«100 способов прожить Новый год». Школа дизайна в онлайн проекте Пушкинского музея

«100 способов прожить Новый год». Школа дизайна в онлайн проекте Пушкинского музея

С 3 по 14 января в ГМИИ им. Пушкина в рамках направления «Пушкинский XXI» проходит онлайн-выставка «100 способов прожить Новый год», в создании которой приняли участие студенты III курса Школы дизайна. Видеоарт и классическое искусство соединились в симфонию, открывающую культурную программу нового сезона.

Проект «100 способов прожить минуту» был создан Пушкинским музеем весной 2020 года как ответ на гнетущее состояние карантина. Под руководством руководителя отдела кино- и медиаискусства ГМИИ им. А.С.Пушкина Ольги Шишко кураторы проекта объединили видеоискусство, театр и перформанс, показывая на онлайн-платформе произведения современных художников со всего мира. Этот проект состоял из трех разделов, в которых по-разному раскрылись стратегии художников в их подходе к осмыслению современности: в разделе «Медиакарантин» художники и кураторы поделились собственным методам «приручения» времени, в разделе «Время: категория созерцания» авторы и исследователи рассказали о видеоарте, главная тема которого — замедление времени или уединение, а в разделе «Цифровой обмен» проходили эксклюзивные показы произведений медиаискусства крупнейших мировых художников.

Продолжением этой масштабной работы стала виртуальная выставка «100 способов прожить Новый год», где произведения видеоарта оказались в стенах Пушкинского музея, входя в резонанс с работами старых мастеров.

В создании онлайн-выставки приняли участие студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ. Работая над проектом визуального исследования, студенты выстроили виртуальный диалог между работами современных медиахудожников и произведениями из коллекции Пушкинского музея. Они отыскали более сотни визуальных рифм, прямых или едва уловимых, а кураторы Пушкинского музея и режиссер проекта превратили эти оптические параллели в целостное высказывание.

На протяжении учебного семестра вместе с координатором направления «История и теория искусства и дизайна» Александрой Першеевой они исследовали историю видеоарта и учились сопоставлять языки классического и современного искусства. И это не простые совпадения по цвету или композиции — важно было найти параллели в области визуального языка, когда современный художник подходит к решению своей задачи, используя тот же прием, что и кто-то из старых мастеров.

Александра Першеева, заведующая кафедрой истории искусства и дизайна:

«Когда мы говорим о взаимодействии классики и современности, можно упомянуть очень ясные параллели: скажем, Билл Виола и итальянские живописцы XV века или Мэтью Барни и мастера барокко. А можно копнуть глубже и обнаружить более тонкие вещи: одна студентка замечательно рассказала о видеоарте Баса Яна Адера в связи с ранним романтизмом, другая — связала Пипилотти Рист с рококо. Поиск такого рода параллелей уже давно интересует теоретиков и кураторов. Мы разговаривали о проекте „100 способов прожить минуту“ с Ольгой Шишко, и она упомянула об идее связать видео из проекта с коллекцией Пушкинского. С этого и началось наше участие в проекте».

Анна Кольцовская, студентка III курса направления «Мода»:

«Александра Першеева на курсе „История видеоарта“ рассказала нам о концепции идеи и дала время заинтересовавшейся группе на выполнение. Мы обсуждали выбор каждого произведения искусства, вносили правки, а затем оформили итоговый вариант. Было довольно трудно определить, к какому залу может подходить конкретный проект, и мы основывались только на собственых ассоциациях. Поэтому работа была скорее чувственная. Проект оказался довольно интересным и необычным, до принятия участия в нём я даже не знала, что Пушкинский музей проводит такой обширный проект, собирая работы множества художников. Хочется выразить огромную благодарность Александре и Пушкинскому музею за такую замечательную возможность проявить себя».

«100 способов прожить Новый год». Школа дизайна в онлайн проекте Пушкинского музея

Мариам Жордания, студентка III курса профиля «Анимация и иллюстрация»:

«Работа над проектом „100 способов прожить Новый год“ оказалась очень интересной — мы постоянно узнавали новые имена и смотрели огромное количество работ различных художников. В процессе создания выставки начинаешь рассматривать пространство музея с иной стороны: экспозиция ведет диалог с видео, и появляются новые пласты понимания как видеоарта, так и произведений классического искусства. Порой мне было сложно, поскольку не все аналогии были прямыми и ряд работ можно было представить в нескольких залах одновременно. Для меня этот проект стал большим диалогом между эпохами в искусстве, и можно наблюдать, как в „исторические“ идеи и образы проникают более современные. То, что нашу работу одобрили и воплотили в жизнь, — не может не радовать!».

Александра Першеева также отметила важность проектного обучения в Школе дизайна как ключевого элемента в приобретении практического исследовательского опыта.

«Обучение дизайнеров и художников — это, в первую очередь, проектное обучение, поэтому даже на теоретических и „исторических“ предметах мы фокусируем внимание на практике. Мы ушли от таких форматов, как доклад или реферат, сосредоточившись на развитии у студентов особого типа исследовательских навыков. Метод визуального исследования предполагает сбор и анализ огромного количества визуальной информации, студенту нужно четко сформулировать свою задачу и выявить ранее скрытые „в толще материала“ связи между феноменами культуры. И чем более неожиданными окажутся связи, тем сильнее эффект».

Видео доступно до 14 января на YouTube канале ГМИИ им. А.С. Пушкина и на сайте проекта «100 способов прожить минуту».

Участники выставки

Подбор визуальных рифм: Александра Першеева, Юлия Зотова, Мариам Жордания, Ирина Кузьмина, София Челышева, София Никитина, Елена Тян, София Молокова, Анна Кольцовская;

Участники: Клеман Кожитор (Франция), Александра Митлянская (Россия), Иван Сибенс (Канада), Таня Ахметгалиева (Россия), Лоран Грассо (Франция), Ульяна Подкорытова (Россия), Джулиана Кунеаз (Италия), Александра Дементьева (Бельгия/Россия), MASBEDO (Италия), Андрей Сильвестров (Россия), Гвидо ван Дер Верве (Нидерланды), «Синий суп» (Россия), Кен Джейкобс (США), Гленда Леон (Куба), Пётр Кирюша (Россия);

Режиссер видеопрограммы: Андрей Сильвестров;
Музыка: Григорий Сандомирский, Алексей Наджаров;
Оператор-постановщик: Даниил Фомичёв.

Читайте также

Visual Studies как направление междисциплинарных исследований. Интервью с Дарьей Пыркиной

В Школе дизайна НИУ ВШЭ открывается новый профиль магистратуры — Visual Studies. Что скрывается за этим названием? Чем отличается studies и research? И зачем куратору современного искусства разбираться в точных науках? Мы поговорили с куратором профиля Дарьей Пыркиной о новейших междисциплинарных исследованиях визуальной культуры и об их роли в художественном процессе.

Авторский вариатив Владислава Ефимова — «Архитектурная фотография и исследование пространства»

Центр «Зотов» и Школа дизайна НИУ ВШЭ приглашают художников, фотографов, дизайнеров среды и архитекторов присоединиться к авторскому вариативу Владислава Ефимова — «Архитектурная фотография и исследование пространства». Занятия стартуют 2 сентября.

Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Профиль бакалавриата

Экранные искусства

Сту­денты бакалаврского профиля «Экранные искусства» специализируются на работе с движущимся изображением: изучают историю и теорию кино, основы кинодраматургии, искусство режиссуры и монтажа.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.