Андрей Воронов: «Главный принцип — сделай так, как никто раньше не делал»

Андрей Воронов, Александр Шишкин-Хокусай. «Фанерный Театр»
Андрей Воронов, Александр Шишкин-Хокусай. «Фанерный Театр»

Архитектор и художник, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Андрей Воронов рассказал о профессии, о том, какие проекты делает вместе со студентами профиля «Дизайн среды».

Андрей Воронов — сооснователь объединения АРХАТАКА, лауреат и номинант различных архитектурных и художественных премий и конкурсов, куратор профиля «Дизайн среды» Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Вместе с командой единомышленников Андрей создал арт-проект «Фанерный театр», а также работал над виртуальными спектаклями в Minecraft — «Недоросль», «Вишневый сад», «Моцарт и Сальери», созданных для портала БДТdigital. С 2020 года Андрей — помощник художественного руководителя Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова.

Андрей, расскажите о своем профессиональном опыте, о проектах, над которыми работаете, и как стали преподавать в Питерской Школе дизайна?

Сейчас я являюсь партнером молодого архитектурного бюро АРХАТАКА, образованного на основе творческой группы Лесосплав. С друзьями архитекторами мы принимали участие во множестве международных конкурсов и фестивалей, а некоторые — и выигрывали. В конце концов мы решили, что пора заняться профессиональной деятельностью, и организовали архитектурную мастерскую. На данный момент в бюро два партнера — я и Иннокентий Падалко. Мы ведем достаточно активную творческую деятельность на грани архитектуры и искусства, плюс занимаемся коммерческими проектами. Сейчас это мой основной род деятельности. Пару лет назад в Большом драматическом театре имени Г.А. Товстоногова вместе с художником Александром Шишкиным-Хокусаем я занимался проектом «Фанерный театр». После этого проекта театральный художественный руководитель Большого драматического театра Андрей Могучий пригласил меня поработать с театром над некоторыми внешними проектами, которые, к сожалению, не состоялось из-за пандемии. Но как раз в это время затишья я неожиданно стал художником-постановщиком спектаклей БДТ в Minecraft, сделанных совместно с режиссером Эдгаром Закаряном. И, видимо, благодаря всем этим и многим другим моим заслугам, Митя Харшак пригласил меня стать куратором в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

«Recycle Chapel»
«Recycle Chapel»
Выставка «Петербург Будущего 2103»
Выставка «Петербург Будущего 2103»
Конкурсный проект «Горизонт»
Конкурсный проект «Горизонт»
Конкурсный проект Летнего кинотеатра «Garage Screen»
Конкурсный проект Летнего кинотеатра «Garage Screen»

Сразу приняли приглашение?

Около года ушло у меня на то, чтобы принять решение. Человеку свойственно считать себя моложе, чем он есть, и у меня присутствовало некоторое стеснение. Я вспоминал свои студенческие годы, и мне казалось, что преподаватели — это старые и очень солидные люди, и для преподавательской деятельности необходимо иметь огромный багаж опыта, которым я, на мой взгляд, ещё не обладаю. Скорее, я сам постоянно учусь. Но в итоге я начал понимать, что все это в большей степени мое искаженное восприятие, ведь некоторые мои преподаватели были моложе, чем я сейчас. Но тот факт, что коллеги оценили меня в профессиональном плане и пригласили преподавать в Высшую школу экономики, сыграло свою роль, и я решил попробовать. В конечном итоге то, что я преподаю — не наука, а довольно фантастическая дисциплина. По большому счету я должен не только научить, но и вдохновить студентов. Мне очень нравится программа Школы дизайна, особенно в сравнении с тем, что было у меня в годы обучения. Я разговаривал с коллегами из других вузов и сделал выводы, что программа Школы дизайна интересна и заслуживает внимания. Это стало одним из доводов для принятия решения.

Отдельно я отметил то, что в Школе тебя называют куратором. Это утверждает мою уверенность в том, что преподаватель в такой дисциплине, как дизайн, должен направлять студента в нужное русло, толкать на личностный рост и развитие, а не грузить его субъективными знаниями. В отличие от математики или истории тут нельзя ошибиться или сделать что-то неправильно.

В Школе дизайна мне нравится свобода действий и творчества. Здесь идёт поощрение вашего творческого «Я». Главный принцип — сделай так, как никто раньше не делал.

name

Андрей Воронов

Чем вы занимаетесь с вашими студентами? Что это дает вам в личностном плане?

То, чем мы занимаемся, я бы сравнил с творческой лабораторией. Мы общаемся и обмениваемся со студентами идеями и мнениями об их учебных проектах. Я стараюсь прислушиваться и лишь корректировать выбранный ими путь или помочь его выбрать. Здесь студент не услышит обидных комментариев вроде: «Так никто не делает!», «Где вы такое видели?», «Такого не может быть!». В Школе дизайна мне нравится свобода действий и творчества. Здесь идёт поощрение вашего творческого «Я». Главный принцип — сделай так, как никто раньше не делал. В процессе такого взаимодействия учишься быть объективным. Если я вижу, что студент достиг своей собственной цели в проекте, получил опыт — это дает определенный эмоциональный заряд.

«Avant-garde Antique», Анастасия Сергеева, I курс
«Avant-garde Antique», Анастасия Сергеева, I курс
«Poetry of Forms», Владислав Старостин, I курс
«Poetry of Forms», Владислав Старостин, I курс
«Коллаж впечатлений», Елизавета Белова, I курс
«Коллаж впечатлений», Елизавета Белова, I курс
«Эволюция Ласло», Анастасия Мартынова, I курс
«Эволюция Ласло», Анастасия Мартынова, I курс

Что вы думаете об уровне современного образования в области дизайна? Каковы тенденции развития?

Мне сложно оценить общий уровень образования в сфере дизайна, потому что по роду деятельности я сталкиваюсь в основном с молодыми специалистами из сферы архитектуры. Там уровень заметно повышается. Перед людьми открывается огромное количество новых возможностей. В этом я и вижу потенциал профессии дизайнера — поле деятельности расширяется, и человек в нем может найти себе место. Плюс к этому и государство сейчас активно вкладывается в развитие профессии на уровне урбанистики, среды, благоустройства: привлекает молодых специалистов к работе, организовывает конкурсы, гранты и фестивали. Можно сказать, что сейчас стало «модно» заниматься окружающей средой. Хотя, конечно, «среда» — понятие более широкое, чем улица и парк. И до этого тоже скоро доберутся.

Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хороший дизайнер?

Чем больше я погружаюсь в профессию, тем больше мне кажется, что хороший дизайнер — это, прежде всего, хороший художник и творчески мыслящий человек. Профессионализм относится к прикладным навыкам. И тут важно наличие определенной «насмотренности», творческого кругозора, знаний в области современного искусства, истории. А учитывая развитие технологий — порой еще и науки. Дизайнеру сейчас не хватит только лишь профессиональных навыков. Нужно уметь воспринимать мир глобально.

Что ждет слушателей вашей лекции, которая пройдет 27 февраля в Музее театрального искусства? И что подразумевается под словосочетанием «дизайн в виртуальном мире», о котором вы будете рассказывать?

Так как лекция проходит в музее театрального искусства, я хочу рассказать про свои проекты, связанные с театром. Это в первую очередь проект Фанерного Тетра, созданный в соавторстве с художественным руководителем БДТ Андреем Могучим и художником Александром Шишкиным-Хокусаем, также я планирую коснуться постановок в Minecraft, сделанных мною вместе с режиссером Эдгаром Закаряном для портала БДТDigital.

Что касается виртуального мира, то его отличие от физического только в том, что там можно создавать, что угодно. Здесь так же можно заниматься дизайном среды и создавать эту среду с нуля. В моем представлении реальное и виртуальное пространства для художника в какой-то степени равноценны. Хотя бы потому, что виртуальное пространство сейчас не менее востребовано, чем физическое. К тому же, сейчас любая реализация физического пространства начинается с создания его именно на компьютере в различных программах — то есть в пространстве виртуальном. И в каких-то случаях можно оставить проект в виртуальном мире, где он будет развиваться по своим законам. Сложность здесь скорее в том, чтобы заложить сценарии и смыслы жизни этого проекта в виртуальном пространстве, а практически вы не ограничены ни в творческих, ни в технических возможностях, левитация разрешена.

Направление обучения

Дизайн среды

В Школе дизайна НИУ ВШЭ студенты одновременно создают комфортную среду и выражают сложные мысли средствами графической коммуникации. Пойти учиться на дизайнера среды — значит, получить шанс стать профессионалом, чья роль в формировании среды обитания человека не менее важна, чем роль инженера или архитектора.

Как поступить

Направление

Дизайн (Санкт-Петербург)

Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает уникальную для Санкт-Петербурга возможность получить актуальное дизайн-образование.

Обучение построено на проектном подходе и тесном взаимодействии с ведущими профессионалами индустрии. За время учёбы студенты осваивают язык дизайна, пробуют себя в реальной проектной работе и в результате формируют полноценное портфолио, позволяющее им быстро найти себя в профессиональной среде.

Как поступить