Екатерина Павелко: «Популяризация — вот, что нужно экологичной моде»

Академический руководитель программы «Мода» Екатерина Павелко, много лет проработавшая директором моды в Esquire, в рамках спецпроекта Fashion Eye рассказала Студенческой редакции Школы дизайна о том, как фэшн-индустрия отвечает на проблемы экологии и сверхпотребления.

Екатерина Павелко — руководитель образовательной программы, стилист и редактор моды, директор моды в журнале Esquire Russia на протяжении 10 лет.

Идеолог и куратор совместного проекта Школы дизайна НИУ ВШЭ, бренда UNIQLO и музея «Гараж» — Recycle Day, направленного на создание дизайнерских моделей из использованных вещей.

«Мода, как и искусство, всегда стремится говорить о современной повестке»

По мнению Екатерины, основная проблема экологичной моды сегодня — недостаточная популяризация. Экологический подход кажется очень логичным и разумным, но большинство людей вокруг все еще даже не задумываются о глобальных проблемах. Тренд на экологичность и осознанность образовался не на пустом месте. В его основе лежит общественный запрос:

«Перед всеми стоит проблема мусора — и есть разогнанный маховик моды, который рождает и стимулирует все больший спрос и потребление. Одновременно существует здравый смысл, который сопротивляется бездумному потреблению».

Мода остро реагирует на новостную повестку. Сигнал к тому — появление фэшн-стартапов, акцентирующих в идентичности своего бренда именно осознанный подход к производству и переработке одежды. Но на идеи «разумного» потребления откликаются не только новые и локальные бренды, но и крупные представители фэшн-индустрии. Толчком к этому, вероятно, служит борьба за лояльность потребителя, который подбирает одежду, соответствующую его этическим принципам.

Для развития инновационной среды одного интереса покупателей мало, нужны стимулы: гранты, любая помощь — интеллектуальная, материальная, государственная — которая может подтолкнуть и облегчить путь, перестроить налаженное производство или исследовать новые технологии. Молодые дизайнеры справятся и сами, но на это уйдет другой важный ресурс — время.

Основательный и взвешенный подход к экологичным технологиям может помочь избежать ошибок, слишком легких или намеренно сглаженных ответов. Мы не знаем достоверно, что вреднее: использовать натуральный мех или искусственный, производство которого энергозатратно. Екатерина считает, что все, что уже произведено, должно быть использовано, а знания о последствиях применения тех или иных технологий должны наращиваться и уточняться.

Recycle и Upcycle

«Осознанное» отношение к одежде стоит на двух китах — Recycle и Upcycle. Эти два метода обращения с одеждой позволяют в рамках индустрии снизить экологическую нагрузку.

Recycle — это переработка сырья: старых вещей, пластиковых бутылок, металла, продуктов — с целью создания новых предметов. Для этого требуется специальное оборудование и технологии. Потребители одежды могут быть активными поставщиками сырья. Например, сдавая ненужную одежду в фирменные магазины бренда UNIQLO для последующей переработки или вторичного использования.

Upcycle включает в себя методы повторного применения одежды: вещи видоизменяют, придают новый концепт и функционал. Здесь главное — оригинальный и креативный подход. В основном используются техники деконструкции и «пэчворк».

По мнению Екатерины, идея апсайклинга и вторичного использования вещей не нова. Предыдущие поколения использовали их намного активнее: «Моя бабушка умела штопать и крайне разумно вела хозяйство, перешивала, перелицовывала вещи. Пальто из драпа, которое есть у нее, до сих пор в отличном состоянии и вполне могло бы подойти мне».

Recycle day

Принципы Recycle и Upcycle применяются в рамках проекта Recycle Day. Уже третий год подряд бренд UNIQLO собирает использованную
одежду для того, чтобы студенты Школы дизайна могли заново вдохнуть в нее жизнь и использовать для создания оригинальных вещей. Молодые дизайнеры используют технологии переработки и деконструкции. Получившиеся проекты можно увидеть на выставках в музее «Гараж» и ТРЦ «Атриум». Recycle Day позволяет убедиться в том, что «модный» не значит «новый» или «дорогой»,
а выглядеть стильно можно не только в вещах из последних коллекций.

Екатерина Павелко, куратор Recycle Day, отмечает, что для вторичного использования важно качество исходных материалов. Коллаборация с UNIQLO позволяет создавать качественные и долговечные вещи, так как бренд придает большое значение тканям и технологиям производства.

Мария Левина
Мария Левина
Агата Вострикова
Агата Вострикова
Дарья Прокудина
Дарья Прокудина
Дарья Прокудина
Дарья Прокудина

Инициативы крупных брендов

H&M

С 2016 года выпускает капсульные коллекции Conscious
Exclusive
из инновационных переработанных материалов: материал Bionic производят из пластиковых бутылок, собранных у береговой линии. Это вечерние наряды, в которых можно выйти даже на красную ковровую дорожку. Например, в платье H&M Conscious Exclusive была замечена Наталья Водянова.

Екатерина Павелко: «Популяризация — вот что нужно экологичной моде»

Stella McCartney

Модельер использует высококлассную искусственную кожу Skin-free skin, созданную при помощи технологий переработки из пластиковых бутылок безвредным для окружающей среды способом. Отличить кожу от настоящей практически невозможно.

Екатерина Павелко: «Популяризация — вот что нужно экологичной моде»

Salvatore Ferragamo

Флорентийский модный дом презентовал коллекцию Orange Fiber Collection — капсульную линию одежды и аксессуаров, созданных из ткани на основе переработанных апельсиновых корок (700 000 тонн отходов в год в одной только Италии). Ткань по составу и качеству похожа на шелк. Материал окрашивают и термически обрабатывают так же, как натуральную ткань.

Екатерина Павелко: «Популяризация — вот что нужно экологичной моде»

Adidas

Екатерина Павелко: «Популяризация — вот что нужно экологичной моде»

В 2018 году бренд заявил о том, что продал 1 млн. пар обуви из
переработанного пластика
, собранного совместно с компанией Parley в
прибрежных зонах. Полиэстеровое волокно Ocean Plastic
многофункционально и используется для производства обуви и одежды.
Модели коллекции минимум на 75% состоят из бывшего пластикового
мусора.

А. Лаврова. А. Третьякова. Бакалавриат. Работа за 3 курс
А. Лаврова. А. Третьякова. Бакалавриат. Работа за 3 курс

21 декабря приглашаем вас на день открытых дверей бакалавриата направления «Мода», в рамках которого состоится показ коллекций студентов школы.

Материал подготовила: Мария Каночкина

«The Fashion Eye» — проект о трендах индустрии моды в рамках Студенческой редакции Школы дизайна. Интервью с Екатериной Павелко открывает рубрику «Экспертное мнение».

Читайте больше статей проекта «The Fashion Eye» на странице Студенческой редакции.

Связанные статьи:

Recycle Day — новая жизнь старых вещей

Читайте также

Анзор Канкулов: «Мы имеем все основания стать четвёртой столицей моды»

В сентябре этого года Школа дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург открывает новый для кампуса профиль «Дизайн одежды». В Москве направление «Мода», к которому относится этот профиль, работает с 2015 года, а возглавляет его — со дня запуска — опытнейший журналист и фэшн-эксперт Анзор Канкулов. Мы поговорили с Анзором о «Моде» в Школе дизайна и моде вообще, о коллабе с авиакомпанией «Победа» и конкурсе FASHION FUTURES, и, конечно, о новом питерском профиле и успешных московских выпускниках.

Екатерина Сычёва: «Невероятно приятно встречать людей, которые носят созданную тобой одежду»

«Мода» — одно из приоритетных образовательных направлений Школы дизайна НИУ ВШЭ, а фэшн-дизайнер Екатерина Сычёва — одно из самых узнаваемых лиц этого направления, ведь она уже восемь лет является куратором профиля «Дизайн одежды». В интервью нашему сайту Екатерина объяснила, в чём разница между модой и масс-маркетом, рассказала о своём творческом пути и похвасталась работах выпускников, которыми по праву гордится.

Школа дизайна НИУ ВШЭ — место встречи самых талантливых студентов Москвы и России, которые видят свою карьеру в фэшн-индустрии. Они учатся под руководством кураторов — действующих дизайнеров и профессионалов индустрии, которые погружают студентов в актуальный контекст. Глубокая теоретическая и практическая подготовка позволяет студентам выбрать любую профессию в мире моды, не ограничиваясь только дизайном одежды, а студенческое портфолио и участие в профильных конкурсах и неделях моды помогает заявить о себе в профессиональной среде ещё будучи студентами.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.