Екатерина Павелко: «Популяризация — вот, что нужно экологичной моде»

Академический руководитель программы «Мода» Екатерина Павелко, много лет проработавшая директором моды в Esquire, в рамках спецпроекта Fashion Eye рассказала Студенческой редакции Школы дизайна о том, как фэшн-индустрия отвечает на проблемы экологии и сверхпотребления.

Екатерина Павелко — руководитель образовательной программы, стилист и редактор моды, директор моды в журнале Esquire Russia на протяжении 10 лет.

Идеолог и куратор совместного проекта Школы дизайна НИУ ВШЭ, бренда UNIQLO и музея «Гараж» — Recycle Day, направленного на создание дизайнерских моделей из использованных вещей.

«Мода, как и искусство, всегда стремится говорить о современной повестке»

По мнению Екатерины, основная проблема экологичной моды сегодня — недостаточная популяризация. Экологический подход кажется очень логичным и разумным, но большинство людей вокруг все еще даже не задумываются о глобальных проблемах. Тренд на экологичность и осознанность образовался не на пустом месте. В его основе лежит общественный запрос:

«Перед всеми стоит проблема мусора — и есть разогнанный маховик моды, который рождает и стимулирует все больший спрос и потребление. Одновременно существует здравый смысл, который сопротивляется бездумному потреблению».

Мода остро реагирует на новостную повестку. Сигнал к тому — появление фэшн-стартапов, акцентирующих в идентичности своего бренда именно осознанный подход к производству и переработке одежды. Но на идеи «разумного» потребления откликаются не только новые и локальные бренды, но и крупные представители фэшн-индустрии. Толчком к этому, вероятно, служит борьба за лояльность потребителя, который подбирает одежду, соответствующую его этическим принципам.

Для развития инновационной среды одного интереса покупателей мало, нужны стимулы: гранты, любая помощь — интеллектуальная, материальная, государственная — которая может подтолкнуть и облегчить путь, перестроить налаженное производство или исследовать новые технологии. Молодые дизайнеры справятся и сами, но на это уйдет другой важный ресурс — время.

Основательный и взвешенный подход к экологичным технологиям может помочь избежать ошибок, слишком легких или намеренно сглаженных ответов. Мы не знаем достоверно, что вреднее: использовать натуральный мех или искусственный, производство которого энергозатратно. Екатерина считает, что все, что уже произведено, должно быть использовано, а знания о последствиях применения тех или иных технологий должны наращиваться и уточняться.

Recycle и Upcycle

«Осознанное» отношение к одежде стоит на двух китах — Recycle и Upcycle. Эти два метода обращения с одеждой позволяют в рамках индустрии снизить экологическую нагрузку.

Recycle — это переработка сырья: старых вещей, пластиковых бутылок, металла, продуктов — с целью создания новых предметов. Для этого требуется специальное оборудование и технологии. Потребители одежды могут быть активными поставщиками сырья. Например, сдавая ненужную одежду в фирменные магазины бренда UNIQLO для последующей переработки или вторичного использования.

Upcycle включает в себя методы повторного применения одежды: вещи видоизменяют, придают новый концепт и функционал. Здесь главное — оригинальный и креативный подход. В основном используются техники деконструкции и «пэчворк».

По мнению Екатерины, идея апсайклинга и вторичного использования вещей не нова. Предыдущие поколения использовали их намного активнее: «Моя бабушка умела штопать и крайне разумно вела хозяйство, перешивала, перелицовывала вещи. Пальто из драпа, которое есть у нее, до сих пор в отличном состоянии и вполне могло бы подойти мне».

Recycle day

Принципы Recycle и Upcycle применяются в рамках проекта Recycle Day. Уже третий год подряд бренд UNIQLO собирает использованную
одежду для того, чтобы студенты Школы дизайна могли заново вдохнуть в нее жизнь и использовать для создания оригинальных вещей. Молодые дизайнеры используют технологии переработки и деконструкции. Получившиеся проекты можно увидеть на выставках в музее «Гараж» и ТРЦ «Атриум». Recycle Day позволяет убедиться в том, что «модный» не значит «новый» или «дорогой»,
а выглядеть стильно можно не только в вещах из последних коллекций.

Екатерина Павелко, куратор Recycle Day, отмечает, что для вторичного использования важно качество исходных материалов. Коллаборация с UNIQLO позволяет создавать качественные и долговечные вещи, так как бренд придает большое значение тканям и технологиям производства.

Мария Левина
Мария Левина
Агата Вострикова
Агата Вострикова
Дарья Прокудина
Дарья Прокудина
Дарья Прокудина
Дарья Прокудина

Инициативы крупных брендов

H&M

С 2016 года выпускает капсульные коллекции Conscious
Exclusive
из инновационных переработанных материалов: материал Bionic производят из пластиковых бутылок, собранных у береговой линии. Это вечерние наряды, в которых можно выйти даже на красную ковровую дорожку. Например, в платье H&M Conscious Exclusive была замечена Наталья Водянова.

Екатерина Павелко: «Популяризация — вот что нужно экологичной моде»

Stella McCartney

Модельер использует высококлассную искусственную кожу Skin-free skin, созданную при помощи технологий переработки из пластиковых бутылок безвредным для окружающей среды способом. Отличить кожу от настоящей практически невозможно.

Екатерина Павелко: «Популяризация — вот что нужно экологичной моде»

Salvatore Ferragamo

Флорентийский модный дом презентовал коллекцию Orange Fiber Collection — капсульную линию одежды и аксессуаров, созданных из ткани на основе переработанных апельсиновых корок (700 000 тонн отходов в год в одной только Италии). Ткань по составу и качеству похожа на шелк. Материал окрашивают и термически обрабатывают так же, как натуральную ткань.

Екатерина Павелко: «Популяризация — вот что нужно экологичной моде»

Adidas

Екатерина Павелко: «Популяризация — вот что нужно экологичной моде»

В 2018 году бренд заявил о том, что продал 1 млн. пар обуви из
переработанного пластика
, собранного совместно с компанией Parley в
прибрежных зонах. Полиэстеровое волокно Ocean Plastic
многофункционально и используется для производства обуви и одежды.
Модели коллекции минимум на 75% состоят из бывшего пластикового
мусора.

А. Лаврова. А. Третьякова. Бакалавриат. Работа за 3 курс
А. Лаврова. А. Третьякова. Бакалавриат. Работа за 3 курс

21 декабря приглашаем вас на день открытых дверей бакалавриата направления «Мода», в рамках которого состоится показ коллекций студентов школы.

Материал подготовила: Мария Каночкина

«The Fashion Eye» — проект о трендах индустрии моды в рамках Студенческой редакции Школы дизайна. Интервью с Екатериной Павелко открывает рубрику «Экспертное мнение».

Читайте больше статей проекта «The Fashion Eye» на странице Студенческой редакции.

Связанные статьи:

Recycle Day — новая жизнь старых вещей

Читайте также

ПОСЛЕ ВЕЩИ. Конкурс устойчивого дизайна MAAG x HSE ART & DESIGN SCHOOL для студентов Школы дизайна

Переработка и повторное использование вещей, осмысленное потребление – одни из самых актуальных тем и проблем, стоящих перед модой сегодня. И ответом на них может стать дизайн, который отвечает принципам устойчивости и переработки. Мы предлагаем студентам Школы дизайна принять участие в решении проблемы. Программа «Мода» Школы дизайна НИУ ВШЭ совместно с брендом MAAG объявляют конкурс по разработке капсулы с использованием сэмплов первой коллекции бренда MAAG. Используя приемы ресайклинга, апсайклинга, slow design, zero waste и другие подходы, участникам конкурса предлагается показать свое видение и понимание того, как должен выглядеть устойчивый дизайн сегодня.

HSE ART AND DESIGN SCHOOL X Mezzatorre X Albione

В начале года Mezzatorre и Albione, бренды женской и мужской повседневной одежды, проводили для студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ конкурс на создание принтов для лимитированных коллекций. Задачей участников было создать три серии принтов на темы, отражающие разные ощущения города, от энергии и динамики до эскапизма. Работы победителей уже представлены в магазинах брендов, которые расположены в Москве и Санкт-Петербурге.

Школа дизайна НИУ ВШЭ — место встречи самых талантливых студентов Москвы и России, которые видят свою карьеру в фэшн-индустрии. Они учатся под руководством кураторов — действующих дизайнеров и профессионалов индустрии, которые погружают студентов в актуальный контекст. Глубокая теоретическая и практическая подготовка позволяет студентам выбрать любую профессию в мире моды, не ограничиваясь только дизайном одежды, а студенческое портфолио и участие в профильных конкурсах и неделях моды помогает заявить о себе в профессиональной среде ещё будучи студентами.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.