Перформанс студентки Школы дизайна на выставке в Венеции

Серия перформансов студентки направления «Дизайн и современное искусство» Екатерины Мордвинкиной участвует в международной выставке современного искусства THE BODY LANGUAGE — ITSLIQUID International Art Exhibition 2020. Событие проходит на нескольких выставочных площадках Венеции.

С 13 февраля по 13 марта на двух венецианских выставочных площадках — THE ROOM Contemporary Art Space и Palazzo Ca’ Zanardi — проходит международная выставка современного искусства THE BODY LANGUAGE — ITSLIQUID International Art Exhibition 2020.​​​​​​​

Екатерина Мордвинкина, студентка III курса профиля «Дизайн и современное искусство», представляет на выставке серию перформативных присутствий. В основе концепции проекта «На месте замри!» лежит переосмысление детской игры «Море волнуется раз..», но на взрослый манер. В ходе действия-игры перформеры занимают позы, визуализирующие позы насилия, которые вынужденно занимает человек во время применения по отношению к нему силы во время задержания.

В перформансе воспроизводится отношение между властью и человеком, где ведущим, то есть диктатором, является власть, а участниками — митингующие.

На основе перформанса студентка сняла видео, а сейчас проект принимает участие в международной выставке современного искусства.

Работа Кати уже выставлялась на выставке «Твердые вещи» в HSE ART Gallery. Она была выбрана кураторами выставки — Дианой Мачулиной и Арсением Сергеевым через опен-колл и оказалась в числе сильнейших.

Юля Юсма, куратор HSE ART Gallery, считает, что Кате присущ особый тип поэтики:
«Работая на злободневные темы, такие как феминизм и политическая ситуация в России, художница не злоупотребляет вниманием зрителя и не спекулирует на актуальной проблематике. Визуальные и пластические решения ее работ — минималистичны и по-своему элегантны, а смыслы, которые она поднимает в работах, вызывают эмоциональный отклик. Чувство баланса между формой и содержанием достаточно редко для молодого художника. Мне интересно увидеть, как будет развиваться карьера Кати, и я рада, что уже сейчас для нее открываются новые возможности».

Идея перформанса пришла Кате во время работы над учебным проектом. Художница и куратор курса Александра Кузнецова пояснила, что сложность заключалась в том, чтобы привлечь к созданию видеоарта посторонних участников, попробовать себя в роли режиссера и продюсера. Первая версия проекта включала перформанс на улице, а вторая часть, снятая в галерейном пространстве, появилась после начала сотрудничества с галереей.

«Мы часто говорим о том, что ставим 10 — то есть высшую оценку в Школе дизайна, работам выставочного уровня. Катин проект наглядно демонстрирует, как в процессе учебы создаются проекты, находящие отклик на международном уровне», — рассказывает Александра Кузнецова.

Мы поговорили с Екатериной Мордвинкиной о выборе профессии, перформансе и планах на будущее.

Интервью

Екатерина Мордвинкина
Екатерина Мордвинкина

Выбор профессии

Я поступала в Школу дизайна с мыслью, что хочу стать куратором и развивать тему Gesamtkunstwerk (творческая концепция «единения искусств», в основу которой положена идея художественного преображения действительности методом взаимодействия элементов разных видов и жанров искусства в одном произведении), но после первого опыта поняла, что на этом этапе мне ближе создавать что-то с нуля, чем объединять и концептуализировать уже существующее.

Перформанс «На месте замри!»

Тема родилась под впечатлением от летних событий, связанных с митингами. Мне было важно показать связь политических действий с детскими практиками. Это также объясняет место проведения одной из частей перформанса — публичное пространство, где человек постоянно оказывается под наблюдением других, как под наблюдением ведущего в детстве.

Съемки видео на основе перформанса

Процесс съемок первый раз был для меня достаточно продолжительным и, наверное, таким, к которому я стремилась. Мы репетировали в разных местах, снимали пробные дубли с малым количеством людей, я обсуждала варианты с кураторкой, несколько раз переснимали. Перед каждым выходом я примерно направляла ребят касаемо необходимой пластики, давала указания по позам. Финальную версию снимали вместе с Кириллом Кустовым — оператором Школы Дизайна. Так что это был процесс, в который оказалось вовлечено большое количество людей. После того, как закончился модуль, я продолжила работу над обоими видео.

THE BODY LANGUAGE — ITSLIQUID International Art Exhibition 2020

Я увидела опен-кол выставки, решила податься — он как раз был связан с глобальными темами, интересующими меня: тело и язык. Место, где должна была проводиться выставка, тогда не было точно определено, но когда я узнала, что перформанс берут, была очень рада. Еще больше обрадовалась, когда узнала о том, что выставка проходит в Венеции: довелось познакомиться с разными выставочными пространствами города и многое себе намечтать для списка целей.

Выставка организована платформой ITSLIQUID, которая организовывает выставки и фестивали по всему миру, глобализируют язык искусства. От этой интенции исходит и моя выставка: она о взаимосвязи с другими телами и пространствами для восприятия окружающей действительности, о системе общения в целом, с использованием языка и ритуальных практик, которые приводят человека к разного рода изменениям.

Актуальные проекты

Сейчас я работаю над перформативной интервенцией в городское пространство и над видео, глобально раскрывающим для меня тему языка: вербального и невербального. Это будет визуальная хореография, разговор танцем о разных жестах, визуальная орнаментация языка, переложенная на действия.

Современное искусство

Современное искусство для меня — это процесс, явление в широком смысле, в котором мы все сосуществуем и которое можно изучать с разных сторон и с помощью разных медиумов. Это возможность разными языками говорить о происходящем здесь и сейчас, аккумулировать прошлый опыт: свой и чужой. Думать образами, через них же понимать свою соотнесенность с миром. Для меня это про честную и яркую поэтизацию — визуальную и словесную — социальных и политических событий собственным языком.

Image courtesy of Luca Curci | Palazzo Ca’ Zanardi
Image courtesy of Luca Curci | Palazzo Ca’ Zanardi
Image courtesy of Luca Curci | Palazzo Ca’ Zanardi
Image courtesy of Luca Curci | Palazzo Ca’ Zanardi
Image courtesy of Jaime Travezan
Image courtesy of Jaime Travezan

Читайте также

Открытые защиты дипломов в Школе дизайна НИУ ВШЭ

Школа дизайна НИУ ВШЭ приглашает на открытые защиты дипломных проектов наших студентов, выпускающихся в 2023 году.

Владимир Потапов: «Современная живопись — это высшая лига искусства»

Владимир Потапов — художник, куратор и новый руководитель магистерского профиля «Современная живопись» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Последние 15 лет он занимается как изучением, так и созданием живописи, переосмысливая этот медиум и формулируя новые стратегии, позволяющие выйти «за пределы» привычного холста. В интервью нашему сайту Владимир Потапов рассказал о возможности совмещения академического образования и концептуальных подходов, об актуальности живописи в XXI веке и, конечно, о том, как будет построено обучение в его мастерской.

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт» и «Практики современного искусства». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Профиль бакалавриата

Экранные искусства

Сту­денты бакалаврского профиля «Экранные искусства» специализируются на работе с движущимся изображением: изучают историю и теорию кино, основы кинодраматургии, искусство режиссуры и монтажа.

Как поступить

Школа дизайна НИУ ВШЭ — место встречи самых перспективных художников, дизайнеров, теоретиков искусства, фотографов, видеоартистов Москвы. Профиль делает акцент, в первую очередь, на концептуальной составляющей в работе художника, теоретика искусства и куратора, а также снабжает студентов всеми навыками, необходимыми для интеграции в профессиональную среду и поиска контакта со зрителем.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.