По общим вопросам
Что такое видеоарт? Является ли он массовым искусством? Должен ли художник следить за новейшими технологиями и может ли быть видеоарт без видео?
Александра Старусева-Першеева, кандидат искусствоведения и преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, побывала в гостях на передаче Александра Пушного и Риты Митрофановой «Физики и лирики» на радио Маяк и ответила на эти вопросы.
Публикуем основные тезисы беседы.
Видеоарт — это один из форматов работы художника. Коротко говоря, это движущееся изображение в галерейном пространстве.
Видеоарт появился как ответ на усиливающуюся власть телевидения и «больших нарративов», проводником которых оно является. Поэтому ранние опыты видеохудожников связаны с критикой телевизионных форматов и пародией на них. Так индивидуальный взгляд художника противопоставляется идеологической машине.
В 1965 году появляется первая бытовая портативная камера, и теперь художник может работать с экранным образом (впрочем, были такие опыты и в начале 1960-х: неодадаисты создавали инсталляции с «подготовленными» телевизорами).
Видеоарт находится в поле современного искусства, в соприкосновении с другим практиками: с саунд-артом, перформансом, инсталляцией и скульптурой.
Можно обозначить и более широкое поле: видеохудожники активно работают с образностью классической живописи, театра, новой академической музыки и, разумеется, с кинематографом.
В 1960-1970-е годы отношение кинематографистов к видеоарту было настороженным, странные видео на маленьких телевизионных экранах казались режиссерам чем-то непрофессиональным. Однако видеоарт прочно закрепился в пространстве галерей и музеев, его открытия стало невозможно игнорировать.
Появились художники, совмещающие работу с видео и кинорежиссуру: Питер Гринуэй, Стив МакКуин, Майкл Сноу и другие.
В видеоарте также появилась «кинематографическая» линия, связанная с созданием высокобюджетных и первоклассных по качеству работ, имеющих вполне ясный (хоть и необычный) сюжет. Такими художниками-режиссерами стали Мэтью Барни, Айзек Джулиан, Янг Фудонг, Эйя-Лииза Ахтила и другие.
Чем отличается видеоарт от кино?
Сегодня кино и видеоарт существуют в едином образном поле, однако, между ними по-прежнему есть несколько различий:
Также из молодых российских видеохудожников важно знать Сашу Пирогову, Евгения Гранильщикова, Полину Канис, Дмитрия Венкова.
В Школе дизайна открыто направление «Кино и видеоарт». Подписывайтесь на наши социальные сети, чтобы узнавать самые последние новости направления и индустрии.
Сегодня вышел новый, третий по счёту, номер Журнала ВШЭ по искусству и дизайну / HSE University Journal of Art & Design. На этот раз в центре внимания авторов оказался театр — как зрелище и синтетическое действо, в котором органически соединяются все виды искусства. Делимся подробностями и — спойлер! — рассказываем, как подписаться на коллекционное печатное приложение к электронному Журналу ВШЭ по искусству и дизайну — Журнал ART.
С 25 по 27 октября в «Тимирязев Центре» пройдёт Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. HSE ART GALLERY примет в ней участие, представив произведения выпускниц и преподавательниц Школы дизайна — Анны Знаменской, Марины Батылиной и Лены Власовой. Мы поговорили с художницами о темах их творчества, источниках вдохновения и работах, отобранных для ярмарки.
Направление
Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».
Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве».
Профиль бакалавриата
Студенты бакалаврского профиля «Экранные искусства» специализируются на работе с движущимся изображением: изучают историю и теорию кино, основы кинодраматургии, искусство режиссуры и монтажа.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.