Открытие новой магистратуры «Гейм-дизайн. Базовый уровень»

В Школе дизайна НИУ ВШЭ открывается новый магистерский профиль «Гейм-дизайн. Базовый уровень», рассчитанный на абитуриентов, не имеющих знаний и опыта в гейм-дизайне, и желающих сменить свою профессию и начать карьеру в игровой индустрии.

Профиль магистратуры «Гейм-дизайн. Базовый уровень» поможет с нуля освоить теорию и практику гейм-дизайна, методы проектирования различных частей игры, а также научиться продвигать свои проекты. Выпускник профиля сможет успешно влиться в команду профессионалов или же заняться независимой разработкой видеоигр, а также найти себя в таких профессиях, как продюсер или арт-директор игровых проектов, игровой журналист, геймификатор.

Куратор профиля Александр Ветушинский рассказал нам о задачах гейм-дизайнера, о том, кому подойдет профиль магистратуры «Гейм-дизайн. Базовый уровень» и почему гейм-дизайнер — это образование мечты.

Философ, сотрудник Московского центра исследований видеоигр, специалист в области истории и теории видеоигр, эксперт Лаборатории геймификации Сбера, автор книги «Игродром. Что нужно знать о видеоиграх, игровой культуре и философии», преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Насколько востребовано образование в сфере гейм-дизайна?

Лично я действительно считаю, что образование в области гейм-дизайна — это образование мечты. Дело в том, что мы учим не просто делать игры, но и понимать их. Игры ведь действительно стояли у истоков зарождения культуры. Сама культура — это проект по исправлению природы, то есть добавлению к ней правил, которые помогли бы улучшить ее, избавиться от того, что нас в ней не устраивает. С тех самых пор правила повсюду рядом с нами. Уметь понимать их, вскрывать их и тем более создавать и улучшать их — это навык, в важности которого просто невозможно усомниться. Ведь кто такой гейм-дизайнер? Это тот, кто за хаосом видит порядок, кто умеет вычленять паттерны и структуры в, казалось бы, совершенно запутанных вещах. Быть гейм-дизайнером означает мыслить системно, видеть картину целиком, смотреть на мир вокруг на таком уровне, на котором он обретает логическую связность и цельность. Но кроме того, что гейм-дизайн связан с мышлением, он еще и неразрывно связан с психологией людей.

Главнейшая задача гейм-дизайнера — сделать так, чтобы играть было интересно. То есть хороший гейм-дизайнер — это тот, кто умеет проектировать интересную и увлекательную игру. А что такое интересная игра? Это игра, в которую хочется возвращаться, в которой хочется находиться, о которой вспоминаешь, пока в нее не играешь. То есть гейм-дизайн — это не просто создание устойчивых систем связанных внутриигровых процессов, это создание таких систем, которые эмоционально трогают игрока. И хотя это довольно специфический набор умений, его, конечно же, можно освоить. Чему, собственно, и посвящена наша магистерская программа. Для работы в игровой индустрии эти навыки особенно необходимы. Впрочем, и за ее пределами они лишними не будут.

«Clarity», Лидия Зайнуллина, работа за III курс. Куратор Эли Горен
«Clarity», Лидия Зайнуллина, работа за III курс. Куратор Эли Горен
«Кужлевка», Олег Киселев, работа за IV курс. Куратор Эли Горен
«Кужлевка», Олег Киселев, работа за IV курс. Куратор Эли Горен
«Осада», Полина Доброцветова, работа за II курс. Куратор Виктор Купченко
«Осада», Полина Доброцветова, работа за II курс. Куратор Виктор Купченко
«Twisted quest», Роман Шимбарев, работа за I курс. Куратор Эли Горен
«Twisted quest», Роман Шимбарев, работа за I курс. Куратор Эли Горен
«Stop Me», Анна Борецкая, работа за IV курс. Куратор Анатолий Казаков
«Stop Me», Анна Борецкая, работа за IV курс. Куратор Анатолий Казаков

Кого вы ждете на профиле «Гейм-дизайн. Базовый уровень»?

В современном мире чуть ли ни треть населения в той или иной мере играет в видеоигры. Однако лишь небольшая их часть задумывается о том, почему та или иная игра им нравится, почему вызывает те или иные эмоции. Когда люди об этом задумываются, они часто говорят, что у игры интересные персонажи или сюжет, хорошая графика или спецэффекты. И лишь немногие идут дальше, пытаясь за эстетикой разглядеть саму игру: разобраться с тем, как она сделана, увидеть корреляцию собственных эмоций с теми решениями, которые стали итогом кропотливой работы гейм-дизайнеров. Именно таких людей мы бы хотели видеть у нас на программе. Тех, кто понимает, что игра — это нечто большее, чем сеттинг и лор, и что эмоции игрока — это отклик на рефлексивную и осознанную работу тех, кто, по сути, и занимался конструированием нашего опыта, то есть гейм-дизайнеров, спроектировавших принципы и правила игры. Это единственное, что по-настоящему важно. Гуманитарий наш студент или технарь, программист или музыкант, художник или предприниматель — это второстепенный вопрос. Важно, любит ли он видеоигры и осознает ли, что это не просто красивые картинки, но миры, работающие по своим законам.

Почему был выделен отдельный магистерский профиль для изучения гейм-дизайна с нуля?

В этом году на нашем направлении открыт набор на два магистерских профиля: «Гейм-дизайн. Базовый уровень» и «Системный гейм-дизайн». Это разделение — вынужденный акт. Магистратура — это второй уровень образования, поэтому к нам приходят люди с очень разными компетенциями и навыками. Кто-то хочет полностью поменять профессию или за два года освоить азы гейм-дизайна с нуля, а кто-то уже не понаслышке знает, что такое игровая индустрия. «Базовый курс» рассчитан на первых, «Системный гейм-дизайн» — на вторых.

То есть «Базовый курс» — это двухлетняя интенсивная программа, нацеленная на формирование обстоятельного и разнообразного игрового портфолио, с которым уже вполне можно идти на работу в игровые компании. «Системный гейм-дизайн» — это программа, нацеленная на полировку уже существующего игрового проекта с целью его вывода на рынок и дальнейшей монетизации.

«Dunewalker», Софья Крюкова, работа за I курс. Куратор Илья Донец

Магистерский курс длится два года. В чем еще отличия от бакалавриата?

Магистерская программа «Гейм-дизайн. Базовый уровень» — это не просто сжатая до двух лет программа бакалавриата. Конечно, многое пересекается, в том числе и преподавательский состав. На «Гейм-дизайне» в Школе дизайна НИУ ВШЭ работают первоклассные специалисты, с которыми студенты магистратуры также смогут поработать. Но есть и отличия.

Учитывая, что магистратура — это более высокий уровень образования, мы специально усилили теоретический блок, за который отвечают виднейшие специалисты по теории видеоигр и game studies. При этом специально стоит указать, что теория у нас не дается просто ради теории. Проектируя образовательную программу, мы вдохновлялись известным манифестом Дэна Пинчбека о производственно-ориентированном изучении видеоигр. Как он в свое время заметил, лучший способ изучать видеоигры — делать их. Поэтому и game studies мы даем изнутри процессов создания и анализа видеоигр. А итоговое текстовое исследование — это, по сути, теоретическое и концептуальное осмысление собственных игровых решений. Ведь наша задача — помочь создавать такие игровые проекты, которые одновременно являются вкладом в теорию гейм-дизайна, то есть расширяют наши представления о возможностях видеоигр как медиа.

Наша цель заключается в том, чтобы научить студента работать в разных жанрах и с разными механиками, и чтобы это было отображено в его портфолио.

Александр Ветушинский

Как построена программа и чем будут заниматься студенты?

Образование в Школе дизайна НИУ ВШЭ является проектным. Магистратура по гейм-дизайну — не исключение. Учебный год состоит из четырех модулей. На I курсе в конце каждого модуля сдается законченный проект, а II курс целиком посвящен работе над итоговым проектом. То есть все тематические блоки — будь то исследования видеоигр, гейм-дизайн или работа в движке — подчинены созданию игровых продуктов. Наша цель заключается в том, чтобы научить студента работать в разных жанрах и с разными механиками, и чтобы это было отображено в его портфолио.

Какой совет вы бы дали тем, кому интересны игры, но кто сомневается, что сможет освоить профессию гейм-дизайнера?

Если сомневаетесь, то просто поиграйте. Взгляните на игру не как игрок, не со стороны своего удовольствия, а как на конструкцию, которая была собрана определенным образом. Если это не получается сделать с цифровой игрой, обратитесь к настольным играм. Еще раз перечитайте их правила, рассмотрите колоду карт, посмотрите на расчерченное поле. Что именно делает игру, которую вы взяли, такой интересной и запоминающейся? Если вам интересно с этим разбираться, то гейм-дизайн — это точно для вас.

Подробнее о программе магистерского профиля «Гейм-дизайн. Базовый уровень» и правилах поступления можно узнать на презентации профиля, которая пройдёт 18 июня в 18:00 на Youtube-канале Школы дизайна.

Профиль

Гейм-дизайн и виртуальная реальность

В рамках образовательной программы «Дизайн» открыт набор на профиль «Гейм-дизайн и виртуальная реальность».

Дизайн видеоигр находится на стыке искусства и программирования и выступает как связующее звено между разработчиками, игроками, продюсерами и инвесторами. Решение пойти учиться на гейм-дизайнера — невероятно перспективный и интересный выбор. Школа дизайна даёт уникальную возможность обучиться на «архитектора Матрицы» в одном из лучших вузов Москвы и России.

Как поступить