По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
5 апреля в Школе дизайна НИУ ВШЭ стартует программа дополнительного образования «Актерские практики и современные коммуникации».
Она посвящена развитию актерских навыков и рассчитана как на профессиональных актеров, так и на людей без театрального бэкграунда, которые хотят использовать изученные практики для развития в своей профессии и в общении. Мы поговорили с куратором программы Михаилом Мокеевым о программе, об актерских и перформативных практиках и о том, как победить конфликт.
Михаил Мокеев — режиссер театра и кино, актер, педагог, поставил более 30 театральных постановок в России и за рубежом, один из создателей центра им. Мейерхольда и театра-мастерской Брусникина, арт-директор центра Славы Полунина, руководил театром Focus (Дублин).
Я родом из любительского театра: пришел в него для того, чтобы общаться с людьми, изучать их, читать гуманитарные книги и с помощью театра, налаживать баланс, который мир пытается разрушить. Ведь театр нацелен на приостановку — на размышление. Он «нажимает на паузу», как будто собирая энергию.
Мне всегда казалось, что для театра очень важна именно коммуникация, поэтому цель нашей программы — через коммуникацию, через коммуникативные техники прийти к творчеству, помочь людям выразить себя, как в социальной сфере, так и в творческой сфере. Мы так выстроили программу, что для нас коммуникация — это и процесс, и результат.
У меня большой опыт работы со смешанными группами, для меня это совершенно нормально. Смесь любителей и профессионалов дает правильную химию — сегодня все перформативные начинания построены на этом. Пока это касается только современного актуального театра, но, вероятно, может перейти и в классический.
Как физик скажу, что когда не получается — это еще полезнее, чем когда получается. Несчастная любовь ведь всегда круче, чем счастливая.
Но честно говоря, редко что-то идет не так. В людях нужно уметь видеть то, что зацепит и сработает моментально, тональности нужно слышать и раскрывать. Тогда за время обучения группа становится командой.
Я — практик, как и мои коллеги. Теорию мы даем, когда чувствуем непонимание практики со стороны слушателей, так что в нашем случае теория только обслуживает процесс.
Программа состоит из нескольких разделов, где основные аспекты обучения — речь, тело и текст.
Документальный театр (вербатим) и речевые практики. Вербатим — это интервью, где актер отождествляет себя с героем. Актер берет интервью у любого человека: старается узнать, что тот думает о фундаментальных жизненных понятиях и выявить у него болевые точки, в ходе разговора получая опыт режиссерской работы с точки зрения психологии, написания сценария, считывания и создания образа. Интервью записывается на видео или аудио для дальнейшего изучения и анализа образа человека, а потом максимально точно передается зрителю.
Перформативные и антропологические практики, где перформанс — это способ изучения окружающего мира и себя.
И третье, чем владею лично я — инструментарий психофизического и игрового театра, который в рамках этого проекта я хочу использовать для провокации творческих проявлений. Я буду работать с актерами как физик работает с энергией.
Мы берем любой современный текст, который является частью культурного социума. Это может быть что угодно — и пьеса известного автора, и текст, сгенерированный компьютером. На основе этого текста мы рассматриваем такие категории, которые важны и в коммуникации, и на сцене: как строить событие, что такое конфликт, как выходить из конфликтной ситуации в неконфликтную, что такое темпераменты, как работать с энергией.
Вербатим. Теория
Актерское внимание
Речеголосовой тренинг
Эмоциональный слух
Вербатим. Практика
Просмотры
Репетиционная/поисковая работа
Элементы техник психофизического театра
Работа над конкретным современным текстом
Во-первых, надо вскрыть конфликт, а не бороться с ним: принять его — перевести драму в трагедию, переступить из кухни на сцену, чтобы выйти на более высокий уровень общения. Для актера — это возможность создать художественный процесс. Если потренироваться, то можно (хоть и сложно) перенести это и в жизнь. Примером такого конфликта можно назвать ситуацию с Маяковским и Бриками. Это пример того, как в процессе конфликта все оказались реализованы. Лиля — как женщина, Осип — как КГБист, а Маяковский — как поэт.
Речью занимается Анастасия Великородная — моя ученица, выпускница школы-студии МХАТ и ведущая актриса мастерской Брусникина. Она будет преподавать актерское мастерство и сценическую речь. Мы называем ее «королева вербатима». Она будет тренировать дыхание, речевые и дыхательные практики, чтобы люди говорили естественно, но громко, слышали собеседника, умели пользоваться всеми возможностями русского алфавита. Очень важно правильно ставить дыхание во время сложных и длинных предложений, чтобы говорить долго, связанно и осмысленно. Почему люди говорят тихо? Они смущаются и не умеют пользоваться резонаторами. А Настя как раз обладает техниками, которые формируют красивое звучание речи.
Перформативными практиками занимается Александр Андрияшкин. Можно сказать, что я его поклонник и ученик. Он работает с ведущими театральными школами по всему миру, с классическим и современным балетом, его территория — антропологический перформанс, где соединяет подсознание с жестами. Мы не можем управлять подсознанием, но исследовать, перевести его в сознательное — можем. Сашу зовут, когда помимо танца нужно создать стиль человека и его движения, когда нужно создать язык зрелища.
Каждый учебный модуль будет закачиваться мини-спектаклем. А в конце всего курса я поставлю итоговый групповой публичный перформанс, на который мы обязательно пригласим всех желающих.
Для поступления на программу не нужно проходить никаких вступительных испытаний. Потому что изначально мы рассчитываем на то, что в группе перемешаются практикующие актеры — для прокачки своих скиллов и слушатели без театрального опыта. Оптимальное количество для актерского класса — 12-15 человек.
Конечно, с точки зрения общения это очень развивает. В принципе, меня оттолкнуть от человека может только принципиальное невежество. В остальных случаях — к любому можно найти подход.
Лаборатория впечатлений Школы дизайна НИУ ВШЭ ежегодно проводит масштабные события на стыке театра, музыки и перформанса. В этом году таким мероприятием стал концерт «Из мира сказок», который состоится завтра, 12 июля, в Электротеатре Станиславский. О концепции проекта, процессе его подготовки, важности коллабораций между различными образовательными направлениями Школы, а также... о сказках — мы поговорили с Владимиром Горлинским, одним из кураторов грядущего концерта и преподавателем Школы дизайна.
Школа дизайна НИУ ВШЭ больше не может ждать и приглашает отметить Новый год уже 18 декабря. Мы предлагаем вам принять участие в квестах по мотивам культового сериала «Друзья». Узнать от профи в сфере ивентов о том, как самому сделать качественное событие, а ещё потанцевать и отдохнуть под ритмы, созданные нашими студентами-диджеями. И, конечно, найти новых друзей!
Профиль бакалавриата
Сегодняшняя ивент-индустрия, как вектор экономики впечатлений, соединяет дизайн, театр, кино, перформанс, музыку, питание, здоровье, туризм и другие сферы человеческой жизни. Профессиональное проектирование арт- и лайфстайл-событий — главный тренд будущего, а инженер впечатлений — возможно, главная творческая профессия нашего завтра, в котором под ивентом будет пониматься проектирование и получение нового опыта, а не услуга, независимо от масштаба и формата события.
Профиль «Ивент. Театр. Перформанс» готовит профессионалов в сфере индустрии впечатлений на стыке режиссуры, сценографии, работы с пространством, светом, видео, телом, костюмом, гримом и перформативных практик во всех их смысловых, концептуальных и художественных соединениях.
Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает слушателям широкую линейку образовательных курсов. Вы можете ознакомиться с полным списком и выбрать одно из образовательных направлений и уровень обучения, чтобы найти курс, который подходит именно вам.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.