По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Архитектор и художник, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Андрей Воронов рассказал о профессии, о том, какие проекты делает вместе со студентами профиля «Дизайн среды».
Андрей Воронов — сооснователь объединения АРХАТАКА, лауреат и номинант различных архитектурных и художественных премий и конкурсов, куратор профиля «Дизайн среды» Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Вместе с командой единомышленников Андрей создал арт-проект «Фанерный театр», а также работал над виртуальными спектаклями в Minecraft — «Недоросль», «Вишневый сад», «Моцарт и Сальери», созданных для портала БДТdigital. С 2020 года Андрей — помощник художественного руководителя Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова.
Сейчас я являюсь партнером молодого архитектурного бюро АРХАТАКА, образованного на основе творческой группы Лесосплав. С друзьями архитекторами мы принимали участие во множестве международных конкурсов и фестивалей, а некоторые — и выигрывали. В конце концов мы решили, что пора заняться профессиональной деятельностью, и организовали архитектурную мастерскую. На данный момент в бюро два партнера — я и Иннокентий Падалко. Мы ведем достаточно активную творческую деятельность на грани архитектуры и искусства, плюс занимаемся коммерческими проектами. Сейчас это мой основной род деятельности. Пару лет назад в Большом драматическом театре имени Г.А. Товстоногова вместе с художником Александром Шишкиным-Хокусаем я занимался проектом «Фанерный театр». После этого проекта театральный художественный руководитель Большого драматического театра Андрей Могучий пригласил меня поработать с театром над некоторыми внешними проектами, которые, к сожалению, не состоялось из-за пандемии. Но как раз в это время затишья я неожиданно стал художником-постановщиком спектаклей БДТ в Minecraft, сделанных совместно с режиссером Эдгаром Закаряном. И, видимо, благодаря всем этим и многим другим моим заслугам, Митя Харшак пригласил меня стать куратором в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.
Около года ушло у меня на то, чтобы принять решение. Человеку свойственно считать себя моложе, чем он есть, и у меня присутствовало некоторое стеснение. Я вспоминал свои студенческие годы, и мне казалось, что преподаватели — это старые и очень солидные люди, и для преподавательской деятельности необходимо иметь огромный багаж опыта, которым я, на мой взгляд, ещё не обладаю. Скорее, я сам постоянно учусь. Но в итоге я начал понимать, что все это в большей степени мое искаженное восприятие, ведь некоторые мои преподаватели были моложе, чем я сейчас. Но тот факт, что коллеги оценили меня в профессиональном плане и пригласили преподавать в Высшую школу экономики, сыграло свою роль, и я решил попробовать. В конечном итоге то, что я преподаю — не наука, а довольно фантастическая дисциплина. По большому счету я должен не только научить, но и вдохновить студентов. Мне очень нравится программа Школы дизайна, особенно в сравнении с тем, что было у меня в годы обучения. Я разговаривал с коллегами из других вузов и сделал выводы, что программа Школы дизайна интересна и заслуживает внимания. Это стало одним из доводов для принятия решения.
Отдельно я отметил то, что в Школе тебя называют куратором. Это утверждает мою уверенность в том, что преподаватель в такой дисциплине, как дизайн, должен направлять студента в нужное русло, толкать на личностный рост и развитие, а не грузить его субъективными знаниями. В отличие от математики или истории тут нельзя ошибиться или сделать что-то неправильно.
В Школе дизайна мне нравится свобода действий и творчества. Здесь идёт поощрение вашего творческого «Я». Главный принцип — сделай так, как никто раньше не делал.
То, чем мы занимаемся, я бы сравнил с творческой лабораторией. Мы общаемся и обмениваемся со студентами идеями и мнениями об их учебных проектах. Я стараюсь прислушиваться и лишь корректировать выбранный ими путь или помочь его выбрать. Здесь студент не услышит обидных комментариев вроде: «Так никто не делает!», «Где вы такое видели?», «Такого не может быть!». В Школе дизайна мне нравится свобода действий и творчества. Здесь идёт поощрение вашего творческого «Я». Главный принцип — сделай так, как никто раньше не делал. В процессе такого взаимодействия учишься быть объективным. Если я вижу, что студент достиг своей собственной цели в проекте, получил опыт — это дает определенный эмоциональный заряд.
Мне сложно оценить общий уровень образования в сфере дизайна, потому что по роду деятельности я сталкиваюсь в основном с молодыми специалистами из сферы архитектуры. Там уровень заметно повышается. Перед людьми открывается огромное количество новых возможностей. В этом я и вижу потенциал профессии дизайнера — поле деятельности расширяется, и человек в нем может найти себе место. Плюс к этому и государство сейчас активно вкладывается в развитие профессии на уровне урбанистики, среды, благоустройства: привлекает молодых специалистов к работе, организовывает конкурсы, гранты и фестивали. Можно сказать, что сейчас стало «модно» заниматься окружающей средой. Хотя, конечно, «среда» — понятие более широкое, чем улица и парк. И до этого тоже скоро доберутся.
Чем больше я погружаюсь в профессию, тем больше мне кажется, что хороший дизайнер — это, прежде всего, хороший художник и творчески мыслящий человек. Профессионализм относится к прикладным навыкам. И тут важно наличие определенной «насмотренности», творческого кругозора, знаний в области современного искусства, истории. А учитывая развитие технологий — порой еще и науки. Дизайнеру сейчас не хватит только лишь профессиональных навыков. Нужно уметь воспринимать мир глобально.
Так как лекция проходит в музее театрального искусства, я хочу рассказать про свои проекты, связанные с театром. Это в первую очередь проект Фанерного Тетра, созданный в соавторстве с художественным руководителем БДТ Андреем Могучим и художником Александром Шишкиным-Хокусаем, также я планирую коснуться постановок в Minecraft, сделанных мною вместе с режиссером Эдгаром Закаряном для портала БДТDigital.
Что касается виртуального мира, то его отличие от физического только в том, что там можно создавать, что угодно. Здесь так же можно заниматься дизайном среды и создавать эту среду с нуля. В моем представлении реальное и виртуальное пространства для художника в какой-то степени равноценны. Хотя бы потому, что виртуальное пространство сейчас не менее востребовано, чем физическое. К тому же, сейчас любая реализация физического пространства начинается с создания его именно на компьютере в различных программах — то есть в пространстве виртуальном. И в каких-то случаях можно оставить проект в виртуальном мире, где он будет развиваться по своим законам. Сложность здесь скорее в том, чтобы заложить сценарии и смыслы жизни этого проекта в виртуальном пространстве, а практически вы не ограничены ни в творческих, ни в технических возможностях, левитация разрешена.
11 июня в Каргопольском музее-заповеднике открылась выставка «Дороги русского Просвещения». Главный замысел проекта — продемонстрировать, как Екатерина II представляла будущие города России с «разумной» планировкой, и рассказать о попытках преобразования городской среды в XVIII веке. В завершающем разделе выставки будут показаны работы студентов питерской Школы дизайна, а одним из её кураторов стала Ксения Малич — академический руководитель магистратуры в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.
Приложения такси, маркетплейсов, музыкальных стримингов и многих других сервисов сегодня привычны, словно данность. Мы поговорили с тем, кто участвовал в разработке их первых в России версий, будучи сотрудником крупнейших отечественных компаний — Сергеем Гридневым, куратором профиля «Коммуникационный дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.
Направление обучения
Дизайн среды формирует реальность вокруг современного человека. Это внешний вид пространств и предметов, которые нас окружают: архитекторы и дизайнеры среды проектируют интерьеры и мебель, здания и ландшафты.
Эта сфера, как никакая другая, сочетает в себе концептуальность и утилитарность. В Школе дизайна НИУ ВШЭ учат и тому, и другому: студенты одновременно создают комфортную среду и выражают сложные мысли средствами графической коммуникации.
Подробнее
Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает уникальную для Санкт-Петербурга возможность получить актуальное дизайн-образование.
Обучение построено на проектном подходе и тесном взаимодействии с ведущими профессионалами индустрии. За время учёбы студенты осваивают язык дизайна, пробуют себя в реальной проектной работе и в результате формируют полноценное портфолио, позволяющее им быстро найти себя в профессиональной среде.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.