Преподаватель Школы дизайна, кинокритик, видеоэссеист, куратор кинопрограмм.

Руководитель проектного юнита MEDIA: Кристина Крутилина

Работал программным директором кинотеатра «Победа» (Новосибирск), куратором кинопрограмм сети «Москино» (Москва) и директором кинотеатра «Салют» (Москва). Также был главным редактором онлайн-журнала Cineticle, редактором журнала «Искусство кино», приглашенным редактором журнала «Сеанс». Публиковался на сайтах Colta.ru, Spectate, Senses of Cinema, La Furia Umana, в журнале Outskirts и др. Автор нескольких видео-эссе, одно из которых было названо в числе лучших критических видео-работ 2018 года по версии сайта Sight & Sound.

АВТОРСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ

07 марта
Судьба Кинуё Танаки — один из ярчайших сюжетов японского кино середины XX века. Одна из самых популярных актрис своего времени, любимая исполнительница великого Кэндзи Мидзогути, в начале 1950-х, после поездки в США и знакомства с Бетти Дэйвис, она предпринимает крайне своевольный и не вполне обычный шаг для того времени — начинает снимать собственные фильмы, становясь второй женщиной-режиссеров в истории японского кино. О последней режиссерской работе Танаки, сочетающей визуальный консерватизм с радикальным содержанием, рассказывает Максим Селезнёв.
11 января
Педру Кошта сегодня по праву считает классиком кино, одним из главных португальских режиссеров современности и ключевым автором, работающим в традиции медленного кино. Максим Селезнёв рассказывает о фильмографии Кошты — от ранних работ, созданных под явным влиянием Брессона, до эпопеи Ванды и хроникой лиссабонского района Фонтаньяш.
27 декабря 2023
Завершающийся 2023 год, как и следовало ожидать, не обошелся сразу без нескольких премьер фильмов корейского режиссера Хон Сан Су. В февраля на Берлинале была представлена маньеристская драма «В воде», а чуть позже в одной из секций Каннского фестивался показали «Наш день» с Ким Мин Хи в главной роли. О феномене Хон Сан Су, ставшим по сути живым классиком за последние годы, рассказывает Максим Селезнёв, обращаясь к более ранним работам режиссера.
16 июня 2023
Одни из самых тревожащих, задевающих наши чувства фильмов не доходят до широкого проката и онлайн-кинотеатров, а пылятся прямо у нас дома — в хоум-видео архивах. Кадры, возвращающие к воспоминаниям, вплоть до первых детских переживаний. Кадры, на которые качество пленки наносит знак времени. Кадры, при всей их безыскусности, всегда чем-то завораживающие. Не из уюта ли домашней пленки родом все наши желания и все следующие фильмы, которые мы станем снимать или смотреть? Максим Селезнёв рассказывает о трех случаях, когда режиссеры XXI века приручали формат хоум-видео.
12 мая 2023
Китайский режиссер Ван Бин — один из самых влиятельных документалистов XXI века. Своими первыми же работами, снятыми на портативную цифровую камеру, он открыл новые кинематографические методы описания исторической и социальной реальности, фиксируя стремительно меняющийся Китай рубежа столетий. Максим Селезнёв рассказывает об эпическом дебюте Ван Бина — девятичасовом «Районе Теси», названном журналом Cahiers du Cinema одним из десяти важнейших фильмов 2000-х.
31 марта 2023
Черно-белая драма корнуолльского режиссера Марка Дженкина «Наживка» — один из самых необычных и визуально изощренных фильмов, вышедших на экраны за последние годы. О парадоксальной технике монтажа, для которой неплохо бы придумать новый киноведческий термин, ускользающем сюжете и неопределенной генеалогии фильма рассказывает Максим Селезнёв.
03 марта 2023
«Создавая Монтгомери Клифта» — на первый взгляд тишайший и банальнейший байопик, ласково смонтированный родственником великого голливудского актера, известного по ролям в фильмах Хичкока, Хоукса, Крамера. Но это обманчивое благодушие нарушает несколько подозрительных обстоятельств, связанных с происхождением архивного материала. О подвохах фильма и связи медиаархеологии с теориями заговора рассказывает Максим Селезнёв.
27 января 2023
«Просмотровая будка» — фильм, чья премьера на Берлинском фестивале в 2020 году привлекла особенный интерес теоретиков медиа и социологов. Построенная как минималистичный социальный эксперимент, эта картина не только анализирует наши цифровые зрительские привычки XXI века, но по ходу развития внезапно перетекает почти что в хоррор. О хичкоковской мизансцене и медиаэффектах фильма рассказывает Максим Селезнёв.
09 ноября 2022
«VHYes» — загадочная видеокассета неизвестного происхождения, датированная концом 1987 года. Запись свадебного праздника, чьи уютные семейные сценки скоро перебиваются тревожными вклейками. Фрагментами гротескных телешоу, психоделической рекламой, хоррор-расследованием двух подростков. На самом деле «VHYes» — мокьюментари, художественный проект от режиссера-дебютанта Генри Джеймса Роббинса. О том как ретро-комедия становится одновременно оммажем эпохе VHS и настоящим медиархеологическим исследованием рассказывает Максим Селезнёв.
19 октября 2022
Экспериментальный фильм Франка Бовэ с нервическим заголовком «Не подумайте, что я закричу» был представлен в программе Берлинского кинофестиваля в 2019 году, вызвав противоречивые зрительские реакции. Лента, похожая на сеанс нарциссизма, составлена исключительно из коротких кадров чужих фильмов и пронзительного закадрового монолога режиссера о его переживаниях в личной жизни. Максим Селезнёв предлагает увидеть в фильме не только причудливую found footage исповедь, но важные свидетельства о всех нас, современных зрителях цифрового мира.
30 сентября 2022
В фильме-эссе «Борода Ивана» французский режиссер Пьер Леон занимается удивительным монтажом — совмещает кадры эйзенштейновского «Ивана Грозного», пырьевского «Сказания о земле Сибирской» с выдержками из знаменитой кремлевской беседы о судьбе второй серии «Грозного». О том как комичное замечание о бороде русского царя становится ключевым символом советского кино середины XX века рассказывает Максим Селезнёв.
09 августа 2022
Долгожданная премьера фантасмагории Александра Сокурова, страшные сказки Люсиль Хадзихалилович, интервью с гонконгским визионером Джоном Ву, новый печатный журнал о кино, чей первый выпуск посвящен Борису Барнету. Максим Селезнёв рассказывает о чем писали ключевые синефильские медиа за минувший летний месяц.
31 июля 2022
Способна ли визуальная кинокритика превратиться в самостоятельное художественное произведение? Предлагая изобрести новый поджанр видеоэссеистики Максим Селезнёв на нескольких примерах показывает как киноведческий анализ порой незаметно преображается в личное поэтическое высказывание.
24 июня 2022
О чем писали главные англоязычные журналы о кино в июне? Сводящие с ума сцены из Хичкока, архитектура антиутопии Терри Гиллиама, неизвестный кинематограф Индии. Подробнее о ключевых текстах месяца рассказывает Максим Селезнёв.
21 апреля 2022
«Очень длинная выдержка» — видеоэссе французской исследовательницы Хлои Галибер-Лене, удостоенное множества наград и лестных отзывов (в частности e-flux Prize), за 2020 и 2021 годы показанное на многих фестивалях, в том числе в рамках MIEFF в Москве и на Новой Голландии в Петербурге. Максим Селезнёв многократно просматривает гипнотический ролик Галибер-Лене и рассказывает о природе его очарования.
19 апреля 2022
О чем пишут киноведческие и синефильские киножурналы и сайты в апреле 2022 года? О Париже под прицелом камеры Аньес Варда, звуковых ландшафтах Апичатпонга Верасетакула, энигматичности звезды классического Голливуда Эллы Рейнс. В новой ежемесячной рубрике мы собираем подборку из самых любопытных исследований и эссе, опубликованных на английском языке за последний месяц.
11 апреля 2022
В новой рубрике, посвященной самым примечательным образцам современной визуальной кинокритики, Максим Селезнёв рассказывает о работе американского исследователя Макса Толайна «Разговор — это исповедь», 4-минутном всматривании в одну из сцен знаменитого «Разговора» Фрэнсиса Форда Копполы.

НОВОСТИ И ЦИТАТЫ

29 марта
Школа дизайна Факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ представляет первый выпуск электронного научного Журнала ВШЭ по искусству и дизайну / HSE University Journal of Art & Design. Это исследовательский проект, площадка для дискуссий по актуальным проблемам искусства и дизайна, а также место репрезентации креативных дизайнерских практик. Создатели журнала поделились с нами своими мыслями о работе над ним.
22 ноября 2021
В ноябре завершился первый модуль обучения в онлайн-бакалавриатe Школы дизайна НИУ ВШЭ. Делимся первыми проектами наших студентов, а также их впечатлениями от дистанционного формата.
22 ноября 2021
В своих статьях Александра Першеева, Анна Краснослободцева, Татьяна Фадеева, Маша Данцис и Максим Селезнев с различных сторон рассмотрели явление отечественного и зарубежного видео-арта. Также 3 декабря в Центре Вознесенского пройдет презентация нового номера журнала «Искусство кино», который представят Александра Першеева и Анна Краснослободцева.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.