Art & Science: практики будущего. Тематическая дискуссия

Art & Science: практики будущего. Тематическая дискуссия

26 мая в Московском институте электроники и математики им. А. Н. Тихонова (МИЭМ НИУ ВШЭ, ауд. 506) пройдёт круглый стол «Art & Science: практики будущего». В его работе примут участие междисциплинарные художники, исследователи и учёные: основатель сайнс-арт-группы 18 Apples, кандидат биологических наук Ипполит Маркелов, участница российских и зарубежных выставок, аспирант Школы дизайна НИУ ВШЭ Анастасия Алёхина, медиахудожник, преподаватель Лаборатории новых медиа Александринского театра, кандидат технических наук Борис Шершенков, профессор, завкафедрой «Прикладные информационно-телекоммуникационные средства и системы» МИЭМ НИУ ВШЭ, доктор физико-математических наук Лев Щур и старший преподаватель департамента компьютерной инженерии МИЭМ НИУ ВШЭ Алексей Ролич. Модератором дискуссии будет художник, куратор и руководитель магистерского профиля Art & Science Школы дизайна НИУ ВШЭ Дмитрий Булатов.

Проблема определения границ — это то, с чем сталкиваются художники, работающие в области Art & Science. Они превращают методы и сам контекст науки в художественные проекты, в центре внимания которых находятся новые идеи и инструменты, границы рациональности, различения между смоделированным объектом и биологическим существом. Подобные эксперименты сегодня разрабатываются широким диапазоном технонаучных дисциплин — от IT и робототехники до целого спектра нейро- и биомедицинских наук. Как трансформируется понятие искусства с появлением и внедрением этого класса технологий? Существуют ли рабочие концепции и форматы художественных практик, которые укладываются в рамки этих технологических решений? И можем ли мы картографировать их посредством своего воображения?

Объединённые этой проблематикой, участники круглого стола ответят на вопросы о будущем взаимодействия искусства и науки. Можем ли мы провести границу между научными и художественными дисциплинами, которые сегодня стремятся к синтетичности: например, отделить работу рациональности от более тонких эстетических сфер? Художника от учёного и исследователя? Есть ли вообще необходимость в подобном разделении? Что ждёт нас в будущем — узкоспециальные изыскания или гибридные междисциплинарные проекты? Вопрошая о причинах и следствиях технического прогресса и его определяющей роли в современном обществе, участники дискуссии попытаются разобраться с тем, какую роль современное искусство способно сыграть в осмыслении созданного технологического мира и ценностной ориентации в нём.

Также в рамках круглого стола художники представят собственные исследования и проекты, реализованные на пересечении искусства, науки и технологий.

УЧАСТНИКИ ДИСКУССИИ

Междисциплинарная художница, исследователь. Финалистка грантовой программы «Искусство и технологии» Музея «Гараж» и конкурса Nova Art. Номинант на премию STARTS Prize фестиваля Ars Electronica (Австрия). Приглашенный преподаватель Британской высшей школы дизайна, аспирант Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Дмитрий Булатов
Дмитрий Булатов
Дмитрий Булатов, Алексей Чебыкин. То, что живёт во мне, 2012 г. Биоактивная установка по присвоению электронных аур: инсталляция, улитки Achatina fulica, технологии Augmented Reality
Дмитрий Булатов, Алексей Чебыкин. То, что живёт во мне, 2012 г. Биоактивная установка по присвоению электронных аур: инсталляция, улитки Achatina fulica, технологии Augmented Reality
Дмитрий Булатов, Алексей Чебыкин. Танцующий лес, 2021 г. Инсталляция, реконструирующая взаимодействие участка хвойного леса Национального парка «Куршская коса» и локальных геомагнитных полей
Дмитрий Булатов, Алексей Чебыкин. Танцующий лес, 2021 г. Инсталляция, реконструирующая взаимодействие участка хвойного леса Национального парка «Куршская коса» и локальных геомагнитных полей

Исследователь, теоретик искусства, куратор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Балтийский филиал). Дважды лауреат Государственной премии в области современного искусства «Инновация». Руководитель магистерского профиля «Art & Science: неокибернетика» Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Лев Николаевич Щур
Лев Николаевич Щур

Доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой «Прикладные информационно-телекоммуникационные средства и системы», научный руководитель магистерской программы «Суперкомпьютерное моделирование в науке и инженерии» в МИЭМ НИУ ВШЭ.


Алексей Ролич
Алексей Ролич

Старший преподаватель департамента компьютерной инженерии МИЭМ НИУ ВШЭ, и.о. руководителя и ведущий инженер учебной лаборатории 3D-визуализации и компьютерной графики НИУ ВШЭ, учёный, cоавтор первой в РФ магистерской программы в области Интернета вещей и киберфизических вещей.

Ипполит Маркелов
Ипполит Маркелов
Группа 18 apples. MetabolA.I., 2017 г. Самообучающаяся творческая система: искусственная нейронная сеть и DIY-биопринтер, способный печатать трансгенными бактериями на твёрдых агаризованных средах в чашках Петри
Группа 18 apples. MetabolA.I., 2017 г. Самообучающаяся творческая система: искусственная нейронная сеть и DIY-биопринтер, способный печатать трансгенными бактериями на твёрдых агаризованных средах в чашках Петри
Группа 18 apples. MetabolA.I., 2017 г. Самообучающаяся творческая система: искусственная нейронная сеть и DIY-биопринтер, способный печатать трансгенными бактериями на твёрдых агаризованных средах в чашках Петри
Группа 18 apples. MetabolA.I., 2017 г. Самообучающаяся творческая система: искусственная нейронная сеть и DIY-биопринтер, способный печатать трансгенными бактериями на твёрдых агаризованных средах в чашках Петри
Группа 18 apples. MetabolA.I., 2017 г. Самообучающаяся творческая система: искусственная нейронная сеть и DIY-биопринтер, способный печатать трансгенными бактериями на твёрдых агаризованных средах в чашках Петри
Группа 18 apples. MetabolA.I., 2017 г. Самообучающаяся творческая система: искусственная нейронная сеть и DIY-биопринтер, способный печатать трансгенными бактериями на твёрдых агаризованных средах в чашках Петри
Группа 18 apples. MetabolA.I., 2017 г. Самообучающаяся творческая система: искусственная нейронная сеть и DIY-биопринтер, способный печатать трансгенными бактериями на твёрдых агаризованных средах в чашках Петри
Группа 18 apples. MetabolA.I., 2017 г. Самообучающаяся творческая система: искусственная нейронная сеть и DIY-биопринтер, способный печатать трансгенными бактериями на твёрдых агаризованных средах в чашках Петри
Группа 18 apples. MetabolA.I., 2017 г. Самообучающаяся творческая система: искусственная нейронная сеть и DIY-биопринтер, способный печатать трансгенными бактериями на твёрдых агаризованных средах в чашках Петри
Группа 18 apples. MetabolA.I., 2017 г. Самообучающаяся творческая система: искусственная нейронная сеть и DIY-биопринтер, способный печатать трансгенными бактериями на твёрдых агаризованных средах в чашках Петри
Группа 18 apples. MetabolA.I., 2017 г. Самообучающаяся творческая система: искусственная нейронная сеть и DIY-биопринтер, способный печатать трансгенными бактериями на твёрдых агаризованных средах в чашках Петри
Группа 18 apples. MetabolA.I., 2017 г. Самообучающаяся творческая система: искусственная нейронная сеть и DIY-биопринтер, способный печатать трансгенными бактериями на твёрдых агаризованных средах в чашках Петри
Джо Дэвис, Ипполит Маркелов и др. Создавая бессмертную библиотеку, 2019 г. Кристаллы соли, содержащие микроорганизмы, в ДНК которых записано сообщение с трёх- и четырёхмерными фигурами
Джо Дэвис, Ипполит Маркелов и др. Создавая бессмертную библиотеку, 2019 г. Кристаллы соли, содержащие микроорганизмы, в ДНК которых записано сообщение с трёх- и четырёхмерными фигурами
Джо Дэвис, Ипполит Маркелов и др. Создавая бессмертную библиотеку, 2019 г. Кристаллы соли, содержащие микроорганизмы, в ДНК которых записано сообщение с трёх- и четырёхмерными фигурами
Джо Дэвис, Ипполит Маркелов и др. Создавая бессмертную библиотеку, 2019 г. Кристаллы соли, содержащие микроорганизмы, в ДНК которых записано сообщение с трёх- и четырёхмерными фигурами
Джо Дэвис, Ипполит Маркелов и др. Создавая бессмертную библиотеку, 2019 г. Кристаллы соли, содержащие микроорганизмы, в ДНК которых записано сообщение с трёх- и четырёхмерными фигурами
Джо Дэвис, Ипполит Маркелов и др. Создавая бессмертную библиотеку, 2019 г. Кристаллы соли, содержащие микроорганизмы, в ДНК которых записано сообщение с трёх- и четырёхмерными фигурами
Джо Дэвис, Ипполит Маркелов и др. Создавая бессмертную библиотеку, 2019 г. Кристаллы соли, содержащие микроорганизмы, в ДНК которых записано сообщение с трёх- и четырёхмерными фигурами
Джо Дэвис, Ипполит Маркелов и др. Создавая бессмертную библиотеку, 2019 г. Кристаллы соли, содержащие микроорганизмы, в ДНК которых записано сообщение с трёх- и четырёхмерными фигурами
Джо Дэвис, Ипполит Маркелов и др. Создавая бессмертную библиотеку, 2019 г. Кристаллы соли, содержащие микроорганизмы, в ДНК которых записано сообщение с трёх- и четырёхмерными фигурами
Джо Дэвис, Ипполит Маркелов и др. Создавая бессмертную библиотеку, 2019 г. Кристаллы соли, содержащие микроорганизмы, в ДНК которых записано сообщение с трёх- и четырёхмерными фигурами

Художник, кандидат биологических наук. Основатель сайнс-арт-группы 18 Apples, участник Posthuman Studies Lab. Участник выставок и художественных лабораторий: Ars Electronica (Австрия), SymbioticA (Австралия), GOSH (Китай), Уральская индустриальная биеннале, ММСИ, МАММ (Россия) и др.

Борис Шершенков
Борис Шершенков
Борис Шершенков. Инкубатор данных, 2021 г. Медиаскульптура, установка для определения жизнеспособности цифровых конструктов
Борис Шершенков. Инкубатор данных, 2021 г. Медиаскульптура, установка для определения жизнеспособности цифровых конструктов
Борис Шершенков. Электроакустический вычислитель, модель L, 2020 г. Аналоговый компьютер, в котором переменные представлены в виде акустических величин в системах обратной связи
Борис Шершенков. Электроакустический вычислитель, модель L, 2020 г. Аналоговый компьютер, в котором переменные представлены в виде акустических величин в системах обратной связи
Борис Шершенков. Электрофлора, 2021 г. Исследовательский проект, рассматривающий появление и развитие ранних форм технобиологической жизни. Фото: Иван Новиков-Двинский
Борис Шершенков. Электрофлора, 2021 г. Исследовательский проект, рассматривающий появление и развитие ранних форм технобиологической жизни. Фото: Иван Новиков-Двинский
Борис Шершенков. Etheroforming Tower, 2021 г. Инсталляция-эксперимент по обнаружению антропогенных воздействий на эфирную среду через медиа-археологическое исследование феномена электронной синестезии
Борис Шершенков. Etheroforming Tower, 2021 г. Инсталляция-эксперимент по обнаружению антропогенных воздействий на эфирную среду через медиа-археологическое исследование феномена электронной синестезии
Борис Шершенков. Digitoscope, 2021 г. Устройство для оптического анализа образца цифрового «первичного бульона»
Борис Шершенков. Digitoscope, 2021 г. Устройство для оптического анализа образца цифрового «первичного бульона»

Медиахудожник, кандидат технических наук. Лауреат грантовых программ Музея «Гараж» и Pro Helvetia Fast ForwART. Преподаватель Лаборатории новых медиа на Новой сцене Александринского театра, магистерских программ Digital Art (ДВФУ, Владивосток) и Art & Science (Университет ИТМО, Санкт-Петербург).

ART & SCIENCE: ПРАКТИКИ БУДУЩЕГО

Тематический круглый стол по проблематике Art & Science и технологического искусства.
Длительность мероприятия — 2 часа (1,5 часа презентации/дискуссия + 30 минут вопросы/ответы).
Для участия — пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Когда: 26 мая, 18:00
Где: МИЭМ НИУ ВШЭ, г. Москва, ул. Таллинская, 34, ауд. 506
Онлайн-трансляция

Читайте также

Марион фон Остен: «Я радикальная эмпиристка»

В 2020-м году не стало Марион фон Остен, человека, чье значение для немецкого концептуального и политического искусства имеет чрезвычайно важное значение. Марион — художник, куратор, исследователь и педагог. Ее деятельность была сосредоточена вокруг культурного производства в постколониальных обществах, производству знаний и управлению мобильностью. Публикуем беседу Марион и Василия Мельниченко, записанную в 2013 году во время симпозиума «Networking. Сетевое взаимодействие в кураторском поле».

Конференция: «HSE ART GALLERY: зачем нужен art marketing?»

15 июня HSE ART GALLERY совместно с приглашенными гостями проведут конференцию «Зачем нужен art marketing?», которая будет посвящена обсуждению актуальных процессов в сфере маркетинга, PR и коммуникаций и использованию современного искусства в качестве инструмента стратегического развития бизнеса.

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт» и «Практики современного искусства». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.