Александра Першеева о современном искусстве и видеоарте

Александра Першеева о современном искусстве и видеоарте

Что такое видеоарт? Является ли он массовым искусством? Должен ли художник следить за новейшими технологиями и может ли быть видеоарт без видео?

Александра Старусева-Першеева, кандидат искусствоведения и преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, побывала в гостях на передаче Александра Пушного и Риты Митрофановой «Физики и лирики» на радио Маяк и ответила на эти вопросы.

Публикуем основные тезисы беседы.

Что такое видеоарт и когда он появился?

Видеоарт — это один из форматов работы художника. Коротко говоря, это движущееся изображение в галерейном пространстве.

Видеоарт появился как ответ на усиливающуюся власть телевидения и «больших нарративов», проводником которых оно является. Поэтому ранние опыты видеохудожников связаны с критикой телевизионных форматов и пародией на них. Так индивидуальный взгляд художника противопоставляется идеологической машине.

В 1965 году появляется первая бытовая портативная камера, и теперь художник может работать с экранным образом (впрочем, были такие опыты и в начале 1960-х: неодадаисты создавали инсталляции с «подготовленными» телевизорами).

Нам Джун Пайк, основоположник видеоарта
Нам Джун Пайк, основоположник видеоарта

Видеоарт находится в поле современного искусства, в соприкосновении с другим практиками: с саунд-артом, перформансом, инсталляцией и скульптурой.

Можно обозначить и более широкое поле: видеохудожники активно работают с образностью классической живописи, театра, новой академической музыки и, разумеется, с кинематографом.

В 1960-1970-е годы отношение кинематографистов к видеоарту было настороженным, странные видео на маленьких телевизионных экранах казались режиссерам чем-то непрофессиональным. Однако видеоарт прочно закрепился в пространстве галерей и музеев, его открытия стало невозможно игнорировать.

Появились художники, совмещающие работу с видео и кинорежиссуру: Питер Гринуэй, Стив МакКуин, Майкл Сноу и другие.

В видеоарте также появилась «кинематографическая» линия, связанная с созданием высокобюджетных и первоклассных по качеству работ, имеющих вполне ясный (хоть и необычный) сюжет. Такими художниками-режиссерами стали Мэтью Барни, Айзек Джулиан, Янг Фудонг, Эйя-Лииза Ахтила и другие.

Чем отличается видеоарт от кино?

Сегодня кино и видеоарт существуют в едином образном поле, однако, между ними по-прежнему есть несколько различий:

  • Видеоарт мыслится как сугубо авторское произведение (а не как работа группы над фильмом), художник может создавать его в одиночку;
  • Видеохудожник может работать с пространством галереи, совмещая экранный образ с форматом инсталляции и перформанса (в то время как кино ограничено одним-единственным экраном);
  • Видео может работать в режиме обратной связи (feedback), что уже в 1960-е дало художникам возможность создавать интерактивные произведения, какие невозможны для кино. Сегодня эта тенденция становится все ярче благодаря AR и VR.
Живые перформеры, их тени и их отснятые двойники встречаются в работе Роберта Уитмана «Prune Flat» (1965).
Живые перформеры, их тени и их отснятые двойники встречаются в работе Роберта Уитмана «Prune Flat» (1965).

Российские классики видеоарта

Алексей Исаев

Кирилл Преображенский

Владимир Кобрин

Вадим Кошкин

Борис Юхананов

Группа «Прометей»

Группа AES+F

Виктор Алимпиев

Также из молодых российских видеохудожников важно знать Сашу Пирогову, Евгения Гранильщикова, Полину Канис, Дмитрия Венкова.

В Школе дизайна открыто направление «Кино и видеоарт». Подписывайтесь на наши социальные сети, чтобы узнавать самые последние новости направления и индустрии.

Читайте также

«1, 2, 3». Итоги интенсива Артура Голякова в Школе дизайна

В Школе дизайна прошёл интенсив художника Артура Голякова под названием «1, 2, 3». В течение двух дней — 24 и 25 мая — участники вместе с Артуром создали оммажи на художественные произведения. Единственным ограничением были материалы, которыми должны были стать товары из ближайшего дисконтного магазина.

Премьера картины выпускника Школы дизайна — на платформе CoolPlay

Фильм «Точки пересечения», снятый выпускником профиля «Экранные искусства» Николаем Коваленко, опубликован на стриминговой платформе CoolPlay. Премьера фильма, сопровождённая положительной рецензией кинокритика Вадима Рутковского, прошла там же 20 сентября.

Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Профиль бакалавриата

Экранные искусства

Сту­денты бакалаврского профиля «Экранные искусства» специализируются на работе с движущимся изображением: изучают историю и теорию кино, основы кинодраматургии, искусство режиссуры и монтажа.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.