«Тарусские истории»: фестиваль Школы дизайна НИУ ВШЭ

Фото © АП МЕДИА / Антон Хаев / Глеб Кузнецов
Фото © АП МЕДИА / Антон Хаев / Глеб Кузнецов

В Тарусе прошел третий фестиваль домашнего театра «Тарусские истории», организованный студентами и кураторами Школы дизайна НИУ ВШЭ при участии жителей Тарусы. В этот раз темой театральной недели в городе стал «туман» — типичное летнее явление на берегу Оки. На фестивале студенты показали три спектакля и провели перформанс-шествие на берегу Оки. Поездка в Тарусу прошла при поддержке проекта НИУ ВШЭ «Открываем Россию заново».

Традиция домашнего театра существует в Тарусе уже более века. Еще в 1915 году двери Соляного амбара открылись для тех, кто хотел увидеть оперу «Призраки Эллады», написанную художником, музыкантом и композитором Василием Дмитриевичем Поленовым. Позже на улице Каляева еще не раз встречались театральные энтузиасты. Известные семьи Тарусы — Вульфы, Виноградовы, Гумилевские и Ватагин — самостоятельно делали декорации, шили костюмы, ставили спектакли и проводили просветительские занятия. Василию Поленову, одному из идейных вдохновителей домашнего театра, сам театр был важен как «лучший из уроков». Театральная история Тарусы вдохновила команду Школы дизайна и Электротеатра Станиславский на организацию современного театрального фестиваля.

Игорь Макаров, режиссер, куратор магистерского направления «Театр. Перформанс. Ивент» и сооснователь «Тарусских историй» рассказал, что аутентичность домашнего театра заключается в оптике — «любования, принятия, радости»: «В один из первых разов, когда я был в Тарусе, наблюдал репетиции, а затем и спектакль, который делала тарусянка Сона Абдулаева. Меня восхитила атмосфера работы — в этом было что-то возрожденческое. Позже я узнал, что домашний и дачный театр в Тарусе — обычное дело. Театром здесь становится все, сам фестиваль — это большой домашний спектакль. Неважно — лекция на сцене, спектакль или стишок. Важно — по-хорошему безответственное совместное творение».

Режиссер добавил, что домашний театр с его возможностью сделать событие из тех ресурсов, которые есть под рукой, — это не про бедность, а про чуткость к среде и сотворчество: «К этому фестивалю нельзя подходить с профессиональным индустриальным мерилом. Качественно, не качественно — это не столь важно, может быть и так, и так. Он не про профессионализм. Он про общение и сотворчество, независимо от того, кто вы в процессе — зритель или творец».

Художники, кураторы, режиссеры вместе со студентами Школы дизайна НИУ ВШЭ третий раз приезжают в город с фестивалем «Тарусские истории». В течение учебного года студенты под руководством кураторов работали над спектаклями для нового фестивального сезона. «Творчество основывалось преимущественно на традиции домашнего театра — делали из того, что есть, и с теми, кто есть», — говорит студентка магистратуры Светлана Сулаева. Магистранты направления «Ивент-дизайн. Театр и перформанс» ставили «Старосветских помещиков» по мотивам одноименной повести Н.В. Гоголя: «В домашнем театре почти нет кастинга актеров, как и в случае с нашим спектаклем. В „Старосветских помещиках“ главных героев — Афанасия Ивановича и Пульхерию Ивановну — играли все студенты. Не было жесткого разделения на роли, в том числе гендерного. Это обусловлено и тематически, и концептуально, потому что в повести любовь показана платонически», — рассказывает Светлана.

О распределении ролей, но уже именно в процессе работы, рассказала и режиссер спектакля «Моя мама — Марина Цветаева», студентка направления «Экранные искусства», Лида Синельник: «Пока мы были в Москве и разрабатывали спектакль, домашний театр был про то, что у нас не было строгой системности — все делалось энтузиастами. Не было жесткой системы ролей, жесткого администрирования. За счет небольшого количества людей (нас в команде — 10) достигалась атмосфера домашности, камерности. Мы придумали 8 новых художественных профессий, но это номинально для оформления титров, потому что все делали всё. Люди интуитивно отдавали задачу человеку, у которого она лучше получалась».

Студентов зачастую вдохновляла сама история Тарусы: например, творчество Марины Цветаевой, чья жизнь неразрывно связана с городом. На холме у Оки стоит камень на месте, где хотела быть похоронена поэтесса. Ее дочь Ариадна всю свою жизнь прожила в Тарусе. «Эта поэтическая история города, — говорит Лида, — Пусть и подсознательно, но тоже влияла на процесс создания спектакля».

Чтобы сыграть спектакли, историческую сцену — Соляной амбар — пришлось подготовить. Например, свето-теневой спектакль с химической лабораторией «Оживленная», вдохновленный творчеством Марины Цветаевой, вообще стартовал раньше всех как серия открытых репетиций, поэтому первую часть фестиваля команда спектакля посвятила подготовке пространства — и здесь не обошлось без находок, которые сыграли свою роль в «Оживленной». Команда спектакля в процессе создания устраивала несколько экспедиций в Тарусу и Амбар, благодаря чему Ника Тарчинская построла габаритную модель комнаты, но в процессе монтажа без трудностей не обошлось: «Для крепления спанбонда вдоль стены пришлось разворачиваться на 180°, так как старая кирпичная кладка не позволяла сверлить в ней дополнительные отверстия. Поэтому пришлось искать подходящие дыры для шурупов, которые оказались на противоположной, от ранее предполагаемой, стене. Когда мы поставили ход с проекцией на все 4 плоскости, то поняли, что оставлять все, как есть, нельзя. Свет просто поглощался слоем мусора. К тому же, актриса должна была ходить босой, да и для зрителей это было бы не очень комфортно. А вот стены с обваливающейся от старины кладкой стали и впрямь некоторой проблемой. Но это даже создало некий алхимический антураж, которого мы и добивались — такой эффект подпольной лаборатории», — рассказывает Ника.

Историческое пространство Соляного амбара повлияло и на жизнь спектакля «Старосветские помещики». Эту работу поставили магистры направления «Театр. Перформанс. Ивент» под кураторством режиссера Игоря Макарова. Соляной амбар как будто позволил посмотреть по-новому на спектакль и переместиться в быт героев Гоголя. Светлана Сулаева рассказывает: «Пространство сформировало наш спектакль — оно темное, камерное, полуразрушенное — как жилье старосветских помещиков». Реквизит для спектаклей тоже искали в соответствии с традицией домашнего театра — с помощью жителей Тарусы и ассортимента местных магазинов. Старая мебель, которой поделились жители города, помогла воссоздать маленькую квартиру в спектакле «Моя мама — Марина Цветаева».

Пока мы были в Москве и разрабатывали спектакль, домашний театр был про то, что у нас не было строгой системности. Не было жесткой системы ролей, жесткого администрирования. Так мы достигли атмосферы домашности, камерности.

Лида Синельник, студентка направления «Экранные искусства»

В Тарусе спектакли, подготовленные в стенах Школы дизайна, начинали обрастать новыми смыслами. Создательницы «Оживленной» действительно использовали открытые репетиции как возможность пообщаться с жителями Тарусы и соединить свою постановку с аутентичностью города. Ника Тарчинская рассказала, что для этого они с командой придумали анкеты: «Благодаря комментариям тарусян мы смогли учесть все нюансы и адаптировать наш спектакль под зрителя. Мы совместили три различных вида свето-теневого театра — проекции на кодоскопе, классический теневой театр из проволочных фигур и стол с колбами, в которых растекалась цветная жидкость. Таким образом, мы просто окружили зрителя красотой — на разный вкус и цвет», — объяснила Ника.

Третий фестиваль «Тарусские истории»

Во время фестиваля удалось наладить не только связи с жителями города, но и между студентами разных образовательных направлений Школы дизайна: в этом сезоне к художникам и перформерам присоединились саунд-дизайнеры под кураторством Тимофея Кайгородова и Григория Шмидко.

«Самая большая комната амбара позволила нам усилить ощущение жуткого от перформанса (прим. ред. — речь идет о спектакле „Старосветские помещики“). Во время показа мы создавали низкий-низкий гул, из-за которого амбар практически потрясывало. Некоторая звуковая атмосфера создавалась прямо во время показа. Был эпизод с импровизацией на синтезаторе, во время которого кайф был в том, чтобы непредсказуемо, даже для себя шуметь, ревом пугать зал, аккомпанировать монологу Игоря Макарова», — делится впечатлениями о работе в проекте студент направления «Саунд-арт и саунд-дизайн» Георгий Малых.

Декором двора возле Соляного амбара занимались руководитель направления «Ивент-дизайн. Театр и перформанс», художница «Электротеатра» Анастасия Нефедова и художники-технологи Эльмира Валиева и Ольга Кравцова. Это пространство, по словам художницы, должно было стать центральным местом притяжения и образом действия. В этом году темой «Тарусских историй» стал туман — именно он воплотился в декорациях, которые придумала Анастасия. Ее задумка позволила по-новому посмотреть на амбар, который «жил фоном» вместе с выставленными старинными наличниками, небом, Солнцем и Луной: «Все работает в любое время суток благодаря фактурам и цвету прозрачных виниловых полос-струй. Это и лучи, и струи дождя, и облака, и сгустки тумана среди деревьев. На самой сцене мы растянули огромную солнце-скатерть — апсайклинг-объект из спаянных пакетов, который делали выпускники Вышки для другого проекта. Приятно, что детали могут жить и иметь вторую интересную жизнь», — говорит Анастасия и добавляет, что ночью декорация приобретала «таинственность оперной сцены» благодаря «светлячковому саду» из фонариков.

Шествие — проект, посвященный тарусскому туману, тому, как это природное явление перестраивает ощущение от пространства.

Игорь Макаров

Декорацией для фестиваля «Тарусские истории» стал весь город — в кофейне «Где-то здесь» давали напитки с туманными предсказаниями, в поле около Оки команда художников устроила туманное шествие с перформансом. Причем еще до его начала гости и жители Тарусы, которые случайно увидели репетицию, хотели обязательно присоединиться к шествию. Вот, что об этом рассказывает режиссер «Туманного шествия» студент Александр Клямкин: «Шествие — проект, посвященный тарусскому туману, тому, как это природное явление перестраивает ощущение от пространства. Таруса известна июльскими туманами, с тульского берега он по вечерам погружает весь город в белую пелену. Хотелось отразить этот захват пространства — так возникла ассоциация с жанром шествия, и, как следствие, с поэмой Бродского».

У шествия двухчастная форма, говорит Александр: оно состояло из подвижной инсталляции-тумана, собранной из белых тканей, и костюмированного перформанса: «Все это, во многом из-за ограничений в бюджете, по максимуму создавалось из найденных и собранных материалов. Сам туман — нашитый на спанбонд тюль. Это придало ему особую фактуру и многослойность. Костюмы тоже работали с темой многослойности, точнее — ракурса, как от точки взгляда меняет восприятия персонажа».

Куратор театров теней: Елизавета Бучилко;
Куратор-режиссер: Вика Петренко («Оживленная», «Царь-девица», «Дети Марины Цветаевой»);
Шествие: Виктория Моторнюк, Мирослава Байда, Ольга-Мария Тумакова;
Куратор костюмов для перформанса, куратор инсталляций: Мария Зайцева;
Графический дизайнер: Екатерина Груздева;
Фотограф: Антон Хаев.

Фестиваль «Тарусские истории» оживил историю, которая сто лет назад зародилась в стенах Соляного амбара. И она продолжится: возможно, в скором будущем амбар станет частью музейного комплекса «Тарусские страницы». Авторы проекта планируют восстановить память о семьях, которые жили в Тарусе и повлияли на то, что она стала местом притяжения творческих инициатив.

За организацию и проведение фестиваля администрация Тарусы выразила благодарность Школе дизайна НИУ ВШЭ и, в частности, ее руководителю Арсению Мещерякову. По их словам, преподаватели и студенты Школы вовлекли в работу многих тарусян, дачников и гостей города.

Автор текста: Дарья Масленко

Читайте также

«Дизайн события — это больше, чем разработка логотипа». Эмма Васильева об ивент-дизайне

В конце марта в Санкт-Петербурге прошёл ключевой для ивент-индустрии форум об организации и продвижении событий — SOLD OUT 2024. Одним из спикеров форума стала Эмма Васильева — куратор профиля Школы дизайна НИУ ВШЭ «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс». Мы решили узнать у Эммы, как прошёл форум и насколько, по её мнению, конкурентоспособны студенты Школы дизайна.

Новый год с «Друзьями»

Школа дизайна НИУ ВШЭ больше не может ждать и приглашает отметить Новый год уже 18 декабря. Мы предлагаем вам принять участие в квестах по мотивам культового сериала «Друзья». Узнать от профи в сфере ивентов о том, как самому сделать качественное событие, а ещё потанцевать и отдохнуть под ритмы, созданные нашими студентами-диджеями. И, конечно, найти новых друзей!

Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавариата и программы дополнительного образования.

 

Как поступить

Профиль бакалавриата

Ивент. Театр. Перформанс

Сегодняшняя ивент-индустрия, как вектор экономики впечатлений, соединяет дизайн, театр, кино, перформанс, музыку, питание, здоровье, туризм и другие сферы человеческой жизни. Профессиональное проектирование арт- и лайфстайл-событий — главный тренд будущего, а инженер впечатлений — возможно, главная творческая профессия нашего завтра, в котором под ивентом будет пониматься проектирование и получение нового опыта, а не услуга, независимо от масштаба и формата события.

Профиль «Ивент. Театр. Перформанс» готовит профессионалов в сфере индустрии впечатлений на стыке режиссуры, сценографии, работы с пространством, светом, видео, телом, костюмом, гримом и перформативных практик во всех их смысловых, концептуальных и художественных соединениях.

Как поступить

Направление обучения

Искусство рекламы

Искусство рекламы — это искусство создания спроса на продукты, услуги и идеи. Помимо навыков коммуникационного дизайнера, рекламный художник должен обладать компетенциями в сферах бизнеса, медиа и психологии потребителя. Школа дизайна ВШЭ предоставляет возможность обучиться на профессионального дизайнера рекламы — художника, который хорошо знаком с технологиями продвижения и маркетинга, умеет выстраивать стратегию рекламных компаний и находить простые и убедительные решения, работающие на широкую аудиторию.

Подробнее

Профиль бакалавриата

Экранные искусства

Сту­денты бакалаврского профиля «Экранные искусства» специализируются на работе с движущимся изображением: изучают историю и теорию кино, основы кинодраматургии, искусство режиссуры и монтажа.

Как поступить

Профиль бакалавриата

Саунд-арт и саунд-дизайн

Студенты профиля изучают широкий набор практик работы со звуком: от прикладных навыков звукорежиссуры, композиции, музыкального продюсирования и создания пространственных мультимедийных инсталляций до тщательного концептуального исследования феномена с позиций эстетики, современной философии и теории искусства.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.