Кино-дайджест: что читать в апреле?

«400 ударов», Франсуа Трюффо, 1959
«400 ударов», Франсуа Трюффо, 1959

О чем пишут киноведческие и синефильские киножурналы и сайты в апреле 2022 года? О Париже под прицелом камеры Аньес Варда, звуковых ландшафтах Верасетакула, энигматичности голливудской звезды Эллы Рейнс. Предлагаем подборку из самых любопытных текстов о кино, опубликованных на английском языке в апреле.

ПАРИЖ ГЛАЗАМИ АНЬЕС ВАРДА

Адам Сковелл для британского Sight&Sound организует небольшое исследование-путешествие, фланируя по улицам современного Парижа по маршруту, подсказанному героиней знаменитого фильма Аньес Варда «Клео от 5 до 7», фиксируя изменения, произошедшие со знаковыми кинематографическими локациями за 50 лет.

«Клео от 5 до 7», Аньес Варда, 1962
«Клео от 5 до 7», Аньес Варда, 1962
Улица де Риволи
Улица де Риволи
«Клео от 5 до 7», Аньес Варда, 1962
«Клео от 5 до 7», Аньес Варда, 1962
Улица Югэн, 3
Улица Югэн, 3
«Клео от 5 до 7», Аньес Варда, 1962
«Клео от 5 до 7», Аньес Варда, 1962
Улица Югэн
Улица Югэн
«Клео от 5 до 7», Аньес Варда, 1962
Парк Монсури
Парк Монсури

«В ходе прогулки Варда знакомит нас с Парижем на пределе городского шика 1960-х. Клео навещает друзей, пьет кофе в самых известных кафе, встречается с приятелями в студиях, болтает с незнакомцами. Это летнее путешествие наполнено огромным количеством деталей, предлагая нам окинуть взглядом Париж, который вскоре изменится и в конце концов будет утрачен. Снятый преимущественно на Левом берегу, этот фильм коснулся большей части тех городских образов, которые станут ассоциироваться с французским кино начала 60-х».

ЗВУКОВЫЕ ЛАНДШАФТЫ АПИЧАТПОНГА ВЕРАСЕТАКУЛА

В долгожданную прошлогоднюю премьеру — «Память» Апичатпонга Верасетакула — не всматривается, но внимательно вслушивается Лукаш Манковски. На MUBI опубликован подробный анализ саунд-дизайна тайского фильма, инспирированный идеями Полины Оливерос.

Трейлер фильма «Память» Апичатпонга Верасетакула (2021)

«Такая практика позволяет слиться с акустической средой, со всеми, кто ее населяет, включая мельчайшие и невидимые элементы, естественные и техногенные, намеренные и ненамеренные, реальные и воображаемые. Через прослушивание, через звук мы можем касаться поверхности сознания, растворяя визуальные границы, связь между явлениями создается на уровне времени и памяти. С этого и начинается «Память».

ПОРТРЕТ МЭГГИ ЧУН

Беренис Рейно на страницах Sight&Sound набрасывает портрет знаменитой гонконгской актрисы и синефильской иконы Мэгги Чун, рассказывая о ее сотрудничестве с Вонгом Кар Ваем, Стэнли Кваном и Оливье Ассайасом.

«Актриса», Стэнли Кван, 1991
«Актриса», Стэнли Кван, 1991
«Ирма Веп», Оливье Ассайас, 1996
«Ирма Веп», Оливье Ассайас, 1996
«Любовное настроение», Вонг Кар Вай, 2000
«Любовное настроение», Вонг Кар Вай, 2000
«Герой», Чжан Имоу, 2002
«Герой», Чжан Имоу, 2002

«Мэгги не совпадает с западными клише о китайских актрисах. Никаких ориенталистских фантазий, перед нами современная гонконгская женщина, сложное средоточие множества постколониальных дилемм: перемещенное лицо, расистские искажения фактов, частичная утрата культурной идентичности (по-английски актриса говорит лучше, чем читает китайские иероглифы). В отличие от экранных звезд из КНР, таких как Гун Ли и Гаова Сыцинь, она никогда не получала актерского образования, ее игра значительно сильнее зависит от эмоций, чем от техники».

НОВЫЙ НОМЕР [IN]TRANSITION О ВИДЕОЭССЕ

Главный видеоэссеистический проект современности [in]Transition опубликовал первый выпуск 2022 года. Номер содержит работы, посвященные репрезентации амнезии в нуарах, оркестровой музыке в жанровом кино, сравнительному анализу версий фильма «Лига справедливости» Зака Снайдера.

The Stairwell

Исследование темы личной и коллективной памяти и репрезентации амнезии в фильмах жанра нуар.

The Spaces Beyond

Словарь звукового анализа кино при помощи концепций конкретной музыки, идеальное дополнение к монографии «Звук» Мишеля Шиона.

The End... Or Is It?

Эссе, посвященное финальным титрам в кино и сценам, спрятанным после них.

The Ghosts of Invisible Labor

Рассказ о легендарной мультипликационной студии LAIKA и методе покадровой анимации.

Film-with-Live-Orchestra Concerts

Анализ фильмов-концертов и показов с живой музыкой на примере оркестрового живого сопровждения фильма «Звездные войны».

What is Neo-Snyderism?

Шутливое эссе о режиссерском стиле Зака Снайдера, одновременно ремейк знаменитого ролика Когонады «Что такое неореализм?».

КИНЕМАТОГРАФ СОПРОТИВЛЕНИЯ САРЫ МАЛЬДОРОР

Новый масштабный круглый стол на феминистском сайте Another Gaze посвящен легенде африканского кино Саре Мальдорор. Мальдорор обучалась в Москве у Марка Донского, позднее участвовала в создании «Битвы за Алжир» Понтекорво, посвятила свою жизнь «кинотеатру боевых действий», комбатантским фильмам, создаваемым на территории африканских стран — вся ее судьба похожа на немыслимое приключение и обещание возможности иного кинематографа.

Оммаж Саре Мальдорор, аудиовизуальное эссе Оливье Годана

«Сара выбрала кинематограф как инструмент для распространения африканской культуры среди самих африканцев и других людей. Она всегда говорила: „Мы сами несем ответственность, никто не виноват, кроме нас. Мы единственные, кто способен рассказать свою историю“. Ее первый полнометражный фильм „Оружие для банты“ был снят и профинансирован в Алжире. После трудных съемок в зоне боевых действий в Гвинее-Бисау и конфликта с продюсерами ей пришлось лишиться копии фильма и покинуть Алжир в течение 48 часов».

АКТРИСА ЭЛЛА РЕЙНС КАК ШАНТАЖ ГОЛЛИВУДА

Metrograph публикует короткий, но страстный портрет знаменитой голливудской актрисы Эллы Рейнс, снимавшейся у Говарда Хоукса, Роберта Сиодмака, Жюля Дассена. Автор текста предлагает взглянуть на ее классических героинь как нарушительниц порядка и консервативного спокойствия — угрожающих стандартному гендерному раскладу ролей в амеркианском кино 1940-50-х.

«Ее яростное своевольное присутствие в кадре подчеркивает демаскулинизацию мужских персонажей, внося значительный вклад в опьяняющую дезориентацию сексуальной политики, присущую нуарам Сиодмака. Элла Рейнс и жанровые эксперименты Сиодмака — плоть от плоти. Завораживающее очарование позволяло им нарушать все существующие правила».

name

Максим Селезнёв

Преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, кинокритик, видеоэссеист, куратор кинопрограмм.

Подробнее

Читайте также

Международный конкурс видеороликов о городах

Комитет по туризму города Москвы и Школа дизайна НИУ ВШЭ приглашают молодых режиссёров, аниматоров, операторов и других авторов, работающих с видео, к участию в международном конкурсе коротких видеороликов о городах. Конкурс проводится на платформе Школы дизайна НИУ ВШЭ и Института развития креативных индустрий «Креативный город» в рамках форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030».

Искусственный интеллект в VFX. Часть 2: Цифровые люди

Когда речь заходит об ИИ и лицах, все сразу думают о дипфейке. Однако, на самом деле дипфейк в серьезном кино — редкий гость. Причины просты: дипфейк — непредсказуем, никогда не знаешь, когда он сработает как нужно, и сработает ли вообще. О том какими инструментами пользуются большие студии и в каких случаях все-таки изредка прибегают к помощи дипфейка рассказывает Надежда Маркалова.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.