«Смесь любителей и профессионалов дает правильную химию»

5 апреля в Школе дизайна НИУ ВШЭ стартует программа дополнительного образования «Актерские практики и современные коммуникации».

Она посвящена развитию актерских навыков и рассчитана как на профессиональных актеров, так и на людей без театрального бэкграунда, которые хотят использовать изученные практики для развития в своей профессии и в общении. Мы поговорили с куратором программы Михаилом Мокеевым о программе, об актерских и перформативных практиках и о том, как победить конфликт.

Михаил Мокеев — режиссер театра и кино, актер, педагог, поставил более 30 театральных постановок в России и за рубежом, один из создателей центра им. Мейерхольда и театра-мастерской Брусникина, арт-директор центра Славы Полунина, руководил театром Focus (Дублин).

Программа называется «Актерские практики и современные коммуникации». При чем тут современные коммуникации?

Я родом из любительского театра: пришел в него для того, чтобы общаться с людьми, изучать их, читать гуманитарные книги и с помощью театра, налаживать баланс, который мир пытается разрушить. Ведь театр нацелен на приостановку — на размышление. Он «нажимает на паузу», как будто собирая энергию.

Мне всегда казалось, что для театра очень важна именно коммуникация, поэтому цель нашей программы — через коммуникацию, через коммуникативные техники прийти к творчеству, помочь людям выразить себя, как в социальной сфере, так и в творческой сфере. Мы так выстроили программу, что для нас коммуникация — это и процесс, и результат.

Программа подходит и для профессиональных актеров, и для любителей. Как они будут уживаться вместе?

У меня большой опыт работы со смешанными группами, для меня это совершенно нормально. Смесь любителей и профессионалов дает правильную химию — сегодня все перформативные начинания построены на этом. Пока это касается только современного актуального театра, но, вероятно, может перейти и в классический.

Бывает такое, что группа «не складывается»?

Как физик скажу, что когда не получается — это еще полезнее, чем когда получается. Несчастная любовь ведь всегда круче, чем счастливая.
Но честно говоря, редко что-то идет не так. В людях нужно уметь видеть то, что зацепит и сработает моментально, тональности нужно слышать и раскрывать. Тогда за время обучения группа становится командой.

В учебном плане заложены и теоретические, и практические занятия. Чему будет отдаваться приоритет?

Я — практик, как и мои коллеги. Теорию мы даем, когда чувствуем непонимание практики со стороны слушателей, так что в нашем случае теория только обслуживает процесс.

Расскажите подробнее, как будут проходить занятия?

Программа состоит из нескольких разделов, где основные аспекты обучения — речь, тело и текст.

​​​​​​​Документальный театр (вербатим) и речевые практики. Вербатим — это интервью, где актер отождествляет себя с героем. Актер берет интервью у любого человека: старается узнать, что тот думает о фундаментальных жизненных понятиях и выявить у него болевые точки, в ходе разговора получая опыт режиссерской работы с точки зрения психологии, написания сценария, считывания и создания образа. Интервью записывается на видео или аудио для дальнейшего изучения и анализа образа человека, а потом максимально точно передается зрителю.

Перформативные и антропологические практики, где перформанс — это способ изучения окружающего мира и себя.

И третье, чем владею лично я — инструментарий психофизического и игрового театра, который в рамках этого проекта я хочу использовать для провокации творческих проявлений. Я буду работать с актерами как физик работает с энергией.
​​​​​​​
Мы берем любой современный текст, который является частью культурного социума. Это может быть что угодно — и пьеса известного автора, и текст, сгенерированный компьютером. На основе этого текста мы рассматриваем такие категории, которые важны и в коммуникации, и на сцене: как строить событие, что такое конфликт, как выходить из конфликтной ситуации в неконфликтную, что такое темпераменты, как работать с энергией.

А как кстати перевести конфликтную ситуацию в неконфликтную?

Во-первых, надо вскрыть конфликт, а не бороться с ним: принять его — перевести драму в трагедию, переступить из кухни на сцену, чтобы выйти на более высокий уровень общения. Для актера — это возможность создать художественный процесс. Если потренироваться, то можно (хоть и сложно) перенести это и в жизнь. Примером такого конфликта можно назвать ситуацию с Маяковским и Бриками. Это пример того, как в процессе конфликта все оказались реализованы. Лиля — как женщина, Осип — как КГБист, а Маяковский — как поэт.

Кто преподает на программе кроме вас?

Речью занимается Анастасия Великородная — моя ученица, выпускница школы-студии МХАТ и ведущая актриса мастерской Брусникина. Она будет преподавать актерское мастерство и сценическую речь. Мы называем ее «королева вербатима». Она будет тренировать дыхание, речевые и дыхательные практики, чтобы люди говорили естественно, но громко, слышали собеседника, умели пользоваться всеми возможностями русского алфавита. Очень важно правильно ставить дыхание во время сложных и длинных предложений, чтобы говорить долго, связанно и осмысленно. Почему люди говорят тихо? Они смущаются и не умеют пользоваться резонаторами. А Настя как раз обладает техниками, которые формируют красивое звучание речи.

Александр Андрияшкин

Александр Андрияшкин

Анастасия Великородная

Анастасия Великородная

Перформативными практиками занимается Александр Андрияшкин. Можно сказать, что я его поклонник и ученик. Он работает с ведущими театральными школами по всему миру, с классическим и современным балетом, его территория — антропологический перформанс, где соединяет подсознание с жестами. Мы не можем управлять подсознанием, но исследовать, перевести его в сознательное — можем. Сашу зовут, когда помимо танца нужно создать стиль человека и его движения, когда нужно создать язык зрелища.

Что станет итоговым результатом программы?

Каждый учебный модуль будет закачиваться мини-спектаклем. А в конце всего курса я поставлю итоговый групповой публичный перформанс, на который мы обязательно пригласим всех желающих.

Какой вы видите вашу группу?

Для поступления на программу не нужно проходить никаких вступительных испытаний. Потому что изначально мы рассчитываем на то, что в группе перемешаются практикующие актеры — для прокачки своих скиллов и слушатели без театрального опыта. Оптимальное количество для актерского класса — 12-15 человек.

Лично вам в общении помогают постоянные занятия с актерами?

Конечно, с точки зрения общения это очень развивает. В принципе, меня оттолкнуть от человека может только принципиальное невежество. В остальных случаях — к любому можно найти подход.

Профиль бакалавриата

Художник театра и кино

Театр и кино — сферы, в которых ответственность за убедительность и эстетизм произведения несут не только режиссёры и актёры, но и представители десятка смежных профессий, связанных с художественным оформлением. Среди них особое место занимают художники, от которых требуется как отличное понимание собственной функции, так и глубокие знания об искусстве как таковом. Школа дизайна ВШЭ готовит таких универсальных специалистов — настоящих людей искусства. Студенты профиля начинают с освоения базовых принципов современного театра и кинематографа, изучают иерархию и специфику этих индустрий, учатся взаимодействовать со всеми участниками творческого процесса, а также вникают в актуальные тренды развития искусства.

Как поступить