Лекция Анатолия Айса «История современной музыки». Репортаж

Лекция Анатолия Айса. Репортаж

В Школе дизайна НИУ ВШЭ диджей и продюсер Анатолий Айс рассказал об истоках и вехах современного музыкального процесса.

Диджей, радиоведущий и продюсер Анатолий Айс выступил перед студентами и гостями Школы дизайна с трехчасовой лекцией, в рамках которой рассказал об истории современной музыки — от ее зарождения до последних десятилетий XX века.

Лекция сопровождалась музыкальными вставками, так что слушатели смогли не только узнать об основных направлениях и технических особенностях каждого из стилей, но и получить новый музыкальный опыт, на практике сравнивая композиции разных стилей.

Личный, чувственный подход к восприятию и создании музыки — часть авторского подходя Анатолия Айса, который он практикует, в частности, со студентами Школы дизайна. Сейчас Анатолий преподает на программе ДПО «Музыкальное продюсирование и саунд-дизайн», а в 2020 году присоединится к преподавательскому составу программы бакалавриата «Саунд-арт и саунд-дизайн» с курсом по стилистике. Студенческая редакция записала основные тезисы лекции и узнала у Анатолия о его преподавательских планах.

Запад и восток

Анатолий предлагает посмотреть на историю музыки как взаимодействие Запада и Востока. Если для западного человека музыка воспринимается как объект наслаждения, то для «восточного» человека музыка — это процесс, сопровождающий событие или деятельность: например, похороны или свадьбу. Так индийская «Рага» сопровождала различные события бытовой жизни.

Для западного человека мир — несовершенное место, нуждающееся в улучшении. Для восточного — мир совершенен, а человек — нет. Разница в менталитете отражается даже на словоупотреблении. Если западный человек «играет» на инструменте, то «восточный» — отдается, погружается.

История современной музыки — это встреча мелодии и ритма, запада и востока, владения и бытия. Встреча, разные этапы которой связаны с социальной, политической, экономической историей, сексуальными и религиозными изменениями в обществе, и, одновременно, личными судьбами исполнителей.

Закономерности и случайности

Колонизация Америки, рабство и его отмена, политический климат начала XX века, сегрегация, движение хиппи, политические протесты и изобретение ЛСД — эти и другие события отражались в музыке и в тех историях, который с ее помощью рассказывали авторы. При этом жанры порождали новые, входили в диалог с друг другом.

Например, соседство «рабочей песни» в повседневной практике рабов с духовной музыкой стало предпосылкой возникновения блюза. Блюз, в свою очередь, отразил переходную ситуацию в американском обществе, когда рабство уже было отменено, но сегрегация процветала. Джаз, продолжая и наследуя блюз, включал европейскую гармонию, но разрабатывал и афро-американский фольклор. На лекции Анатолий рассказал об основных чертах и именах как классического джаза, так и его ответвлениях: фри-джаза, бибопа, свинга, и др.

Характерно, что первая джазовая пластинка была выпущена белой группой Original Dixieland ‘Jass’ Band, хотя афроамериканский квартет Versatile Four записывался на пластинку уже в 1916 г., но их запись долгое время не издавалась. Известная джазовая легенда гласит, что нью-орлеанского трубача Фредди Кеппарда приглашали записаться ещё в 1915 году, но он отказался из опасений, что другие музыканты, послушав пластинку, украдут его музыку.

Такое отношение между «белым» и «черным» искусством сохранялось довольно долго, но, постепенно граница смывалась, порождая стили и направления. В тоже время, элемент соревнования и противостояния продолжался, часто становясь причиной возникновения свежих идей. Например, фанк можно связать с протестом против растущей коммерциализации ритм-энд-блюза в 1950-60-х годах. ​​​​​​​

Переходя к более поздним направлениям, Анатолий рассказал о социальных предпосылках их возникновения и развенчал популярные мифы. Например, хип-хоп культура, которую повсеместно принято считать культурой «бедных» кварталов, не точно соответствует этому определению. У истоков ее стояли люди, которые могли позволить себя дорогие саунд-системы и оборудование. Наивная «простота» первых треков, состоящих из «лупов», зацикленных фрагментов чужих песен, была находкой экспериментаторов, у которых не было доступа к специальному образованию, но была — к технологиям.

Интересно, что такие открытия и находки, как, например, изогнутая труба Диззи Гиллеспи, часто возникали случайно. В трамвае музыкант помял инструмент, но, придя на репетицию, решил не выбрасывать трубу, а попробовать ее звучание. В результате появился инструмент, ставший визитной карточкой артиста. Таких примеров — множество.

Музыка, в изложении Айса, предстает процессом жизни и полем экспериментов, на котором со временем предопределенность и формальные рамки расшатывались, а символический и идеологический смыслы становились все более аллегоричными, а значит — более универсальными и многозначными.

Лекция прошла в рамках направления «Саунд-арт и саунд-дизайн», первой академической программе в России, посвященной работе с музыкой, звуком и междисциплинарными формами искусства.

Гости

Лекция Анатолия Айса. Репортаж

Среди гостей было много профессионалов и любителей музыки, знакомых с творчеством Айса и следящих за его карьерой. «Недавно я начал заниматься диджеингом, поэтому эта лекция суперактуальна для меня», — говорит один из гостей. Он пришел на лекцию с подругой, студенткой Школы дизайна направления «Арт-дирекшн». «Такими мероприятиями хочется делиться», — считает она.

Александр Давывденков, молодой художник, рассказал, что пришел за вдохновением для собственных проектов: «Я слежу за тем, что Анатолий делает на Радио Джаз, за его вечеринками. Мне нравится его музыкальный вкус и настрой на поиск музыки. Его поворот к фанку и джазу актуален и для моей деятельности. Сейчас я разрабатываю музыкальную карусель „Заря“, которая будет представлена на Burning man. Я пришел, потому что уверен, что он действительно разбирается в своей теме».

Преподавание

Лекция Анатолия Айса. Репортаж

Анатолий Айс:

«Мы будем учиться слушать и сочинять музыку, в том числе, создавать стилизации и вплетать элементы разных направлений в свои композиции. Если курс ДПО рассчитан на тех, у кого уже есть предварительный опыт, то курс с бакалавриатом мы будем начинать с основ».

Айс считает, что в обучении музыке одинакова важен технический профессионализм и готовность экспериментировать. Обучение и открытие новых композиций, по его мнению, подобно строительству дома: сначала он обретает фундамент, потом башенки и дополнительные лестницы. Когда дом достаточно совершенен, его можно разрушить, чтобы начать новое и создать нечто лучшее.

Лекция проходит в рамках направления «Саунд-арт и саунд-дизайн», первой академической программе в России, посвященной работе с музыкой, звуком и междисциплинарными формами искусства.

Must listen

Мы попросили Анатолия выбрать 5 альбомов, с которых стоит начать знакомство с джазом. Публикуем подборку и желаем приятного прослушивания:


  • Thelonious Monk: Genius Of Modern Music Volume 2
  • Count Basie And His Orchestra: April In Paris
  • John Coltrane: Blue Train
  • Art Blakey And The Jazz Messengers: Moanin’
  • Miles Davis: Kind Of Blue

Читайте также

Библиотека визуальных исследований выпускников Школы дизайна в Доме культуры «ГЭС-2»

До 28 июля в Библиотеке «ГЭС-2» проходит выставка авторских книг выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ, созданных за последние два года в качестве первой части дипломной работы. Заглядывайте, листайте, читайте!

«Сейчас идеальное время, чтобы выходить на арт-сцену». Интервью с Дарьей Пыркиной и Дианой Мачулиной

На сайте независимого издания об искусстве artandyou.ru вышло интервью с кураторами выставки Diploma Дарьей Пыркиной и Дианой Мачулиной, в котором они рассказали про художественное образование и пути молодых художников в современном мире.

Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве».

Как поступить

Профиль бакалавриата

Саунд-арт и саунд-дизайн

Студенты профиля изучают широкий набор практик работы со звуком: от прикладных навыков звукорежиссуры, композиции, музыкального продюсирования и создания пространственных мультимедийных инсталляций до тщательного концептуального исследования феномена с позиций эстетики, современной философии и теории искусства.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.