Сестра Мэри Корита Кент: «Герилья с кистью в руках»

Работы Кориты Кент. © 2021 Estate of Corita Kent
Работы Кориты Кент. © 2021 Estate of Corita Kent

Галя Леонова открывает рубрику, посвященную искусству, созданному женщинам. И в первом материале вспоминает о художнице и активистке Мэри Корите Кент, главной популяризаторке трафаретной печати, «поп-арт монахине», соединившей христианскую образность, социальный пафос и современный язык печатной графики.

Она родилась в 1918 году в штате Айова, имя при рождении — Фрэнсис Элизабет Кент. Пожалуй, самый яркий и известный факт о ней: она была католической монахиней, а потому второе имя, под которым она и обрела известность — сестра Мэри Корита Кент. Она взяла его, когда вступила в орден Сестер Непорочного Сердца Марии в 1936 году, который специализировался на преподавательской деятельности и приветствовал занятия искусством. Окончив колледж Ордена, сестра Мэри Корита преподавала детям грамоту в Британской Колумбии, позже получила магистерскую степень по искусству в Калифорнийском институте искусств.

Биография Мэри Кориты Кент

Еще одна немаловажная ипостась Сестры Мэри — преподавательница. После получения магистерской степени она начала вести уроки экспериментальной живописи в Колледже Непорочного Сердца. Широкую известность приобрели десять правил, которые она сформулировала в процессе работы и на основании общения с учениками и ученицами. Думаю, эти правила актуальны и сегодня, как для преподавателей, так и для студентов: она говорила о важности безопасного места для творчества, ответственности учеников и учителя друг перед другом, самодисциплине как основной организующей рабочий процесс силе. Сестра Мэри считала, что в основе искусства лежит эксперимент, легкое отношение к ошибкам и постоянный усердный труд:

«Нет ничего ошибочного, нет побед и поражений, есть только постоянная работа».

Первый успех к Мэри-художнице пришел в 1952 году, когда она получила первый приз на конкурсе печатных изданий округа Лос-Анджелес и на ярмарке штата Калифорния за работу «Господь с тобой» (The Lord is with thee).

В ранних работах Корита концентрировалась на религиозной проблематике, обращалась к священным текстам и к иконописи. В 1950-е открыла шелкографию и стала экспериментировать с техникой, а в 1960-е ее стиль начинает черпать вдохновение в рекламе, плакатах, уличных вывесках, газетах, упаковках. Ей нравилась демократичность этого языка, который не предполагал сложности, элитарности. Напротив, трафаретная печать — техника доступная для тиражирования, распространения и восприятия зрителем. Но главная перемена в 1960-е годы произошла в тематическом поле — ее практика стала политизироваться на фоне войны во Вьетнаме, сестру Кориту тронуло антивоенное движение. В это время художница создает знаменитые плакаты: «Come alive» (1967), «Stop bombing» (1967), в других работах она использовала материалы из газет и журналов, корреспондирующих о военных действиях.

«Come alive», Мэри Корита Кент, 1967
«Come alive», Мэри Корита Кент, 1967
«Stop bombing», Мэри Корита Кент, 1967
«Stop bombing», Мэри Корита Кент, 1967
«American Sampler», Мэри Корита Кент, 1969
«American Sampler», Мэри Корита Кент, 1969

Какова была общественная реакция на ее работы? Несмотря на то, что сестра Корита стала известной и уважаемой художницей с широкой общественной поддержкой, руководители ордена не всегда радушно воспринимали ее работы. В конце 1960-х орден Непорочного Зачатия и, в частности, кардинал Джеймс Макинтайр назвал художницу «герильей с кистью в руках» за ее антивоенные работы и обвинил в неуважительном отношении к ордену. Но больше всего кардинал критиковал работу сестры Кориты «Самый сочный томат» (1964). В этой работе художница использовала один из своих излюбленных приемов: в качестве самого большого цветового пятна был взят рекламный слоган компании Del Monte — «Самые сочные томаты из всех». Внутри слова «томат» уже мелким рукописным шрифтом был воспроизведен текст из письма, которое английский профессор и писатель Сэмуэль Эйзенштейн написал Корите об опыте в День Марии. Эту шелкографию тиражировали в качестве рождественской открытки, что вызвало негодование кардинала Макинтайра:

«Рождественские открытки, созданные вашим художественным отделом и сестрами, — оскорбление для меня и скандал для архиепископии».

«Самый сочный томат», Мэри Корита Кент, 1964
«Самый сочный томат», Мэри Корита Кент, 1964

Вскоре после этого, в 1968 году сестра Мэри Корита ушла из Ордена и вернулась к светской жизни, переехав в Бостон. Публично она высказывалась, что ей нужен отдых и время на собственную работу, но вероятно, критика внутри ордена тоже была значимым фактором в принятии этого решения.

Еще одна важная работа сестры Кориты — серия антивоенных плакатов, которую она создала для организаций «Врачи за социальную ответственность» (Physicians for Social Responsibility) и международной организации «Врачи за предотвращение ядерной войны» (International Physicians for the Prevention of Nuclear War) в 1983 году. Плакаты на билбордах «Мы можем создать жизнь без войны» (We can create life without war) — результат этой коллаборации, прославившийся на всю Америку. Сама сестра Мэри Корита называла участие в этом проекте «самым религиозным поступком, который она когда-либо совершала».

«We can create life without war», Мэри Корита Кент, 1983
«We can create life without war», Мэри Корита Кент, 1983

Сестра Мэри Корита оставалась активной в общественных делах до самой своей смерти от рака в 1986 году. Она была невероятно сильной художницей чувствительной к происходящему в мире, и не могла не высказываться по поводу насилия и несправедливости. Несмотря на принадлежность к ордену, сестра Корита активно выражала свою позицию на ту военную агрессию, которую производила ее страна.

name

Галя Леонова

Преподавательница теории и истории искусства ХХ века в Школе дизайна НИУ ВШЭ, к.ф.н. (эстетика), кураторка художественного проекта НЕЖЕН.

Подробнее

Читайте также

Персональная дипломная выставка студентки «Современного искусства» в галерее Arbuzz

С 21 по 29 апреля в галерее Arbuzz пройдет персональная дипломная выставка студентки IV курса «Современного искусства» Кристины Ситниковой «Среда заданного уровня». Как статичные объекты, сделанные из строительных материалов, могут стать динамичными? Какую роль играет фигура зрителя на выставке? Он/она лишь зритель или участник? Это те вопросы, которые Кристина поднимает в своем выставочном проекте. Также в рамках выставки пройдет два мастер-класса от Кристины Ситниковой.

Владимир Потапов: «Современная живопись — это высшая лига искусства»

Владимир Потапов — художник, куратор и новый руководитель магистерского профиля «Современная живопись» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Последние 15 лет он занимается как изучением, так и созданием живописи, переосмысливая этот медиум и формулируя новые стратегии, позволяющие выйти «за пределы» привычного холста. В интервью нашему сайту Владимир Потапов рассказал о возможности совмещения академического образования и концептуальных подходов, об актуальности живописи в XXI веке и, конечно, о том, как будет построено обучение в его мастерской.

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт» и «Практики современного искусства». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.