По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
В рубрике, посвященной современной городской архитектуре и ее исторической генеалогии, Сергей Кавтарадзе рассказывает о стальном кружеве Дома культуры «ГЭС-2» и реконструкции итальянца Ренцо Пьяно.
К началу 1960-х годов стало ясно, что эпоха модернизма подходит к концу, — все манифесты исполнены, все эстетические программы воплощены, а пять отправных пунктов, так ярко сформулированных Ле Корбюзье, означают лишь бесконечное повторение уже не несущих смыслов «коробочных» композиций. Архитектура, согласно Чарльзу Дженксу, продолжила развитие по трем основным направлениям — поздний модернизм, постмодернизм и хай-тек.
Если обратиться к изложениям истории последнего, то практически всегда они будут начинаться с парижского Центра Помпиду — «вывернутого наизнанку» выставочного комплекса, построенного по проекту итальянца Ренцо Пьяно и британца Ричарда Роджерса.
Недавно работа Ренцо Пьяно появилась в Москве, и это пока что самое яркое событие в столичной архитектуре за последние месяцы. Речь идет о реконструкции построенного в 1905–1907 годах здания когда-то Трамвайной, а затем Городской центральной электрической станции и создании в нем Дома культуры «ГЭС-2».
Обращение мастера к пространству, созданному в домодернистскую эпоху, когда стиль модерн (аналог ар-нуво и югендстиля) еще шел рука об руку с поздней эклектикой, дало совершенно неожиданный результат.
Приехав в Москву, Ренцо Пьяно нашел в выполненном в неорусском стиле производственном здании всю философию появившегося позже модернизма. Что и подчеркнул с большим успехом. Оказывается, в начале ХХ века в Москве уже было все то, что потом явили миру самые выдающиеся архитекторы, те, кто, как любят выражаться, «определили облик современной архитектуры».
От американского архитектора Луиса Генри Салливана, первопроходца рационализма здесь — то, что в определенной мере форма и здесь следует функции. Впрочем, американский архитектор и сам не чурался исторических реминисценций.
Электрическая станция — это «машина», пусть и не для жилья, а для выработки энергии. Да и вообще, фермы в перекрытиях этого здания — поэма грядущего индустриального столетия. Ренцо Пьяно не зря, наверное, покрасил их в белый цвет, а не в черный или серебристый; тем самым он подчеркнул эстетическую ценность стального «кружева».
Мис ван дер Роэ здесь едва ли не весь, хотя скорее в принципах, чем в формах. «Бог в детали» и «less is more» — это первое, что бросается в глаза. Но и «мисовский ордер» тут тоже присутствует: тектоника узнаваема, только выражается она не сварными двутавровыми балками, а фермами и косынками, клепанными и свинченными.
Себя Ренцо Пьяно тоже не забыл. В данном случае он работал с готовым объемом, а не с полностью новым объектом, каким был Центр Помпиду. Поэтому «цитаты» из самого себя он, в основном, оставил в интерьере, а не повесил на фасад: огромные трубы (в том числе синие), раструбы, сама обнаженность, доступность глазу коммуникаций.
Однако главный повтор, то, что было провозглашено еще в Бобуре и составляет смысл эстетики хай-тека, архитектор воплотил в полной мере. Это огромное, стерильное, холодно-белое (чуть с серым) пространство, пустота, которую невозможно заполнить, вторая ипостась из гегелевской пары, оппозиция массе. Собственно это и есть главная идея данного образа.
По-видимому, смысл постройки и ее значение для Москвы в том, что в Москве появился камертон. Взятая нота — еще не музыка. Результат можно хвалить или ругать. Но планку, в сравнении с которой будет сразу заметна фальшь, невысокий профессионализм или неотточенный вкус, мы, пожалуй, получили.
Похоже, любуясь тем, что внутри, москвичи смирились с холодностью и плоскостностью внешних стен, с тем, что организаторы реконструкции не стали возвращать на фасады, спроектированные когда-то Василием Башкирцевым, «русско-византийские» стилевые приметы, вероятно призванные поддержать декор возвышающегося над противоположным берегом Москвы-реки творения Константина Тона.
Сергей Кавтарадзе
Старший преподаватель направления «Архитектура и дизайн среды», академический руководитель образовательной программы «Дизайн среды» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Искусствовед, историк архитектуры, лауреат премии «Просветитель» (2016).
Программа «Наблюдатель» рассказывает о ярких событиях в культурной, научной и духовной сферах общества. Для каждого эфира выбирается актуальная тема, которую в студии обсуждают известные деятели культуры и науки. 30 мая на канале «Россия-Культура» вышел очередной выпуск программы, посвящённый архитектуре. В качестве спикеров в нём приняли участие преподаватели Школы дизайна НИУ ВШЭ — Сергей Кавтарадзе и Ксения Малич.
Школа дизайна НИУ ВШЭ начинает новый год фундаментально. 16 января в пространстве HSE CREATIVE HUB предлагаем познакомиться поближе с современной архитектурой. Голландский архитектор Лекс те Лоо расскажет, как построить город будущего, а специалисты из проекта «Дома А-Класса» и архитектурных бюро TASK architects, TEGOLA поделятся кейсами создания частных домов.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.