По общим вопросам
Программа «Философия современного искусства и анализ арт-систем» и её рабочая группа под руководством Кети Чухров продолжает серию публичных мероприятий. В рамках открытых лекций в Школе дизайна 18 марта в 19:00 состоится онлайн-лекция преподавателя программы, исследователя культуры и кандидата философских наук Максима Мирошниченко «СOVID-19, аутоимунность и цифровой постапокалипсис: медиа как соцучастники пандемии». Модератор — Кети Чухров.
Предыдущие онлайн-события вы можете увидеть в записи: https://design.hse.ru/dop/programs/174.
О лекции
Не секрет, что коронавирус стал триггером значительных трансформаций экономических и политических аспектов нашей жизни. Это говорит о том, что эпидемическая ситуация является не чисто медицинской, но и биополитической проблемой, многократно усиленной функционированием медиа и технологий в целях усиления контроля за населением. Новые медиа часто связываются с утопической надеждой на реорганизацию социальной жизни, предполагающей децентрализацию, разветвление и автономизацию деятельности индивидов в среде. Теоретики говорят о средовой, распределенной функциональности технологий, дарующей возможность выйти за пределы антропоморфизма.
Выживаемость, креативность и контингентность траектории развития будто бы выступают признаками полноценного функционирования индивида в среде. В то же время вирусы, находящиеся на границы живой и неживой природы, на сегодняшний день конституируются не только своей собственной агентностью, но и медиа и технологиями как равноправными соучастниками планетарных процессов. Фактически, сейчас медиа стали союзниками вируса COVID-19 и использующих его в своих целей государственных институтов, создав новую биополитическую ситуацию, которую не могли предугадать исследователи ранее. В ряде стран стали использоваться такие технологии, как интерактивные карты распространения вируса, системы социального мониторинга и надзора за соблюдением режима самоизоляции, средства передачи информации о состоянии здоровья граждан надзорным институциям. Представители медицинского сообщества приветствовали внедрение новых технологий для отслеживания распространения вируса. Вирус часто рассматривается теоретиками культуры и медиа как медиальный объект (Серр, Такер, Паризи, Хейлз) или даже особый агент, экологически конкурирующий с человечеством и вырабатывающий противоположную ему стратегию выживания.
В своей лекции Максим Мирошниченко попробует показать, как технологии стали соучастниками конструирования вируса — планетарного агента, повлиявшего на масштабные социальные процессы. Вирус предполагает смещение в понимании агентности, интеллекта и ряда других характеристик, приписываемых когнитивным системам. Вторжение вируса предполагает не только биоэтическую оценку рисков и возможностей, связанных с организацией здравоохранения, но и переосмысление понятий политики, жизни, социальности и планетарности в ключе актуальных теорий медиа и культуры, о чем и расскажет лекция.
Максим Мирошниченко — исследователь культуры, кандидат философских наук, автор текстов для журналов «Нож», «Логос», «Транслит», «Контекст», «Новое литературное обозрение», стипендиат Фонда Александра Пятигорского, преподаватель курса дополнительного образования «Философия современного искусства и анализ арт-систем», автор телеграм-канала «affordable affordance». В его сферу интересов входят энактивизм, кибернетика, феноменология, биоэтика.
Дата: 18 марта
Время: 19:00 — 21:00
Чтобы получить ссылку на трансляцию, необходима регистрация.
17 ноября в Инновационном культурном центре в Калуге открылся проект «Космос до востребования» под кураторством художницы, арт-критика и преподавателя направления «Современное искусство» Дианы Мачулиной. В выставке участвуют сама Диана, а также ещё один преподаватель, две выпускницы и студентка Школы дизайна НИУ ВШЭ. Вместе с ними свои работы в Калуге представили известные российские художники и молодые авторы из регионов.
В повседневном контексте художественного производства под медиумом по-прежнему зачастую понимают «материальные основания» конкретной работы, включая пространственно-временную специфику ее показа (видео, графика, перформанс, инсталляция и т.д.). О постмедиальном состоянии искусства и расширительном понимании термина «медиум» в текстах Розалинд Краусс или работах Пьера Юига рассказывает Валерия Конончук.
Направление
Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».
Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве».
Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает слушателям широкую линейку образовательных курсов. Вы можете ознакомиться с полным списком и выбрать одно из образовательных направлений и уровень обучения, чтобы найти курс, который подходит именно вам.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.