«Мы формируем людей, которые будут диктовать правила», — руководитель направления «АRT-ВЫШКА» Пьер-Кристиан Броше

Факультет коммуникаций, медиа и дизайна совместно со Школой дизайна НИУ ВШЭ открывает новую образовательную программу «Управление в креативных индустриях». Куратором профиля «Кураторство и арт-менеджмент» стал Пьер-Кристиан Броше — коллекционер и организатор выставок современного искусства, куратор направления «Современное искусство» и руководитель юнита «АRT-ВЫШКА» в Школе дизайна НИУ ВШЭ.

В интервью Пьер-Кристиан Броше рассказал заместителю руководителя юнита «ART-Вышка» Дарье Кузнецовой о своем профессиональном опыте, программе обучения на профиле и о том, каких людей он видит будущим культурной жизни страны.

Куратор направления «Современное искусство» и руководитель юнита «АRT-ВЫШКА» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, коллекционер и организатор выставок современного искусства, телеведущий на канале «Россия-К», книжный издатель, кинопродюсер, путешественник.

Вы начали работать в Школе дизайна НИУ ВШЭ недавно. Расскажите, какой у вас план? Какие задачи перед собой ставите?

С декабря 2021 года я занимаю ряд должностей в Школе дизайна НИУ ВШЭ: куратор программы «Современное искусство», руководитель юнита «ART-ВЫШКА» и руководитель профиля «Кураторство и арт-менеджмент» на новой программе «Управление в креативных индустриях».

Очень важно понимать, что, когда ты живешь в России, нужно учиться видеть перспективы. Сегодня все стремятся в столицу, однако от этого страдают регионы и их инфраструктура. В России много больших городов, где не просто нет музеев современного искусства, но и разрушены Дома культуры, которые имеют потенциал стать главными креативными кластерами и центрами притяжения творческой молодежи. В Европе, в новых городах Китая, в большинстве городов США обязательно есть такие местные культурные центры.

Конечно, нельзя сказать, что культурные институции полностью отсутствуют, ведь в российских городах есть театры и краеведческие музеи. Но в местах с населением 10-60 тысяч человек все же остается проблема с реализацией творческого потенциала. Таким образом, молодежь из этих городов просто уезжает. Это очень серьезный вопрос, который рассматривается и в Администрации президента, и в Минкульте, и на уровне региональных администраций, а также предпринимателями, которые могут оказывать и оказывают содействие развитию регионов, где строят бизнес.

Именно налаживанием контактов между столицей и регионами (если шире — развитием современной культуры России) я и планирую заниматься. Уже сейчас мы активно работаем над установкой кросс-культурных связей между студентами Школа дизайна и студентами из регионов.

Получается, что учиться нужно приезжать в Москву. А зачем тогда возвращаться после обучения обратно в свой город?

Во-первых, и в Москве есть большой дефицит людей, которые будут развивать культуру. Естественно, что часть наших выпускников будет успешно строить карьеру в Москве. Но тут есть еще вопрос: «Какой стиль жизни ты хочешь для себя: жить анонимно в большом городе или быть звездой малой Родины?». Я думаю, что человек, живущий в маленьком городе и желающий стать его «двигателем», — это тот, кто сможет дать людям возможность получать удовольствие от жизни через искусство и культуру. Вся фишка нашего нового профиля «Кураторство и арт-менеджмент» в том, что мы готовим людей, способных доказать местному управлению и бизнесу, что не стоит стоять на месте, иначе города будут медленно умирать. Это в большей степени гражданская позиция. Наш профиль создан для амбициозных людей, которые хотят улучшить жизнь своих соотечественников, оставить свой культурный след в истории своей деревни, города или региона.

Я думаю, что человек, живущий в маленьком городе и желающий стать его «двигателем» — это тот, кто сможет дать людям возможность получать удовольствие от жизни через искусство и культуру.

Пьер-Кристиан Броше

Вы часто упоминаете профессию «продюсер культурных проектов». В чем ее особенность, когда мы говорим про современное искусство?

Сегодня слово «продюсер» гораздо шире, чем «кинопродюсер». Это касается любой отрасли культуры. Почему современное искусство является одной из ключевых отраслей? Потому что оно захватывает практически все элементы других направлений — кино через профиль «Экранные искусства», музыку через «Саунд-арт и саунд-дизайн», театр и балет через «Театр и перформанс» и, конечно же, более традиционные формы — живопись и скульптура. Когда ты «продюсер культурных проектов» и понимаешь, что происходит в современном искусстве, ты видишь картину развития и перспектив современного мира в целом.

Что будет представлять собой профиль «Кураторство и арт-менеджмент»? Что будет отличать его от всего остального российского образования в сфере современного искусства?

Особенность профиля в том, что в Школе дизайна очень развит проектный практический подход, что позволит студентам в процессе обучения создать как минимум 8 полноценных проектов с помощью лучших специалистов отрасли. В первый год студенты изучают общие дисциплины. Второй, третий и четвертый год они готовят специальные проекты: от создания небольших концепций выставок до формирования mission statement и маркетинговой стратегии крупного культурного кластера. Если говорить конкретнее: проекты второго года посвящены функционированию галерей и организации выставочных проектов. Студенты будут создавать проект выставки, внутри которого рассмотрят все проблемы, с которыми сталкиваются те, кто готовит выставки: выбор тематики, художников, финансирование, разработка концепции, пиар. В конце обучения уверенный в себе студент с необходимыми навыками будет создавать проект Дома культуры с образовательной программой или стартап в области культурной индустрии.

Существенное место в программе профиля будет отведено изучению маркетинга и PR — это крайне важно в современных реалиях, ведь у людей благодаря рекламе и СМИ появляется все больше желаний, потребностей. В этом состоит суть креативных индустрий — когда ты создаешь желание изучать.

Вы очень давно работаете в сфере современного искусства, также организуете огромное количество событий в галереях и на биеннале в России. Вопрос о «кадровом кризисе»: какой человек должен выпуститься с вашего профиля и какими компетенциями он должен обладать?

Человек должен уметь придумать новый проект, правильно его сформулировать и объяснить его идею, а также уметь успешно продюсировать его. Также очень важно уметь прогнозировать количество человек, которые посетят твое мероприятие и, что самое важное — понимать, какой резонанс вызовет твой проект. Если ваш проект даст людям желание жить и творить, то вы победили.

Не будут ли студенты профиля думать, что они не смогут трудоустроиться? Есть ли интерес к креативным индустриям?

Тем, кто будет учиться на нашем профиле, очень повезло — ведь даже моя жизнь связана исключительно с теми людьми, которые показали мне, куда стремиться, передали мне любовь к жизни. Наши студенты будут учиться у таких же людей и среди них. Не забывайте, что я объехал всю страну, и у меня прекрасные отношения с большинством регионов России. Если я звоню министру культуры или предпринимателю крупного региона, я знаю — человек возьмет трубку. Тогда я скажу: «У нас есть классный студент, он вам нужен». Все компании, которые имеют штаб-квартиры в регионах, понимают, что без культуры они не смогут мотивировать работников, не смогут развиваться, не смогут охватывать более широкую аудиторию. Я знаю, как убедить этих людей в том, что им нужны выпускники нашего профиля.

Кого вы ждете на профиле?

Мы ждем амбициозных студентов, которые понимают, что чаще всего лишь культурные лидеры остаются в памяти: композиторы, художники, писатели, и те, кто хочет войти в число этих личностей. Создать почву для развития таких людей — и есть патриотизм, на мой взгляд. Наши студенты станут классным специалистами, которые смогут разбираться в любой теме — от обсуждения величайших художников мира до того, какого диджея лучше пригласить на свое мероприятие.

Мы должны понимать, что мы формируем людей, которые будут диктовать правила. Мы дадим багаж, который позволит направлять культурную жизнь страны в нужную сторону. Я уверен, что таким образом через 10 лет мы будем жить в прекрасной стране.


17 февраля в Школе дизайна НИУ ВШЭ Пьер-Кристиан Броше проведет лекцию «Современное искусство: кто диктует правила», на которой расскажет, какую роль в развитии актуальной культурной повестки стал играть куратор и кто это, и как с XVI до середины XX века отношения между художниками и меценатами, коллекционерами, институциями влияли на искусство. В рамках встречи гости смогут задать вопросы по теме лекции, а также узнать больше об обучении на направлении «Современное искусство» в НИУ ВШЭ.

Для посещения лекции необходима регистрация.

Читайте также

Глеб Глонти о лаборатории в рамках фестиваля «Звук вокруг».

ГМИИ имени А.С. Пушкина во второй раз провел на Камчатке фестиваль «Звук вокруг». Преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, руководитель агентства культурных инициатив и лаборатории звуковых исследований Kotä Глеб Глонти был на фестивале куратором творческой лаборатории, участники которой научились слушать городское пространство и создавать звуковые карты. Аспирантка Школы дизайна НИУ ВШЭ и ведущий специалист отдела региональных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина Анна Зиновьева узнала, как прошла лаборатория и где можно спокойно послушать Петропавловск-Камчатский.

Дополнительное образование — один из путей в новое будущее

Сегодня в мире существует так много интересных занятий и востребованных профессий, что никто из нас не способен освоить и малой их части. Но почему бы не получить вторую специальность и не заняться наконец любимым делом? Тем более, что на это нужно совсем немного времени. Кураторы четырёх программ дополнительного образования рассказали нам о своих курсах и их пользе.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.