OPEN CALL. Международная конференция «Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты»

Open call. Конференция Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты

Школа дизайна НИУ ВШЭ и Аспирантская школа по искусству и дизайну НИУ ВШЭ приглашают принять участие в международной конференции «Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты» (ассоциированное мероприятие XXI Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества), которая пройдет 21-23 апреля 2021 года.

В этом году конференция будет посвящена перспективам развития искусства и науки об искусстве в XXI веке, а также вопросам о месте и роли искусства и дизайна в современном обществе. Среди приоритетных направлений конференции: социально-экономические контексты искусства и дизайна XX-XXI в., институционализация искусства и дизайна, образовательные стратегии в этой области, музейные практики, различные аспекты отношений художник-куратор-зритель-исследователь, а также новейшие исследования в области cultural studies (включая media studies, game studies, cinema studies и др.).

Ждем ваши заявки до 10 марта 2021 г. на адрес hse.art.and.design.school.conf@gmail.com.

Формат заявки

Заявка должна содержать: ФИО докладчика, место работы/учебы, должность, ученая степень и звание (при наличии), ключевые слова, отражающие проблематику доклада и связанные с приоритетными направлениями конференции, а также тему и тезисы доклада (кол-во знаков: 1500-2000 знаков с пробелами).

Решение Организационного комитета о включении докладов в программу конференции будет принято по результатам экспертизы заявок до 1 апреля 2021 г.

Рабочие языки конференции: русский и английский.

С материалами предыдущих конференций можно ознакомиться на сайте: Конференция 2018 года, конференция 2019 года, на сайте Школы дизайна.

Среди приоритетных направлений конференции «Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты»:
​​​​​​​

  • Современное искусство и дизайн: преодоление границ. Границы искусства в ситуации постмодернизма. Онтологическая значимость понятия «границы в искусстве» и различные коннотации. Междисциплинарные стратегии в исследовании современного искусства: теоретические рефлексии. Проблема сущности границ в актуальных художественных практиках. Смещение границ в новейших видах и жанрах искусства. Иммерсивное искусство как новое видение мира. Современная живопись в формате он-лайн. Проекты «на стыке» современного искусства и дизайна: междисциплинарные связи.

  • Актуальные проблемы теории современного искусства. Новейшие теоретические дискурсы и практики в области современного искусства и культуры. Самые значительные тексты и разработка новых концепций. Проблемы философии современного искусства. Теория современного искусства и феминизм / киберфеминизм. Гендерные репрезентации в искусстве. Современное искусство как постконцептуализм и метанарратив. Деколониальный поворот и современное искусство. Искусство соучастия в новых художественных практиках.

  • Образование в сфере искусства и дизайна. Современное состояние и перспективы развития, новые модели и стратегии. Особенности образования в сфере искусства и дизайна России и за рубежом. Новое дизайн-мышление и актуальные образовательные технологии («PhD by Practice»). Анализ проектно-ориентированных подходов к исследованию искусства (practise as research). Инновационные образовательные программы по дизайну и искусству. Формирование проектного мышления и практических навыков в ходе преподавания дизайна, методология проектирования, предпроектные и проектные исследования в сфере дизайна. Зарубежные школы по дизайну и искусству: традиции и современный контекст. Новая digital-среда и подходы к проектированию как основа инновационных образовательных технологий в сфере дизайна и искусства.

  • Технологическое будущее: на пути к «умному обществу». Перспективы развития современных художественных практик. Science art (область современного искусства на стыке художественного и научного): биомедиа, наномедиа, гибридные медиа и т.д. Киборгизация и роботизация. Биоэтические проблемы и гуманитарная экспертиза. Генеративное искусство. Произведения искусства, созданные с помощью искусственного интеллекта. Медиаарт и посттехнологическая культура. Современные технологии в дизайне. Интернет вещей и животных.

  • Искусство и дизайн: модели телесности. История тела и телесности, проблема телесности в современном искусстве и дизайне. Телесные практики постмодернизма. Перформативное тело: стратегии репрезентации. Антропология боли: нормы и границы тела. Эстетика новой телесности в виртуальном пространстве. Смена моделей телесности в культуре ХХ-ХХ1 вв. Текстуализация телесности.

  • Саунд-арт и саунд-дизайн. Звукоинженерия, аудиобрендинг, использование звука в сфере современного искусства, в т.ч. в сложных мультимедийных инсталляциях, и в сфере медиакоммуникаций.

  • Мультимедийный и трансмедийный сторителлинг в контексте иллюстрированной книги. Мультимодальные книги и читательский нарратив, антропология чтения: читатель визуального нарратива. Визуальная грамотность: пути ее достижения. Искусство иллюстрации «внутри» книги. Книга как объект и субъект искусства. Возрождение самиздата и малотиражных изданий. Влияние технологий на иллюстрированную книгу: проблемы и решения. AR в книжной иллюстрации.

  • Медиаарт. Современная иллюстрация, анимация и видеоарт. Цифровое искусство в виртуальной и смешанной реальности (от проектирования человеко-машинных интерфейсов до социального контекста). Интернет-арт в контексте постинтернета.

  • Экономика и социология искусства и дизайна. Социально-экономические проблемы искусства и дизайна. Роль арт-рынка в сфере искусства, современное состояние и перспективы его развития. Искусство и дизайн как инструмент «массовой культуры». Дизайн и проблема творчества непосредственных производителей в современном промышленном производстве.

  • Искусство и урбанистика: городской дизайн. Территориальный брендинг и дизайн городской среды. Экспериментальное проектирование городов. Роль дизайна и искусства в развитии городов. Объекты искусства и дизайна, инсталлированные в городскую среду. Световой дизайн городских пространств. «Культура соучастия» в пространстве партиципаторных художественных практик в мегаполисе и регионах.

  • Стратегии публичности в музейных и выставочных практиках

Говоря о различных стратегиях и режимах публичности в музейных и выставочных практиках, нас интересует прежде всего то, как то или иное пространство может стать публичным с помощью определенных социальных действий, как создаются условия для публичного обсуждения, институциональной критики, представления собственной позиции для дальнейшего диалога, в любых формах его выражения. В рамках секции мы рассмотрим, как выставочные, кураторские, художественные стратегии изменяют и определяют статус публичности в музеях, выставочных залах и просто в городе, на улице, в так называемом «частном» пространстве квартир.

Как современное искусство может трансформировать, создавать и подрывать разные режимы публичности? Этот вопрос особенно остро поднимается в связи с актуальной ситуацией в период пандемии, однако современное искусство влияло на статус публичности и раньше. Взаимодействие, создание, актуализация пространств публичности через действия художников является частью общего процесса истории искусства, что позволяет рассмотреть его в контексте истории выставок.

Среди вопросов для обсуждения в рамках секции:

  • ​​​​​​​Как меняется статус публичности для институций в контексте их выставочных стратегий и культурной политики?
  • Как исторически искусство формировало контекст публичных пространств и происходит ли это сегодня?
  • Режимы доступа и невидимые режимы исключения. Как структуры публичного пространства определяют возможность присутствия в нем искусства, художника, зрителя?

    Секция группы «Место искусства»

    Место искусства — проект, посвященный истории московских выставок и критическим исследованиям современного искусства и кураторства. Совместно с Аспирантской школой по искусству и дизайну организует серию семинаров и издает журнал «Место искусства». Сайт проекта:


    ​​​​​​​
  • Студенческий фестиваль кейсов. Репрезентация арт-проектов студентов различных профилей Школы дизайна НИУ ВШЭ: «Коммуникационный дизайн», «Анимация и иллюстрация», «Комикс», «Дизайн среды», «Дизайн интерьера», «Дизайн и программирование», «Дизайн и современное искусство», «Гейм-дизайн и виртуальная реальность», «Художник театра и кино», «Медиа и дизайн», «Дизайн и реклама», «Предментый и промышленный дизайн».

Подробнее

Аспирантская школа по искусству и дизайну

Аспирантская школа по искусству и дизайну — программа нового формата, которая открывает нашим студентам и выпускникам возможности профессионального развития не только в сфере академических исследований или преподавания, но и в сфере социокультурного проектирования. Наряду с получением исследовательских компетенций и написанием диссертации обучение в аспирантуре позволит освоить прикладные навыки проектной работы в сфере культуры.

Как поступить

Подробнее

Аспирантская школа по искусству и дизайну

Аспирантская школа по искусству и дизайну — программа нового формата, которая открывает нашим студентам и выпускникам возможности профессионального развития не только в сфере академических исследований или преподавания, но и в сфере социокультурного проектирования. Наряду с получением исследовательских компетенций и написанием диссертации обучение в аспирантуре позволит освоить прикладные навыки проектной работы в сфере культуры.

Как поступить