«Относиться к миру творчества необходимо с позиции исследователя»

В Школе дизайна НИУ ВШЭ на программе «Практики современного искусства» открывается новый магистерский профиль «Театр и Перформанс», посвященный перформативным практикам и исследованиям.

Программа будет интересна как выпускникам творческих направлений бакалавриата, которые хотели бы расширить свои профессиональные навыки, так и людям без театрального и перформативного опыта, желающим овладеть навыками художественных практик и стать художниками-перформерами, арт-директорами и креативными продюсерами масштабных проектов в области искусства.

Мы поговорили с руководителем профиля Ольгой Рогинской и куратором Анастасией Нефедовой о том, кого они ждут на своем профиле, о карьерных перспективах выпускников и роли теории в обучении.

Ольга Рогинская

Ольга Рогинская

Руководитель профиля, кандидат филологических наук, исследователь современной культуры, специалист по современному театру и сценическим практикам, автор публикаций и научных статей по истории и теории театра.

Анастасия Нефедова

Анастасия Нефедова

Художник театра и кино, лауреат премии «Золотая Маска», креативный продюсер, главный художник Электротеатра Станиславский, руководитель направления «Художник театра и кино» в Школе Дизайна ВШЭ, автор российских и европейских кино- и театральных постановок.

Для кого создается магистратура «Театр и перформанс»?

Анастасия Нефедова: Нам хочется, чтобы пришли разные люди, которые имеют большой профессиональный багаж из области кино, театра, живописи. Но может прийти кто-то из науки или их технических специальностей, инженеры. Я считаю, что сейчас все направления профессиональной жизни человека направлены на то, чтобы любую деятельность превращать в акт искусства. Тот факт, что человек осознанно чем-то занимается — уже ступень к перформансу. Для меня нет ничего интереснее и приятнее, чем смотреть на то, как человек работает — это спектакулярный акт. Поэтому, если придут люди открытые к тому, чтобы понять что-то про себя, отрефлексировать свою деятельность и поделиться этим с другими, — это будет бесценно. Мы хотим создать единое авторское поле, в котором каждый готов слышать других людей, другие профессии.

Важно, что у нас нет критериев «хорошо» и «плохо». Какой бы проект ни принес мне студент, я говорю: «Это классно!». Принимаю это как данность, как безусловную красоту. А уже потом мы разбираемся, какими путями можно ее раскрыть.

Ольга Рогинская: Для нас как для создателей магистратуры главная интрига — какой сложится ее студенческий ансамбль. Мы за то, чтобы к нам приходили люди из разных сфер, которые уже что-то умеют делать хорошо, ярко и харизматично и готовы заявить о своих творческих амбициях. Это залог интересного пути, который ждет студентов в процессе обучения, и финального результата. Внутри учебного процесса мы будем отталкиваться от талантов и уникальных качеств тех людей, которые к нам придут.

На мой взгляд, наших студентов и абитуриентов может отличать потребность в некотором кризисе сознания, желание сделать окружающую жизнь разнообразнее, ярче и умнее, при этом — не отказавшись от себя. Очень часто человек думающий, умеющий хорошо делать что-то, испытывает нереализованность. Она связана как раз с тем, что в нашей культуре присутствует кризис событийности. Мы остро переживаем ожидание события, умеем оценивать его после и вспоминать о нем, но не умеем быть внутри, в процессе. Из-за этого и возникает чувство нереализованности. Работать с этим чувством и научить быть внутри события — очень важная задача, так что наша магистратура — про чувство жизни.

Мы даем возможность узнать о технологиях, тесно связанных с миром театра, перформанса и шоу-культуры, при этом отказываемся от принципа узкой специализации, «разделения труда» — в пользу соавторства и мультизадачности. И поэтому мы ждем и тех абитуриентов, кто, возможно, про себя еще не все понимает, кто сомневается и ищет. И одновременно готов к переменам и действиям. Для искусства перформанса человек рефлексирующий — это мощнейший ресурс.

Ольга Рогинская и Анастасия Нефедова
Ольга Рогинская и Анастасия Нефедова

О практике и теории

Ольга Рогинская: Важная установка, с которой мы создаем эту программу — сочетание исследования и практики. Относиться к миру творчества необходимо с позиции исследователя и понимать, как возникают культурные противоречия, уметь дистанцироваться и определять, какое место в современном культурном поле занимает какая-либо практика, традиция или явление. Этот навык даст мощный прирост профессиональных перспектив и чувство уверенности при работе в сфере культурных инноваций. Поэтому программа магистратуры предполагает большое количество теории, чтения, обсуждения и постижения истории перформанса и театра. Без этого современный участник событийной среды не может существовать. На стыке чистой практики и теории будет возникать арт-проект. В этой среде выигрывает тот, кто обладает уникальным набором компетенций и навыков. Наша задача — поделиться ими.

Анастасия Нефедова: В процессе учебы будет создаваться портфолио, будут обязательные публикации проектов, что тоже является частью практики. Важную часть в обучении будет занимать ивент-дизайн — дизайн событий. Сегодня это уже не корпоративы с поп-звездами, а область высокого интеллектуального наслаждения, требующая организации сложных интеллектуальных концепций.

Ольга Рогинская: Да, многие современные культурные практики так или иначе связаны с идеей иммерсивности, создания атмосферной среды для осуществления события. Будем учиться это делать, и делать хорошо.

Выпускник нашей магистратуры — это человек, который сможет участвовать в перформативных практиках и процессах, современный художник, который через собственное тело и пребывание в проекте может выразить свой концепт.

Анастасия Нефедова

Мастерские Школы дизайна
Мастерские Школы дизайна

О тенденциях в современном театре

Анастасия Нефедова: В каком-то смысле современный театр возвращается к античным традициям греческого театра, когда театральные сессии длились месяцами. Во время этих сессий люди уходили в театр с головой. Это можно назвать актом очищения. Сейчас эти тенденции возвращаются. В «Электротеатре» некоторые спектакли идут по 12 дней, и ты точно вернешься оттуда другим человеком, я испытывала это на себе. Театр запускает в тебе определенные процессы. И если ты понимаешь, что это за процессы и умеешь пользоваться театральным инструментарием, то ты сможешь применить это в своих проектах и в жизненных ситуациях.

Ольга Рогинская: Происходит также и кардинальное переосмысление критериев профессионализма. В современном театре происходит продуктивное взаимодействие обладателей узкопрофессиональных сценических умений, наработанных годами ежедневного многочасового труда, и «любителей», способных из своих проблемных отношений с телом, традицией, культурной нормой породить событие. То, что сегодня актуально, амбициозно, ново — непременно рефлексивно, диалогично и открыто сфере повседневности, искренне по отношению к ней.

О карьерных перспективах выпускников

Ольга Рогинская: Конечно же, это область зрелищных и, собственно, театральных практик, современное искусство, архитектура, танец. Дальше все будет зависеть от желания и намерений конкретного студента. К чему более склонен человек — искусство перформанса, область театра или шоу? Это три наших основных направления магистратуры.

Когда речь идет о творческих профессиях, всегда важно привлечь преподавателей и специалистов, которые полноценно инкорпорированы в профессиональную среду. Через педагогов студенты и обретают свой круг профессиональных связей. За искусство перформанса у нас будет отвечать Елизавета Морозова — один из лидеров теории и практики современного российского перформанса. Она приведет с собой свою команду. Хореографами станут Ольга Цветкова и Александр Андрияшкин. Также мы поработаем с архитектором Андреем Савиным. К преподаванию шоу-перформанса мы надеемся привлечь Романа Ермакова — молодого художника, ученика Андрея Бартенева.

Анастасия Нефедова: Выпускник нашей магистратуры — это человек, который сможет участвовать в перформативных практиках и процессах, современный художник, который через собственное тело и пребывание в проекте может выразить свой концепт. Режиссура, исследователи современных культурных процессов. Мы хотим дать человеку, то, благодаря чему он сможет двигаться вперед. Наш выпускник — это такой «арт-космонавт».

Ольга Рогинская: Да, поэтому вопрос о профессиях, на мой взгляд, немного устаревший, если применять его к нашей программе. Речь не о профессии как таковой, а об определенном наборе профессиональных оптик и установок, которые позволяют реализовываться в самых различных качествах в области современного искусства и в сфере массовых культурных практик.

15 апреля в 19:00 на Youtube-канале Школы дизайна пройдёт презентация магистерского профиля «Театр и перформанс», на которой можно получить полное представление о курсах, представленных в программе, а также познакомиться с кураторами профиля и задать все интересующие вопросы.

Чтобы получить ссылку на трансляцию, необходимо зарегистрироваться.

Направление обучения

Современное искусство

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и кинематографистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.

В рамках направления открыты программы бакалавриата и аспирантуры, а с этого года запускается набор на программу магистратуры.

Как поступить