«Все, в чем есть дизайн — прекрасно». 9 вопросов Петру Банкову и Игорю Гуровичу

«Все, в чем есть дизайн — прекрасно». 9 вопросов Петру Банкову и Игорю Гуровичу

На YouTube-канале Школы дизайна прошла открытая встреча с Петром Банковым и Игорем Гуровичем. Дизайнеры обсудили особенности современного графического дизайна, поговорили о том, как графический дизайн меняет мир, и поделились источниками вдохновения. Публикуем ответы на самые интересные вопросы зрителей.

Какие три главных совета каждый из вас мог бы дать начинающим дизайнерам?

Петр Банков: Дизайнеру обязательно надо найти учителя. И этим учителем необязательно должен быть дизайнер. Второе — обязательно нужно тратить время на расширение тоннельного сознания. И третье — не предавать свою профессию. Выбирая путь, надо быть готовым к тому, чтобы лет десять идти по нему. Тогда все будет гармонично и правильно, хоть и тяжело.

Игорь Гурович: Первую и главную вещь уже упоминал Петр: не бояться. Для меня также важно то, что никакой хороший дизайн не может завуалировать отсутствие мысли. Если нет мысли и человеческой позиции, то не может быть и хорошего дизайна. Дизайн не может быть способом завуалировать отсутствие смысла.

Чем хороший дизайн отличается от плохого, и есть ли вообще какое-то объективное разделение?

Петр Банков: Мне кажется, что есть такая вещь, как внутренняя убедительность. Она может быть как в хорошем, так и в плохом дизайне. Сейчас приходит новое время, идея которого — поиск красоты в антиэстетике. Качество — это наличие внутренней убедительности, которая всегда чувствуется. Ее можно воспроизводить и генерировать при условии большого творческого опыта, «творческой ДНК» и настойчивости. В этом смысле нет «плохого» и «хорошего» дизайна, есть дизайн, в котором нет внутренней убедительности.

Никакой хороший дизайн не может завуалировать отсутствие мысли. Если нет мысли и человеческой позиции, то не может быть и хорошего дизайна.

Игорь Гурович

Где золотая середина между простотой и сложностью, структурностью и китчем в плакате? Почему на фестивалях чаще побеждают простые плакаты?

Петр Банков: По своему принципу фестивали бывают разные. Есть международный фестиваль плаката в Шомоне, где побеждают «сложные» плакаты. Но в этих плакатах присутствует «творческая ДНК», и ценится, в первую очередь, пластический язык. В современном дизайне, как мне кажется, важную часть занимает именно он. Генерирование своего пластического языка — это одна из самых больших задач для современного дизайнера. Можно представить себе мир, в котором есть сто таких языков, и людям очень интересно на них общаться, потому что они пополняют свой «словарный запас». Есть турецкие или китайские конкурсы, где важно, чтобы была некая метафора. С моей точки зрения, это абсолютно унылая история. За сто лет плакат создал такое количество образных высказываний, что смотреть на метафоры просто скучно. Есть японские конкурсы, на которых выигрывают действительно простые пластические плакаты. Так что сейчас существует огромное количество конкурсов, и если вам хочется завоевать какую-то награду, то нужно выбрать правильный конкурс и делать плакат под него.

Международный фестиваль плаката Chaumont
Международный фестиваль плаката Chaumont

Чем вы вдохновляетесь?

Петр Банков: Каждую неделю я выбираю для себя что-то интересное — из дизайна, живописи, либо музыки. Так как есть время для отдыха, я ищу информацию про дизайнеров, художников, музыкальных людей. И этот опыт изучения имен становится для меня вдохновением. Если говорить про конкретные имена — я заново открыл для себя дизайнера Тибора Кальмана. До этого я нашел книгу Милтона Глейзера с его автографом, и с удивлением для себя понял, какой он офигенный плакатист. В Мексике я купил подборку журнала Esquirе с его работами 60–70-х гг. и в восторге от того, каким он был рисовальщиком.

Есть ли какой-то принцип поиска источников вдохновения?

Петр Банков: Мы все окружены плотным облаком новостей, историй и событий. Иногда они сами «падают» в голову. Если таких нет, у меня есть подборка музыкальных людей, которых я сейчас слушаю. Сейчас мне очень нравится коммерческая музыка для сериалов. К тому же на меня очень воздействует чешская культура, о которой я раньше ничего не знал. Здесь есть потрясающие локальные имена. Так как Прага планировалась как столица всех славян, здесь работало много культурных звезд. Также здесь есть дома, построенные в стиле кубо-футуризма, которых нет нигде в мире.

Все, к чему прикасается дизайн, становится в тысячу раз лучше, интереснее и убедительнее. Это как воздух, которым дышат все, на котором летают самолеты.

Петр Банков

© Никлаус Трокслер
© Никлаус Трокслер
© Милтон Глейзер
© Милтон Глейзер
© Айк Кениг
© Айк Кениг
© Мартин Вудтли
© Мартин Вудтли

Можно ли с помощью дизайна влиять на общественный вкус и менять представление людей о красивом?

Петр Банков: Мне кажется, что дизайн как раз этим и занимается, потому что дизайн находится между душой человека и его телом, его мозгом и окружающим миром. Сейчас мир показывает то, что потребность в дизайне становится все больше и больше. Дизайн влияет на культуру, на внутреннее ощущение, на распорядок дня, на мечты. Я считаю, что дизайн — самая главная вещь в жизни современного человека! Со стороны он становится незаметнее, но его становится все больше.

Значит ли это, что дизайнер, имея свое мнение о том, как устроен мир, меняет этот мир по своему усмотрению? И должен ли дизайнер ждать социального заказа или должен самостоятельно строить другой мир?

Петр Банков: Мне кажется, все, где есть дизайн — прекрасно. Неважно, является ли это работой «на партию», личное это мнение или изображение корпоративных интересов. Все, к чему прикасается дизайн, становится в тысячу раз лучше, интереснее и убедительнее. Это как воздух, которым все дышат, на котором летают самолеты. На наших глазах в дизайне происходят удивительные сдвиги. Мы все становимся частью большой истории.

В каком состоянии сейчас находится киноплакат?

Петр Банков: Это волнующая меня и многих тема. Киноплакат в современном виде выглядит достаточно уныло. Это связано не с тем, что у компаний, занимающихся пост-продакшном, не хватает каких-то душевных сил. Просто никто еще не догадался, что плакат и титры могут быть особенными. На мой взгляд, это вопрос ближайших пяти лет, в течение которых будут поступать заказы на интересные плакаты для кино.

Игорь Гурович: Да, появляются национальные школы, которые «выруливают» плакаты из американской традиции. К примеру, плакаты для короткометражного кино. Не за горами времена, когда киноплакат снова станет прекрасным.

Как понять, что я все делаю хорошо?

Петр Банков: Есть важный момент. Про все свои работы нужно думать хорошо и всегда их хвалить. Неважно, есть ли у вас сомнения или нет. Сделал работу — похвали себя. Во-первых, дизайнер тратит свое время, свою душу и свои мозги, и только за это можно себя похвалить. Тогда все будет гораздо легче.

Полную видеоверсию встречи Игоря Гуровича и Петра Банкова можно посмотреть на YouTube-канале Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Узнайте подробнее о поступлении на профиль «Коммуникационный дизайн. Онлайн» программы онлайн-бакалавриата Школы дизайна.

Читайте также

Конкурс HSE CREATIVE OPEN: итоги четвёртого сезона

5 июля 2023 года на Российской Креативной Неделе наградили победителей четвёртого сезона онлайн-конкурса HSE CREATIVE OPEN. Награды вручили победителям в пяти номинациях: «Видеоарт», «Ивент-дизайн», «Шрифт», «Веб-комикс» и «Переосмысление промыслов».

Выпускница Школы дизайна Полина Парыгина создала иллюстрации к 17-летию Фонда «Вера»

Специально к 17-летию Фонд «Вера» подготовил лендинг «Вокруг человека», где поделился непридуманными историями о жизни тех, кого нельзя вылечить, но кому можно помочь. Сделать этот рассказ красивым помогла иллюстраторка Полина Парыгина — выпускницы направления «Коммуникационный дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Направление обучения

Коммуникационный дизайн

Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавариата и программы дополнительного образования.

Как поступить

О направлении

Медиа и дизайн

Работники современной медийной среды — профессионалы с беспрецедентным уровнем универсальности. В условиях многозадачности всё больше СМИ, рекламных и PR-агентств ищут специалистов, сочетающих редакторское мышление с дизайнерскими навыками. На направлении «Медиа и дизайн» Школа дизайна НИУ ВШЭ готовит как раз таких людей — умеющих работать на разных платформах и в разных форматах, способных доводить до совершенства как текстовый, так и изобразительный контент, владеющих графическим и моушн-дизайном, мыслящими мультимедийными форматами, создающими концептуальные продукты.

В рамках направления открыты профили бакалавриата и магистратуры.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.