Дипломные проекты студентов профиля «Дизайн и современное искусство»

4 июня в Школе дизайна прошла защита дипломных проектов студентов профиля «Дизайн и современное искусство», созданных под кураторством художницы и координатора направления «Современное искусство» Александры Кузнецовой и куратора Школы дизайна Арсения Сергеева. Мы попросили нескольких студенток: Сашу Вальс, Катю Мордвинкину, Маргариту Варакину, Елену Власову и Софию Афанасьеву рассказать о проектах, которые стали итогом обучения в Школе дизайна.

На занятиях студенты профиля «Дизайн и современное искусство» получают базовые дизайн-навыки и работают над различными художественными проектами: инсталляциями, произведениями видеоарта, фотопроектами и созданием персональных выставок. В результате за четыре года обучения студент обладает внушительным портфолио с авторскими проектами, опытом самостоятельного проведения собственных выставок на внешних площадках и возможностью успешной интеграции в профессиональную среду. Наши студенты становятся самостоятельными художниками и одновременно — экспериментаторами, ищущими выражение актуальных тем в поле современного искусства.

Дипломные работы не только показывают результат обучения, агрегируя в себе весь круг изученных инструментов и навыков, но и раскрывают уникальность мышления каждого художника и концептуальность подхода к реализации задачи. Мы поговорили со студентами об их итоговых проектах, процессе их создания и о дальнейших творческих планах.

В качестве проекта студенты должны были придумать и провести собственную художественную выставку на одной из внешних прощадок.

«Поэзия на помойке и объекты рядом». Саша Вальс

© Фото: Таня Чайка
© Фото: Таня Чайка

В пространстве НИИДАР Саша Вальс представила свой дипломный проект — результат работы с оставленными пространствами и заброшенными предметами. Выставка «Поэзия на помойке и объекты рядом» — это выставка о поэзии осколков, которые на некоторое время стали чем-то большим и вырвались из временного потока утилизации вещей.

В чем идея проекта «Поэзия на помойке и объекты рядом?»

Год назад я делала помойку-арт и на каждой встречной и интересной помойке конструировала «арт-объекты», которые были очень похожи на ранний минимализм, но грязный, грубый и вонючий. На это меня вдохновил один смешной бомж из моего родного города Чебоксары. На центральных остановках города он строил башни из алкогольных бутылок и рюмок. Мне нравится такой подход в искусстве, когда все делается как бы сразу и из того, что имеется. Но я не ограничиваю себя вакуумом своей жизнедеятельности, поэтому начала ходить по разным пространствам, где обычно нет никого нет, но предметы есть.

Проект «Поэзия на помойке и объекты рядом» — это скорее о том, что всё — помойка. Мы забываем, где мы и что нас окружает. Поэтому я делаю важным неважный предмет, создаю из разбитой вазы и ее осколков цельную вазу — перевертыш с именем и жизнеописанием. Поэтому этот проект никогда не закончится, так как пространство не закончится. И я понимаю, что мой проект связан со временем, так как предмет всегда несет в себе историю, время, когда им пользовались (функционал) и время его смерти. Поэтому, чтобы лучше понять объект, предварительно я провела серию графических экспериментов — рисовала «не дыша», «вздыхая», «выдыхая». Этот метод позволил делать искусство «на вздохе»: находить пространство с предметами, пересобирать, структурировать и уходить. Каждый мой объект — это определенный вздох о чем-то, что когда-то чем-то было и стало этим, вещью.

На меня произвел сильное впечатление текст Мартина Хайдегера «Вещь» — то, как автор разобрал обычную чашу и своей интерпретацией сделал её чашей, которая уподобляется всему живому, человеку. Я хочу, чтобы зритель проникся к мусору, как к самому себе, чтобы нашел в одном из найденных осколков (объектов) очертания нежности и поэзии своей души. Сложность была в том, чтобы в моем восприятии сделать объект «лучше», концептуальнее, выразительнее. Потом я это переросла и поняла, что мой объект не зависит от моих художественных видений, а зависит от самого процесса — куда я пошла, что нашла. Можно сказать, что я не хочу контролировать этот проект, он как бы находился в потоке и в самом процессе, нежели чем в стремлении быть законченным.

По какому принципу отбирались объекты?

По принципу пластичности. Мне нравилось выбирать материалы и объекты, которые могут отличаться от самих себя. Например, изогнутая труба, которая предполагает гибкость в разные стороны, а сама по себе она жесткая, куча проводков, проволока или деревяшка с дырками или гнилая деревяшка. Чаще всего это объекты, о которых я не знаю даже того, как они использовались раньше.

Как ты планируешь развиваться дальше в сфере современного искусства?

После учебы у меня в планах профессионально начать работать с творческими коллективами и строить карьеру художника, развивать свои идеи не только в художественных проектах, но и в просветительских. Я хочу стремиться к масштабности работы с объектами, возможно, ближе к инсталляции, чтобы это было extra large, big, иммерсивно-убедительно и пугающе. И попробовать делать выставочные проекты непосредственно в самих пространствах, где я нахожу объекты.

«Ни один жест». Катя Мордвинкина

© Фото: Артур Шустров и Артем Кияшко
© Фото: Артур Шустров и Артем Кияшко

Проект Кати Мордвинкиной «Ни один жест» — трехтактное однодневное событие в форме спектакля, прошедшее в галерее ARTPLAY и посвященное взаимоотношениям власти и человека, совмещение пластического театра и перформативного действия. Центральной идеей спектакля послужили жесты политических и религиозных деятелей, сопровождающие их речь. Хореография через метафорическое повествование заменила текстуальную часть спектакля и служила тому, чтобы разоблачать образы и ситуации современной российской действительности.

В первом спектакле трилогии зритель присутствует при застольных дебатах, во время которых может заново пережить истории из повседневности. Во втором он может проассоциировать себя с исполнителями и сделать свой выбор: поддаться указаниям или совершить протестное действие, а в третьем — стать наблюдателем соревнования, которое закончится вынесением приговора.

Идея проекта появилась у Кати еще во время карантина, когда нужно было придумывать темы диплома. Студентка выбрала искусство танца и начала обращать внимание на движения, которые сложно артикулировать с помощью языка и которые мы обычно не замечаем во время восприятия чьей-то речи. К форме спектакля Екатерина обратилась как к чему-то новому для себя, а в качестве источников наблюдения выбрала язык тела политических и религиозных деятелей, как наиболее яркий и акцентный, особенно сейчас: «Мне хотелось поработать с чем-то на грани всех интересных для меня медиумов, и, одновременно, не отходить от моей основной темы — языка и его единиц — слов и жестов», — поясняет Катя.

О сложностях реализации

В процессе работы было тяжело собрать все воедино, доходчиво на каждом этапе подготовки объяснить то, что жило у меня в голове на протяжении нескольких месяцев. Это было интересно, потому что проверять, как работает задуманное с пластической точки зрения определенно лучше, чем просто мыслить идеями. Это, пожалуй, и стало самым прекрасным: сопоставлять телесный опыт каждого исполнителя с ролью, которая была ему дана, и жестами, которые для нее характерны. Про команду хочется сказать отдельно, потому что все друг друга подхватывали на репетициях, и получался многомерный процесс, когда параллельно отрабатываются несколько сцен и каждый друг с другом взаимодействует.

О целях проекта

Одной из основных целей было акцентировать внимание зрителя на тех состояниях в речи политика или любого говорящего, когда жест не просто сопровождает слово, а переходит из одного знака в другой, образуя новые жесты. Для меня оказались важны эти «неназванные» состояния, которые и образовали движенческие партитуры в дальнейшем. Хотелось, чтобы зритель пережил уже знакомые ему ситуации заново, переключив фокус внимания на скрытые невербальные знаки, отойдя от слов как основного элемента речи, а также проассоциировал свой телесный опыт с какими-то каноническими телесными символами. В одной из частей трилогии зрителю также предлагалось включиться в ход постановки, сделать свой выбор или прореагировать, как ему предлагают. Хотя эта часть была весьма экспериментальной, поэтому с ней можно еще много работать. Хочется сказать отдельное спасибо нашему куратору Александре Кузнецовой. Она была рядом с самого начала — продумывания идейной части спектаклей, их вариативного развития в написании сценариев, и до последнего — когда уже шла подготовка мероприятия.

О дальнейших творческих планах

Хотелось бы отыграть трилогию еще несколько раз, по-разному ее представить для разной публики, ведь это всегда эксперимент. Если говорить глобально, то я точно убедилась, что хотела бы работать на стыке театра, танца и звука, больше продумывать сценографию. И, пожалуй, поработать в разных формах с масками, которые были частью костюмов ребят: в какой-то момент мы пробовали делать видеоарт, так что возможно — что-то сделать в этом медиуме. Продолжать искать и пробовать все пластически.

«Здесь рядом». Маргарита Варакина и Елена Власова

© Фото: Митя Лялин
© Фото: Митя Лялин

Двухчастный выставочный проект «Здесь рядом» в галерее «На Песчаной» состоит из двух экспозиций — «Здесь рядом. Будем соседями» Маргариты Варакиной и «Здесь рядом. Мерцание» Елены Власовой.

«Здесь рядом. Будем соседями»

Выставка-инсталляция с включением социального контекста «Здесь рядом. Будем соседями» Маргариты Варакиной — это собрание артефактов и объектов искусства, найденных у жителей московского района Сокол. В рамках подготовки к выставке художница проводила видео-интервью с участниками исследования, которые также вошли в экспозицию.

Как проходила работа над проектом «Будем соседями»?

Ещё на стадии выбора темы дипломной выставки я определила для себя, что хочу делать ее с участием жителей того района, где находится галерея. Галерея «На Песчаной» одобрила нам заявку и, таким образом, в проект были вовлечены жители Сокола. Общение с людьми — это всегда сложно. Начиная исследовать район и знакомясь с жителями, я столкнулась с тем, что не все готовы были идти на контакт. Некоторые пожилые люди соглашались общаться только вживую, даже не по телефону, что затрудняло весь процесс подготовки к выставке, но делало его интереснее. Самое крутое — видеть, как жильцы заинтересованы в проекте, когда им говоришь, что выставка посвящена их соседям: они сразу оживляются и готовы помогать с поиском людей. Александра Кузнецова помогала на всех этапах работы над проектом, начиная от инициирования знакомств и написания текстов к выставке и заканчивая техническими эскизами к инсталляции.

Как бы ты описала цель этой выставки?

Мне хотелось бы, чтобы зритель проникся историями этих людей, а жители узнали о своих соседях, с которыми живут рядом, но не общаются. Чтобы жители Сокола нашли на выставке своих знакомых, и это сподвигло их на дальнейшую коммуникацию. Я и дальше планирую исследовать районы Москвы, работать с их жителями и делать с ними выставки.

«Здесь рядом. Мерцание»

Проект Елены Власовой «Здесь рядом. Мерцание» — визуальное исследование, наблюдение за городом и его пространством. Елена исследует ту часть города, которая не форматируется официальными властями и по сути призрачна, никому не нужна, маргинальна. Внимательно наблюдая за таким городом, художница находит в нем альтернативные образы, которые начинают переходить в плоскость абстракции, однако, все ещё отсылают к городским местам. В пространстве такого города ярко проявляется бесконечная поэзия времени, все стремится к руинам. В составе экспозиции выставки: инсталляции, фотографии, объект, видео, живопись, книга художника и стрит-арт.

«Я хотела показать зрителю город с неожиданных альтернативных сторон, создать такой его образ, который заинтересовал бы человека и вдохновил больше смотреть и наблюдать за незримой повседневностью. Тихий, удивительный город», — Елена Власова.

В чем для тебя заключается интерес исследования города?

Идея проекта возникла на основе моих прошлых проектов, также про город, но немного с другого ракурса. Изначально я проявила интерес к пространству города, потому что оно совсем не нейтрально, пыталась проявить разные его аспекты и зоны психоэмоционального воздействия на человека. Первый мой проект, связанный с городом, возник из-за наблюдения того, что городское пространство переполнено решетками и оградами, которые формируют враждебный климат, отчуждают человека от такой среды. Мне захотелось с этим что-то сделать, деконструировать ограду, превратить во что-то другое, увести в абстракцию. И дальше я начала изучать город более широко, искать места притяжения в городе, работать с его спецификой, вычленяя из него и другие образы, стратегии. Сейчас город для меня намного шире, четче, дружелюбнее, нежели то изначальное от него ощущение «ловушки из заборов».

С какими сложностями ты столкнулась в процессе работы над выставкой?

Сложности будто бы возникают всегда, когда заходишь на поле чего-то нового, чего раньше не делал. С инсталляциями было непросто: ведь нужно не только придумать реализуемый формат, но и продумать массу технических моментов. Очень здорово, когда есть возможность работать и консультироваться с людьми, которые разбираются в чем-то новом для тебя. Самым крутым был процесс поисков живописных техник: это постепенный последовательный путь проб и экспериментов, перетекающий в ощущение уверенности, знания художественных материалов, с которыми работаешь. Также, живопись даёт возможность работать со слоями, экспериментировать с тем, ка́к что на что накладывается — это всегда удивительный процесс, поиски визуального языка. Ещё большую радость мне доставляет общение с городом, дрейфы, это время сюрпризов от пространства и его особой жизни.

Выставка «Здесь рядом» проходит с 22 мая по 27 июня в галерее «На Песчаной» по адресу: м. Сокол / м. Полежаевская / МЦК Зорге ул. Новопесчаная, д. 23, к. 7

«Призракология постсовестких пространств». София Афанасьева

© Фото: Митя Лялин
© Фото: Митя Лялин

София Афанасьева  сокуратор выставки, проходящей в HSE ART GALLERY и ставшей результатом оpen call’a для художников, в ходе которого предлагалось поразмышлять о «призракологии» окружающих нас пространств. 60 художников — студенты и преподаватели Школы дизайна НИУ ВШЭ, а также независимые авторы — представили свои работы в пространстве галереи. «Призракология постсоветских пространств» — это тотальная инсталляция, на которой постсоветское пространство осмысляется через графику, скульптуру, видео, фотографию и живопись.

Также студентка создала визуальное книжное исследование «Призракология в постсоветском искусстве», в котором собраны проекты современных российских художников, интерпретируемые как часть тематического поля «хонтологии» (то слова haunt — призрак). Работа является частью диплома и также представлена на выставке.

Напоминаем, что 18 июня начался прием документов для поступления на бакалаврский профиль «Дизайн и современное искусство» и программу бакалавриата «Современное искусство».

Если у вас уже есть образование, и вы хотите полностью изменить свою жизнь и стать художником, работающим с традиционными форматами и цифровыми медиа, для вас открыта магистратура «Практики современного искусства».

Читайте также

Премьера картины выпускника Школы дизайна — на платформе CoolPlay

Фильм «Точки пересечения», снятый выпускником профиля «Экранные искусства» Николаем Коваленко, опубликован на стриминговой платформе CoolPlay. Премьера фильма, сопровождённая положительной рецензией кинокритика Вадима Рутковского, прошла там же 20 сентября.

Защиты магистров Школы дизайна в Эрмитаже и пространстве RASKROI

Первые магистры — выпускники питерской Школы дизайна презентовали свои дипломные работы на двух площадках Санкт-Петербурга. Среди представленных проектов — разноформатные выставки, молодые бренды, рестораны и многое другое. Рассказываем, как прошли открытые защиты и с гордостью делимся работами и впечатлениями наших выпускников.

Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.