы ни был силен, выразителен, эффектен случайно сделанный — даже не человеком, а, скажем, просто автоматическим устройством — снимок, искусством он сможет считаться только тогда, когда станет элементом языка, проекта конкретного автора. Иначе же — останется частью окружающего мира.

Дерево или даже анонимное промышленное изделие для каждого из нас может быть не менее прекрасным, чем древний собор, но мы не считаем их произведениями искусства.

Можно ли научить фотографии?

Всякому художнику известно, что искусству научить нельзя. Зато можно научить ремеслу и языку этой профессии, познакомить со стратегиями, идеями и опытом, накопленными в поле новейшего фотоискусства.

Это и есть цель бакалаврского профиля «Современная фотография», которая позволит сознательно выбрать свою собственную роль на профессиональной сцене искусства.

Направление «Современная фотография» дополнит список профилей программы «Современное искусство» Школы дизайна, на котором также проводится набор по профилям «Художник и куратор», «Медиа-арт», «Кино и видеоарт», «Саунд-арт и саунд-дизайн».

Условия приема, стоимость обучения и количество мест вы можете узнать на странице направления «Современное искусство».

Профиль

Фотография

Профиль «Фотография в моде и рекламе» дает возможность освоить как теоретические и концептуальные, так и технические аспекты современной фотографии. Студенты получают обширные знания в области истории и теории искусства, фотографии и медиа, осваивают цифровые и аналоговые технологии, учатся взаимодействию фотографии с дизайном, видеоартом, инсталляцией и другими актуальными практиками.

Как поступить