По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Книга «Видеоарт. Монтаж зрителя» Александры Першеевой, преподавателя и зав. кафедрой «История искусств» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, уже появилась в книжных магазинах и доступна для заказа онлайн.
В книге рассматривается проблема определения видеоарта и его взаимосвязь с другими видами искусства. Кроме вводной части, погружающей читателя в контекст, книга организована вокруг разных типов монтажа, автор анализирует способы их применения в экспериментальном кино и видеоарте. Мы попросили Александру рассказать о работе над книгой, выборе названия и содержании исследования.
Эта книга создавалась в течение последних 7 лет и соединила два моих главных интереса: кино и теорию современного искусства. Еще учась в школе, я хотела стать режиссером, но понимала, что прежде чем заниматься кино, нужно многое прожить и продумать, набраться опыта. Поэтому я поступила на Высшие режиссерские курсы ВГИКа уже после окончания бакалавриата по искусствоведению. Однако полностью переключиться с истории искусства на кино я не смогла: так что училась параллельно курсам и в магистратуре МГУ. Именно в этот период меня увлек видеоарт как наиболее открытая к экспериментам форма движущегося изображения. Свою магистерскую диссертации я посветила исследованию категории времени в монтаже и решила продолжать исследование видеоарта в аспирантуре ВГИКа. За время написания диссертации объем этого исследования вырос в разы, но и после защиты тема не отпускалюа: я поняла, что через монтаж в видеоарте можно рассказать о многих ключевых моментах современной культуры.
Мне хотелось сделать книгу глубокой и одновременно гостеприимной: сейчас в ней более 400 страниц, несколько приложений и множество поясняющих сносок. Было важно показать не только узкопрофильные вещи, но и общий контекст. До переработки это было исследование для специалистов, «музыка для музыкантов», а сейчас эта книга открыта для широкого круга читателей. Работа адресована в первую очередь, разумеется, студентам-художникам, дизайнерам, культурологам и искусствоведам, которые знакомятся с видеоартам и хотят глубже понять возможности движущегося изображения. Еще один ценный момент: так как книга писалась долго, она впитала влияние моих преподавателей, коллег и друзей. Мой научный руководитель, Кирилл Эмильевич Разлогов, дал работе правильное направление и, я бы сказала, «ускорение», поддерживая исследование на всех этапах. Также влияние на книгу оказали дискуссии и события последних лет: беседы с Татьяной Фадеевой и Ильем Кукулиным, лекции Стаса Шурипы в ИПСИ, проекты Ольги Шишко, поддержка Леонида Бажанова и диалог со студентами Школы дизайна. Можно также сказать, что свою законченную форму текст приобрел благодаря тем размышлениям о видеоарте, которые нашли место в лекционном курсе Школы дизайна. Значение этих дискуссий настолько велико, что я включила в работу несколько студенческих эссе. И сейчас я всерьез думаю о создании небольшой «лаборатории» для исследования видеоарта, где мы со студентами сможем продолжить эти совместные размышления.
«Видеоарт не развлекает, его задача — расширить границы экрана, зрительского восприятия, когнитивных привычек и сложившейся картины мира»
Видеоарт. Монтаж Зрителя. Из предисловия
Её подсказал Андрей Ковалев, когда я писала под его руководством магистерскую работу: это была случайно брошенная фраза, о которой он сейчас, наверное, уже не помнит. Афоризм. «Монтаж зрителя» это очень точная формулировка, так как фокусирует нас на монтаже как ключевом аспекте коммуникации со зрителем (видео «монтирует» его) и в то же время указывает на значимость зрительской субъективности (он монтирует видео в своем восприятии). Иными словами, зритель является соучастником художественного процесс, привнося свое понимание в увиденное, и, с другой стороны, сам меняется под воздействием видеопотока.
зав. кафедрой «История искусств» в Школе дизайна, кандидат искусстоведения, исследователь, видеохудожник.
Клуб «Событие» — клуб любителей искусства новых медиа, инициированный художником и куратором профиля «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс» Василием Мельниченко. За последний год частники и приглашенные спикеры организовали десятки лекций, мастер-классов и питчингов проектов. Встречи проходят в корпусе Школы дизайна в пространстве направления «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс».
17 и 18 августа в Самаре пройдёт фестиваль «Креатив на Волге». Это масштабное мероприятие, частью которого станет «хакатон» — командное соревнование по разработке решения бизнес-кейса. В этом году трек «Ивент как инструмент развития региона» курирует Эмма Васильева, преподаватель профиля «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс» Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Профиль бакалавриата
Сегодняшняя ивент-индустрия, как вектор экономики впечатлений, соединяет дизайн, театр, кино, перформанс, музыку, питание, здоровье, туризм и другие сферы человеческой жизни. Профессиональное проектирование арт- и лайфстайл-событий — главный тренд будущего, а инженер впечатлений — возможно, главная творческая профессия нашего завтра, в котором под ивентом будет пониматься проектирование и получение нового опыта, а не услуга, независимо от масштаба и формата события.
Профиль «Ивент. Театр. Перформанс» готовит профессионалов в сфере индустрии впечатлений на стыке режиссуры, сценографии, работы с пространством, светом, видео, телом, костюмом, гримом и перформативных практик во всех их смысловых, концептуальных и художественных соединениях.
Направление
Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».
Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.
Профиль бакалавриата
Студенты бакалаврского профиля «Экранные искусства» специализируются на работе с движущимся изображением: изучают историю и теорию кино, основы кинодраматургии, искусство режиссуры и монтажа.
Аспирантская школа по искусству и дизайну — программа нового формата, которая открывает нашим студентам и выпускникам возможности профессионального развития не только в сфере академических исследований или преподавания, но и в сфере социокультурного проектирования. Наряду с получением исследовательских компетенций и написанием диссертации обучение в аспирантуре позволит освоить прикладные навыки проектной работы в сфере культуры.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.