По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
О чем писали главные англоязычные журналы о кино в июне? Сводящие с ума сцены из Хичкока, архитектура антиутопии Терри Гиллиама, неизвестный кинематограф Индии. Подробнее о ключевых текстах месяца рассказывает Максим Селезнёв.
Обозреватель Cinephilia an Beyond Свен Микулек подготовил детальное исследование знаменитого фильма «12 обезьян» Терри Гиллиама, как всегда снабженный сценарием и богатыми фотоматериалами со съемок.
«Будущее, изображенное Гиллиамом и его командой (в первую очередь художником-постановщиком Джеффри Бикрофтом) — это будущее порочности и регресса. Бикрофт, работавший над такими фильмами, как „Танцы с волками“, „Игра“ и „Тихое место“, помог режиссеру сконструировать визуально достоеврный апокалиптический 2035 год с низкотехнологичным уровнем развития. <...> В сцене допроса, когда Коула приковывают к металлическому сидению и поднимают на три метра вверх, перед ним появляется странноватый шар с десятками телеэкранов. На экранах видны лица, внимательно наблюдающих за ним ученых, тех самых, что сидят всего в нескольких метрах от него. Шар непрактично и бессмысленно отгораживает их друг от друга, эффектно подчеркивая мысль о том, что способность к человеческой коммуникации деформирована технологиями».
Онлайн-кинотеатр MUBI показывает один из самых удивительных и визуально головокружительных фильмов прошлого года, элегичную драму «Девушка и паук» братьев Рамона и Сильвана Цюрхеров, награжденную главным призом в секции Encounters Берлинале. По этому случаю сами режиссеры немного рассказывают о технической стороне работы над фильмом, прилагая к тексту впечатляющие иллюстрации сложной хореографии камеры, почти весь фильм не покидающей несколько тесных комнат.
«Прежняя и новая квартра героини образуют нечто вроде центральных сердечных камер. Однако, фильм раскрывается в двух направлениях: с одной стороны во внешние локации, а с другой стороны вглубь памяти и тоски героев. Так сны и воспоминания тоже становятся частью действия. Нашей целью было сочинить поэтический повседневный мир».
Главный раздел нового выпуска Senses of Cinema посвящен Болливуду: режиссерской фильмографии Яша Чопры и продюсерским проектам Манмохана Десаи, особенному жанру фильмов об индийцах за пределами Индии и социальной значимости индустрии. В первом тексте номера, посвященном рецепции болливудского кино западными зрителями, Дарра О'Доннохью делает программное утверждение: мы еще ничего не видели.
Портрет Манмохана Десаи, продюсера и режиссера, работавшего со всеми звездами Индии XX века.
Рассказ о пропагнадистских фильмах, поддерживающих политику правой партии БДП.
Разбор политической драмы главного enfant terrible современного индийского кино Анурага Кашьяпа.
Текст о болливудском «короле романтики» Яш Чопре.
«Болливуд — глобальная индустрия с оборотом в миллиарды доларов, чьи фильмы еженедельно входят в десятку самых успешных во ногих странах мира, их смотрят миллионы зрителей в самой Индии; эта индустрия, возможно, в значительной степени помогает выживать кинотеатрам. И не смотря на все это, он по-прежнему игнорируется киноманами западного мра и недостаточно отражена в работах киноведов».
В том же номере Senses of Cinema можно прочитать интервью современных художников и режиссеров Саши Литвинцевой и Бени Вагнера о возрастающей абстракции, дематериализации и биополитике. Проект Литвинцевой-Вагнера «Демонстрация», самими авторами называнный «фильмом о чудовищих, в котором нет чудовищ», можно было увидеть в одной из программ фестиваля MIEFF полтора года назад.
«В нашем предыдущем фильме „Демонстрация“ мы рассматривали версию периферийной национальной истории, которая работает как парадигма восприятия. Дело ведь не просто в том, что сегодня мы измеряем, скажем, количество яблок в килограммах, а не в единицах и десятках штук. Важна сама способность обывателя приноравливаться к абсрактному восприятию материальных предметов. Это полностью революционизирует наше восприятие окружающего мира. Как только мы к этому привыкаем, начинаем понимать события с точки зрения промышленного прогресса и всего, что с ним связано».
Синефильский сайт Sabzian запустил новую рубрику Passage, в которой известные киноведы рассказывают об отдельных сценах в фильмах, что произвели на них сильнейшее впечатление. В числе первых делится сокровенным воспоминанием австралийский ученый и видеоэссеист Эдриан Мартин, обращая внимание не только на эпизод из классического хичкоковского «Марни», но и на высказывание о нем Раймона Беллура — «ce réel irréel qu’on appelle film» (то реальное нереальное, что мы называем фильмом).
«Фильм — это нереальное реальное. Многие критики и теоретики кино пытались описать этот парадокс, порой шутливо, например, как Хильберто Перес, назвавший свою первую книгу «Материальный призрак».
«Что-то в кинематографе ощутимо реально (благодаря камере, как утверждает Базен или Даней); а в то же время многое нереально, искусственно, обработано, перерисовано или деформировано. Еще важнее, что кино (для нас, зрителей) — это одновременно документ и сон, история и галлюцинация, след и фантом».
«Мы навеки застыли внутри восхитетельной дилеммы — внутри нереальной реальности, которую мы называем фильмом».
Максим Селезнёв
Преподаватель Школы дизайна, кинокритик, видеоэссеист, куратор кинопрограмм.
Сегодня стало модным отрицать наличие компьютерной графики в блокбастерах. Студийные пиарщики выстраивают стратегию продвижения проекта стараясь обойти, умолчать или даже попросту соврать на эту тему. Конечно, некоторые кинематографисты при этом врут так, что им уже никто не верит, ведь сегодня без графики большое зрелищное кино невозможно в принципе. Но графика стала такой продвинутой, что ее зачастую трудно отличить от реального съемочного материала. О том как нас обманывает PR и наши собственные глаза рассказывает Надежда Маркалова.
Судьба Кинуё Танаки — один из ярчайших сюжетов японского кино середины XX века. Одна из самых популярных актрис своего времени, любимая исполнительница великого Кэндзи Мидзогути, в начале 1950-х, после поездки в США и знакомства с Бетти Дэйвис, она предпринимает крайне своевольный и не вполне обычный шаг для того времени — начинает снимать собственные фильмы, становясь второй женщиной-режиссеров в истории японского кино. О последней режиссерской работе Танаки, сочетающей визуальный консерватизм с радикальным содержанием, рассказывает Максим Селезнёв.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.