По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Галя Леонова открывает рубрику, посвященную искусству, созданному женщинам. И в первом материале вспоминает о художнице и активистке Мэри Корите Кент, главной популяризаторке трафаретной печати, «поп-арт монахине», соединившей христианскую образность, социальный пафос и современный язык печатной графики.
Она родилась в 1918 году в штате Айова, имя при рождении — Фрэнсис Элизабет Кент. Пожалуй, самый яркий и известный факт о ней: она была католической монахиней, а потому второе имя, под которым она и обрела известность — сестра Мэри Корита Кент. Она взяла его, когда вступила в орден Сестер Непорочного Сердца Марии в 1936 году, который специализировался на преподавательской деятельности и приветствовал занятия искусством. Окончив колледж Ордена, сестра Мэри Корита преподавала детям грамоту в Британской Колумбии, позже получила магистерскую степень по искусству в Калифорнийском институте искусств.
Еще одна немаловажная ипостась Сестры Мэри — преподавательница. После получения магистерской степени она начала вести уроки экспериментальной живописи в Колледже Непорочного Сердца. Широкую известность приобрели десять правил, которые она сформулировала в процессе работы и на основании общения с учениками и ученицами. Думаю, эти правила актуальны и сегодня, как для преподавателей, так и для студентов: она говорила о важности безопасного места для творчества, ответственности учеников и учителя друг перед другом, самодисциплине как основной организующей рабочий процесс силе. Сестра Мэри считала, что в основе искусства лежит эксперимент, легкое отношение к ошибкам и постоянный усердный труд:
«Нет ничего ошибочного, нет побед и поражений, есть только постоянная работа».
Первый успех к Мэри-художнице пришел в 1952 году, когда она получила первый приз на конкурсе печатных изданий округа Лос-Анджелес и на ярмарке штата Калифорния за работу «Господь с тобой» (The Lord is with thee).
В ранних работах Корита концентрировалась на религиозной проблематике, обращалась к священным текстам и к иконописи. В 1950-е открыла шелкографию и стала экспериментировать с техникой, а в 1960-е ее стиль начинает черпать вдохновение в рекламе, плакатах, уличных вывесках, газетах, упаковках. Ей нравилась демократичность этого языка, который не предполагал сложности, элитарности. Напротив, трафаретная печать — техника доступная для тиражирования, распространения и восприятия зрителем. Но главная перемена в 1960-е годы произошла в тематическом поле — ее практика стала политизироваться на фоне войны во Вьетнаме, сестру Кориту тронуло антивоенное движение. В это время художница создает знаменитые плакаты: «Come alive» (1967), «Stop bombing» (1967), в других работах она использовала материалы из газет и журналов, корреспондирующих о военных действиях.
Какова была общественная реакция на ее работы? Несмотря на то, что сестра Корита стала известной и уважаемой художницей с широкой общественной поддержкой, руководители ордена не всегда радушно воспринимали ее работы. В конце 1960-х орден Непорочного Зачатия и, в частности, кардинал Джеймс Макинтайр назвал художницу «герильей с кистью в руках» за ее антивоенные работы и обвинил в неуважительном отношении к ордену. Но больше всего кардинал критиковал работу сестры Кориты «Самый сочный томат» (1964). В этой работе художница использовала один из своих излюбленных приемов: в качестве самого большого цветового пятна был взят рекламный слоган компании Del Monte — «Самые сочные томаты из всех». Внутри слова «томат» уже мелким рукописным шрифтом был воспроизведен текст из письма, которое английский профессор и писатель Сэмуэль Эйзенштейн написал Корите об опыте в День Марии. Эту шелкографию тиражировали в качестве рождественской открытки, что вызвало негодование кардинала Макинтайра:
«Рождественские открытки, созданные вашим художественным отделом и сестрами, — оскорбление для меня и скандал для архиепископии».
Вскоре после этого, в 1968 году сестра Мэри Корита ушла из Ордена и вернулась к светской жизни, переехав в Бостон. Публично она высказывалась, что ей нужен отдых и время на собственную работу, но вероятно, критика внутри ордена тоже была значимым фактором в принятии этого решения.
Еще одна важная работа сестры Кориты — серия антивоенных плакатов, которую она создала для организаций «Врачи за социальную ответственность» (Physicians for Social Responsibility) и международной организации «Врачи за предотвращение ядерной войны» (International Physicians for the Prevention of Nuclear War) в 1983 году. Плакаты на билбордах «Мы можем создать жизнь без войны» (We can create life without war) — результат этой коллаборации, прославившийся на всю Америку. Сама сестра Мэри Корита называла участие в этом проекте «самым религиозным поступком, который она когда-либо совершала».
Сестра Мэри Корита оставалась активной в общественных делах до самой своей смерти от рака в 1986 году. Она была невероятно сильной художницей чувствительной к происходящему в мире, и не могла не высказываться по поводу насилия и несправедливости. Несмотря на принадлежность к ордену, сестра Корита активно выражала свою позицию на ту военную агрессию, которую производила ее страна.
Галя Леонова
Преподавательница теории и истории искусства ХХ века в Школе дизайна НИУ ВШЭ, к.ф.н. (эстетика), куратор художественного проекта НЕЖЕН.
11 октября в пространстве Паркинг Галереи парка «Зарядье» откроется третья выставка «ВЫПУСК’24», в которой примут участие более 200 молодых художников из 22 учебных заведений Москвы. В экспозиции будут представлены и работы выпускников разных направлений Школы дизайна: от современной живописи до компьютерных игр.
Александра Тен в своей видеоработе Blackout наблюдает солнечное затмение, безмятежно лежа на склоне холма. Именно это произведение художницы было высоко оценено Ольгой Свибловой и приобретено для коллекции Мультимедиа Арт Музея (Москва).
Направление
Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».
Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве».
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.