Александра Першеева о современном искусстве и видеоарте

Александра Першеева о современном искусстве и видеоарте

Что такое видеоарт? Является ли он массовым искусством? Должен ли художник следить за новейшими технологиями и может ли быть видеоарт без видео?

Александра Старусева-Першеева, кандидат искусствоведения и преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, побывала в гостях на передаче Александра Пушного и Риты Митрофановой «Физики и лирики» на радио Маяк и ответила на эти вопросы.

Публикуем основные тезисы беседы.

Что такое видеоарт и когда он появился?

Видеоарт — это один из форматов работы художника. Коротко говоря, это движущееся изображение в галерейном пространстве.

Видеоарт появился как ответ на усиливающуюся власть телевидения и «больших нарративов», проводником которых оно является. Поэтому ранние опыты видеохудожников связаны с критикой телевизионных форматов и пародией на них. Так индивидуальный взгляд художника противопоставляется идеологической машине.

В 1965 году появляется первая бытовая портативная камера, и теперь художник может работать с экранным образом (впрочем, были такие опыты и в начале 1960-х: неодадаисты создавали инсталляции с «подготовленными» телевизорами).

Нам Джун Пайк, основоположник видеоарта
Нам Джун Пайк, основоположник видеоарта

Видеоарт находится в поле современного искусства, в соприкосновении с другим практиками: с саунд-артом, перформансом, инсталляцией и скульптурой.

Можно обозначить и более широкое поле: видеохудожники активно работают с образностью классической живописи, театра, новой академической музыки и, разумеется, с кинематографом.

В 1960-1970-е годы отношение кинематографистов к видеоарту было настороженным, странные видео на маленьких телевизионных экранах казались режиссерам чем-то непрофессиональным. Однако видеоарт прочно закрепился в пространстве галерей и музеев, его открытия стало невозможно игнорировать.

Появились художники, совмещающие работу с видео и кинорежиссуру: Питер Гринуэй, Стив МакКуин, Майкл Сноу и другие.

В видеоарте также появилась «кинематографическая» линия, связанная с созданием высокобюджетных и первоклассных по качеству работ, имеющих вполне ясный (хоть и необычный) сюжет. Такими художниками-режиссерами стали Мэтью Барни, Айзек Джулиан, Янг Фудонг, Эйя-Лииза Ахтила и другие.

Чем отличается видеоарт от кино?

Сегодня кино и видеоарт существуют в едином образном поле, однако, между ними по-прежнему есть несколько различий:

  • Видеоарт мыслится как сугубо авторское произведение (а не как работа группы над фильмом), художник может создавать его в одиночку;
  • Видеохудожник может работать с пространством галереи, совмещая экранный образ с форматом инсталляции и перформанса (в то время как кино ограничено одним-единственным экраном);
  • Видео может работать в режиме обратной связи (feedback), что уже в 1960-е дало художникам возможность создавать интерактивные произведения, какие невозможны для кино. Сегодня эта тенденция становится все ярче благодаря AR и VR.
Живые перформеры, их тени и их отснятые двойники встречаются в работе Роберта Уитмана «Prune Flat» (1965).
Живые перформеры, их тени и их отснятые двойники встречаются в работе Роберта Уитмана «Prune Flat» (1965).

Российские классики видеоарта

Алексей Исаев

Кирилл Преображенский

Владимир Кобрин

Вадим Кошкин

Борис Юхананов

Группа «Прометей»

Группа AES+F

Виктор Алимпиев

Также из молодых российских видеохудожников важно знать Сашу Пирогову, Евгения Гранильщикова, Полину Канис, Дмитрия Венкова.

В Школе дизайна открыто направление «Кино и видеоарт». Подписывайтесь на наши социальные сети, чтобы узнавать самые последние новости направления и индустрии.

Читайте также

Master of the Real. Выставка выпускницы Школы дизайна в Generative Gallery

До 5 июля 2024 года в Москве будет проходить выставка выпускницы направления «Современное искусство» Школы дизайна НИУ ВШЭ Дианы Артемьевой под названием Master of the Real. ​​​​​​​

Студентка магистратуры станет резидентом Garage Studios

Экспертный совет команды Музея современного искусства «Гараж» выбрал новых резидентов Garage Studios. Среди них — студентка II курса магистратуры «Практики современного искусства» Александра Павловская. Поздравляем и желаем новых успехов!

Образовательное направление «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и Visual Studies. Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Профиль бакалавриата

Экранные искусства

Сту­денты бакалаврского профиля «Экранные искусства» специализируются на работе с движущимся изображением: изучают историю и теорию кино, основы кинодраматургии, искусство режиссуры и монтажа.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.