Александра Першеева о новой книге «Видеоарт. Монтаж зрителя»

Фото: Мария Першеева
Фото: Мария Першеева

Книга «Видеоарт. Монтаж зрителя» Александры Першеевой, преподавателя и зав. кафедрой «История искусств» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, уже появилась в книжных магазинах и доступна для заказа онлайн.

В книге рассматривается проблема определения видеоарта и его взаимосвязь с другими видами искусства. Кроме вводной части, погружающей читателя в контекст, книга организована вокруг разных типов монтажа, автор анализирует способы их применения в экспериментальном кино и видеоарте. ​​​​​​​Мы попросили Александру рассказать о работе над книгой, выборе названия и содержании исследования.

Как начала создаваться книга? Как вы увлеклись видеоартом?

Эта книга создавалась в течение последних 7 лет и соединила два моих главных интереса: кино и теорию современного искусства. Еще учась в школе, я хотела стать режиссером, но понимала, что прежде чем заниматься кино, нужно многое прожить и продумать, набраться опыта. Поэтому я поступила на Высшие режиссерские курсы ВГИКа уже после окончания бакалавриата по искусствоведению. Однако полностью переключиться с истории искусства на кино я не смогла: так что училась параллельно курсам и в магистратуре МГУ. Именно в этот период меня увлек видеоарт как наиболее открытая к экспериментам форма движущегося изображения. Свою магистерскую диссертации я посветила исследованию категории времени в монтаже и решила продолжать исследование видеоарта в аспирантуре ВГИКа. За время написания диссертации объем этого исследования вырос в разы, но и после защиты тема не отпускалюа: я поняла, что через монтаж в видеоарте можно рассказать о многих ключевых моментах современной культуры.

Фото: Мария Першеева
Фото: Мария Першеева
Фото: Мария Першеева
Фото: Мария Першеева

В какую сторону дорабатывалось исследование после защиты кандидатской?

Мне хотелось сделать книгу глубокой и одновременно гостеприимной: сейчас в ней более 400 страниц, несколько приложений и множество поясняющих сносок. Было важно показать не только узкопрофильные вещи, но и общий контекст. До переработки это было исследование для специалистов, «музыка для музыкантов», а сейчас эта книга открыта для широкого круга читателей. Работа адресована в первую очередь, разумеется, студентам-художникам, дизайнерам, культурологам и искусствоведам, которые знакомятся с видеоартам и хотят глубже понять возможности движущегося изображения. Еще один ценный момент: так как книга писалась долго, она впитала влияние моих преподавателей, коллег и друзей. Мой научный руководитель, Кирилл Эмильевич Разлогов, дал работе правильное направление и, я бы сказала, «ускорение», поддерживая исследование на всех этапах. Также влияние на книгу оказали дискуссии и события последних лет: беседы с Татьяной Фадеевой и Ильем Кукулиным, лекции Стаса Шурипы в ИПСИ, проекты Ольги Шишко, поддержка Леонида Бажанова и диалог со студентами Школы дизайна. Можно также сказать, что свою законченную форму текст приобрел благодаря тем размышлениям о видеоарте, которые нашли место в лекционном курсе Школы дизайна. Значение этих дискуссий настолько велико, что я включила в работу несколько студенческих эссе. И сейчас я всерьез думаю о создании небольшой «лаборатории» для исследования видеоарта, где мы со студентами сможем продолжить эти совместные размышления.

«Видеоарт не развлекает, его задача — расширить границы экрана, зрительского восприятия, когнитивных привычек и сложившейся картины мира»

name

Александра Першеева.

Видеоарт. Монтаж Зрителя. Из предисловия

Как пришла идея названия?

Её подсказал Андрей Ковалев, когда я писала под его руководством магистерскую работу: это была случайно брошенная фраза, о которой он сейчас, наверное, уже не помнит. Афоризм. «Монтаж зрителя» это очень точная формулировка, так как фокусирует нас на монтаже как ключевом аспекте коммуникации со зрителем (видео «монтирует» его) и в то же время указывает на значимость зрительской субъективности (он монтирует видео в своем восприятии). Иными словами, зритель является соучастником художественного процесс, привнося свое понимание в увиденное, и, с другой стороны, сам меняется под воздействием видеопотока.

Факты

  • 7 лет понадобилось для написания книги;
  • 230 наименований в списке литературы;
  • 41 фильм и 301 видео упомянуты в книге;
  • 419 страниц;
  • 3 эссе студентов Школы дизайна опубликовано в книге;
  • более 50 скриншотов из значимых видео и 10 иллюстраций, подготовленных студенткой Школы дизайна.

Об авторе

зав. кафедрой «История искусств» в Школе дизайна, кандидат искусстоведения, исследователь, видеохудожник.

Профиль бакалавриата

Художник театра и кино

Театр и кино — сферы, в которых ответственность за убедительность и эстетизм произведения несут не только режиссёры и актёры, но и представители десятка смежных профессий, связанных с художественным оформлением. Среди них особое место занимают художники, от которых требуется как отличное понимание собственной функции, так и глубокие знания об искусстве как таковом. Школа дизайна ВШЭ готовит таких универсальных специалистов — настоящих людей искусства. Студенты профиля начинают с освоения базовых принципов современного театра и кинематографа, изучают иерархию и специфику этих индустрий, учатся взаимодействовать со всеми участниками творческого процесса, а также вникают в актуальные тренды развития искусства.

Как поступить

Направление обучения

Современное искусство

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и кинематографистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.

В рамках направления открыты программы бакалавриата и аспирантуры, а с этого года запускается набор на программу магистратуры.

Как поступить

Профиль

Кино и видеоарт

В основе профиля «Кино и видеоарт» — формирование у студентов концептуального мышления и неустанная практическая работа над всеми стадиями кинопроизводства — от написания сценарных заявок до монтажа и озвучки. Сту­денты работают с дви­жу­щимся изобра­жением и создают проекты в сфере экранных искусств.

Как поступить

Подробнее

Аспирантская школа по искусству и дизайну

Аспирантская школа по искусству и дизайну — программа нового формата, которая открывает нашим студентам и выпускникам возможности профессионального развития не только в сфере академических исследований или преподавания, но и в сфере социокультурного проектирования. Наряду с получением исследовательских компетенций и написанием диссертации обучение в аспирантуре позволит освоить прикладные навыки проектной работы в сфере культуры.

Как поступить