«100 способов прожить Новый год». Школа дизайна в онлайн проекте Пушкинского музея

«100 способов прожить Новый год». Школа дизайна в онлайн проекте Пушкинского музея

С 3 по 14 января в ГМИИ им. Пушкина в рамках направления «Пушкинский XXI» проходит онлайн-выставка «100 способов прожить Новый год», в создании которой приняли участие студенты III курса Школы дизайна. Видеоарт и классическое искусство соединились в симфонию, открывающую культурную программу нового сезона.

Проект «100 способов прожить минуту» был создан Пушкинским музеем весной 2020 года как ответ на гнетущее состояние карантина. Под руководством руководителя отдела кино- и медиаискусства ГМИИ им. А.С.Пушкина Ольги Шишко кураторы проекта объединили видеоискусство, театр и перформанс, показывая на онлайн-платформе произведения современных художников со всего мира. Этот проект состоял из трех разделов, в которых по-разному раскрылись стратегии художников в их подходе к осмыслению современности: в разделе «Медиакарантин» художники и кураторы поделились собственным методам «приручения» времени, в разделе «Время: категория созерцания» авторы и исследователи рассказали о видеоарте, главная тема которого — замедление времени или уединение, а в разделе «Цифровой обмен» проходили эксклюзивные показы произведений медиаискусства крупнейших мировых художников.

Продолжением этой масштабной работы стала виртуальная выставка «100 способов прожить Новый год», где произведения видеоарта оказались в стенах Пушкинского музея, входя в резонанс с работами старых мастеров.

В создании онлайн-выставки приняли участие студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ. Работая над проектом визуального исследования, студенты выстроили виртуальный диалог между работами современных медиахудожников и произведениями из коллекции Пушкинского музея. Они отыскали более сотни визуальных рифм, прямых или едва уловимых, а кураторы Пушкинского музея и режиссер проекта превратили эти оптические параллели в целостное высказывание.

На протяжении учебного семестра вместе с координатором направления «История и теория искусства и дизайна» Александрой Першеевой они исследовали историю видеоарта и учились сопоставлять языки классического и современного искусства. И это не простые совпадения по цвету или композиции — важно было найти параллели в области визуального языка, когда современный художник подходит к решению своей задачи, используя тот же прием, что и кто-то из старых мастеров.

Александра Першеева, заведующая кафедрой истории искусства и дизайна:

«Когда мы говорим о взаимодействии классики и современности, можно упомянуть очень ясные параллели: скажем, Билл Виола и итальянские живописцы XV века или Мэтью Барни и мастера барокко. А можно копнуть глубже и обнаружить более тонкие вещи: одна студентка замечательно рассказала о видеоарте Баса Яна Адера в связи с ранним романтизмом, другая — связала Пипилотти Рист с рококо. Поиск такого рода параллелей уже давно интересует теоретиков и кураторов. Мы разговаривали о проекте „100 способов прожить минуту“ с Ольгой Шишко, и она упомянула об идее связать видео из проекта с коллекцией Пушкинского. С этого и началось наше участие в проекте».

Анна Кольцовская, студентка III курса направления «Мода»:

«Александра Першеева на курсе „История видеоарта“ рассказала нам о концепции идеи и дала время заинтересовавшейся группе на выполнение. Мы обсуждали выбор каждого произведения искусства, вносили правки, а затем оформили итоговый вариант. Было довольно трудно определить, к какому залу может подходить конкретный проект, и мы основывались только на собственых ассоциациях. Поэтому работа была скорее чувственная. Проект оказался довольно интересным и необычным, до принятия участия в нём я даже не знала, что Пушкинский музей проводит такой обширный проект, собирая работы множества художников. Хочется выразить огромную благодарность Александре и Пушкинскому музею за такую замечательную возможность проявить себя».

«100 способов прожить Новый год». Школа дизайна в онлайн проекте Пушкинского музея

Мариам Жордания, студентка III курса профиля «Анимация и иллюстрация»:

«Работа над проектом „100 способов прожить Новый год“ оказалась очень интересной — мы постоянно узнавали новые имена и смотрели огромное количество работ различных художников. В процессе создания выставки начинаешь рассматривать пространство музея с иной стороны: экспозиция ведет диалог с видео, и появляются новые пласты понимания как видеоарта, так и произведений классического искусства. Порой мне было сложно, поскольку не все аналогии были прямыми и ряд работ можно было представить в нескольких залах одновременно. Для меня этот проект стал большим диалогом между эпохами в искусстве, и можно наблюдать, как в „исторические“ идеи и образы проникают более современные. То, что нашу работу одобрили и воплотили в жизнь, — не может не радовать!».

Александра Першеева также отметила важность проектного обучения в Школе дизайна как ключевого элемента в приобретении практического исследовательского опыта.

«Обучение дизайнеров и художников — это, в первую очередь, проектное обучение, поэтому даже на теоретических и „исторических“ предметах мы фокусируем внимание на практике. Мы ушли от таких форматов, как доклад или реферат, сосредоточившись на развитии у студентов особого типа исследовательских навыков. Метод визуального исследования предполагает сбор и анализ огромного количества визуальной информации, студенту нужно четко сформулировать свою задачу и выявить ранее скрытые „в толще материала“ связи между феноменами культуры. И чем более неожиданными окажутся связи, тем сильнее эффект».

Видео доступно до 14 января на YouTube канале ГМИИ им. А.С. Пушкина и на сайте проекта «100 способов прожить минуту».

Участники выставки

Подбор визуальных рифм: Александра Першеева, Юлия Зотова, Мариам Жордания, Ирина Кузьмина, София Челышева, София Никитина, Елена Тян, София Молокова, Анна Кольцовская;

Участники: Клеман Кожитор (Франция), Александра Митлянская (Россия), Иван Сибенс (Канада), Таня Ахметгалиева (Россия), Лоран Грассо (Франция), Ульяна Подкорытова (Россия), Джулиана Кунеаз (Италия), Александра Дементьева (Бельгия/Россия), MASBEDO (Италия), Андрей Сильвестров (Россия), Гвидо ван Дер Верве (Нидерланды), «Синий суп» (Россия), Кен Джейкобс (США), Гленда Леон (Куба), Пётр Кирюша (Россия);

Режиссер видеопрограммы: Андрей Сильвестров;
Музыка: Григорий Сандомирский, Алексей Наджаров;
Оператор-постановщик: Даниил Фомичёв.

Читайте также

Самшит. Персональная выставка Алексея Рюмина

Не знаем, о чём уж вы там подумали, прочитав слово «самшит»... Но выставка Алексея Рюмина посвящена одноимённому кустарнику, который для него является метафорой человеческих состояний, меняющихся под воздействием закона. Проект преподавателя Школы дизайна НИУ ВШЭ будет представлен в «Галерее Электрозавод» с 18 по 28 июля.

Visual Studies как направление междисциплинарных исследований. Интервью с Дарьей Пыркиной

В Школе дизайна НИУ ВШЭ открывается новый профиль магистратуры — Visual Studies. Что скрывается за этим названием? Чем отличается studies и research? И зачем куратору современного искусства разбираться в точных науках? Мы поговорили с куратором профиля Дарьей Пыркиной о новейших междисциплинарных исследованиях визуальной культуры и об их роли в художественном процессе.

Образовательное направление «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и Visual Studies. Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Профиль бакалавриата

Экранные искусства

Сту­денты бакалаврского профиля «Экранные искусства» специализируются на работе с движущимся изображением: изучают историю и теорию кино, основы кинодраматургии, искусство режиссуры и монтажа.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.