Олег Буянов: «Мы ценим нестандартный взгляд на вещи. А слух можно натренировать»

Год назад в Школе дизайна НИУ ВШЭ открылся бакалаврский профиль «Саунд-дизайн. Онлайн» — онлайн-версия передовой и не имеющей аналогов в России программы высшего образования в области звуковых искусств и технологий. До 15 августа 2022 года вы ещё можете успеть подать документы на эту программу! А зачем вам это нужно и что вас ждёт, если вы последуете нашему совету, читайте в интервью Олега Буянова — музыканта, продюсера и куратора профиля «Саунд-дизайн. Онлайн».

Куратор бакалаврского профиля «Саунд-дизайн. Онлайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, электронный музыкант (псевдоним — OL), участник проектов Serwed, «Ахимса Квинтет» и многих других, музыкальный продюсер, саунд-дизайнер, артист лейблов «Гост Звук», West Mineral, Motion Ward, Fit Sound и др.

Олег, ваш профиль называется «Саунд-дизайн. Онлайн», а образовательное направление, к которому он относится — «Саунд-арт и саунд-дизайн». Отсутствие «арта» в названии профиля что-то обозначает? Вы учите, скорее, ремеслу, чем искусству?

Нет, это просто название — и не более того. Я, честно говоря, даже не задумывался об этом, потому что образовательная стратегия у нас общая со всеми другими профилями «Саунда» — и бакалавриата, и магистратуры. Мы стараемся соблюдать баланс между самыми востребованными практическими скиллами и глубокими теоретическими познаниями. Наши студенты получают и то, и другое, и по результатам обучения могут заниматься и прикладными вещами (от аудиобрендинга до музыки к видеоиграм), и наукой (то, что называется sound studies), и саунд-артом в контексте современного искусства.

Что такое вообще саунд-дизайн — можете дать своё определение? Чем работа саунд-дизайнера отличается от работы композитора, музыканта, саунд-продюсера?

Саунд-дизайн — это область на стыке творческой и технической деятельности, её основным предметом является звук, решение задач в поле звукового оформления. Саунд-дизайнеры работают в сфере кино, театра, анимации, компьютерных игр, мультимедийных инсталляций. Самый классический пример применения саунд-дизайна — это видеоигры, где с помощью каких-то найденных звуков, записанных шумов и их синтеза создаётся дополнительный слой оформления, новый аудиопрофиль, который отличен от музыкального композиторского профиля. Но, на самом деле, сегодня кинокомпозиторы нередко используют приёмы из арсенала саунд-дизайнеров, «вшивая» шумовые эффекты в свои музыкальные произведения, а саунд-дизайнеры не просто подбирают шумы, а создают полноценные саундтреки. Этот симбиоз между композиторской деятельностью и саунд-дизайном даёт эффект «гештальта», когда сумма становится чем-то большим, чем её составные части, а слушатель теряется между шумовыми эффектами и саундтреком, которые очень плавно и органично сочетаются. Такие вещи мы тоже изучаем.

Онлайн сейчас никого не смущает. Для многих музыкантов это уже давно рядовая ситуация — когда совместная работа над проектом ведется дистанционно. А за время пандемии этому вообще научились, мне кажется, все.

Олег Буянов

Очень важный момент — онлайн-формат обучения. Какие плюсы, минусы, подводные камни — по сравнению с офлайном?

Онлайн сейчас никого не смущает. Для многих музыкантов это уже давно рядовая ситуация — когда совместная работа над проектом ведется дистанционно. А за время пандемии этому вообще научились, мне кажется, все. Люди репетировали онлайн, находясь в разных городах и странах, смотрели онлайн-концерты, посещали онлайн-фестивали, а уж сколько лекций и курсов за эти два года было просмотрено онлайн — вообще без счета.

У нас синхронное face-to-face-обучение — только с применением дистанционных технологий. То есть в большинстве своём это не предзаписанные занятия, а такие же пары, как в универе — в реальном времени, только в зуме. Но если студент, например, заболел и пропустил занятие, он может и в записи его посмотреть и изучить материал. Помимо этого ребята обмениваются файлами, слушают параллельно получившиеся наброски, драфты, присылают мне на консультацию — как что можно улучшить, исправить. Интернет позволяет любым образом конфигурировать уникальные навыки студентов. Кто-то присылает гитарные партии, которые можно запаковать в композиции, кто-то биты. Студенты, владеющие техникой игры на редких инструментах или просто хорошо играющие на любых инструментах, помогают по договоренности другим студентам. У всех ребят разные скиллы, каждый студент уникален, и такой обмен опытом очень продуктивен. Можно шерить проекты, процесс их создания, стэмы, коллективно собирать папки и так далее.

У Школы дизайна есть своя крутая студия в кампусе на Кирпичной улице, целая саунд-лаборатория, и возможность ей пользоваться — это большой плюс обучения у нас. Но те, кто учится онлайн, получается, лишены этой возможности. Как решается эта проблема?

Скажу по своему опыту, что если студент не достаточно замотивирован, то он и учась на офлайне не будет использовать все те опции и ресурсы, которые ему предоставляет Школа дизайна. В том числе, и студию на Кирпичной не будет посещать. С другой стороны, студент онлайн-бакалавриата может приехать в Москву специально, чтобы записаться на нашей студии, и для него всё тут организуют, если он этого захочет. Но, на самом деле, мы больше склоняемся к тому, чтобы решать даже сложные вопросы минимальным количеством средств. В целом, сегодня вполне достаточно компьютера, чтобы овладеть всеми возможными навыками работы и решать кейсы любой сложности. Современные технологии это позволяют. Ну и вообще — мы стараемся делать всё, чтобы у наших ребят не было ощущения дистанцированности и дискриминации. Запараллелить онлайн и офлайн таким образом, чтобы студенты не чувствовали, что они чего-то лишены или обособлены от образовательного процесса.

Никакой практический проект не может реализоваться без манифестации, без теоретического замысла, без концептуальной сердцевины.

Олег Буянов

То есть учебные планы офлайн- и онлайн-бакалавриата идентичны? Или у вас есть какая-то своя специфика?

У нас во многом повторяющийся с офлайн-бакалавриатом набор дисциплин. Нет такого, что в онлайне меньше нагрузка или преподавание ведётся по остаточному принципу. Я в прошлом году преподавал и в офлайне, и в онлайне, и особой разницы не почувствовал — мы просто переносим свой лучший опыт из офлайна в онлайн. Более того — специально для онлайн-бакалавриата мы придумали ряд дисциплин, которых нет в офлайне. Например, на первом курсе у нас есть блок под названием «Домашняя студия», который ведет Александр Пустынский. Мы учим студентов, как организовать своё рабочее пространство максимально удобно и правильно с точки зрения акустики помещения и основ звукорежиссуры. Эта дисциплина обеспечивает плавную адаптацию студента к процессу онлайн-обучения, в офлайне её нет.

С другой стороны, мы стараемся как можно больше офлайн-дисциплин практиковать на онлайне. Вот, скажем, «Перформативные арт-практики» — казалось бы, как преподавать их онлайн? Как выступать со своим материалом? Но, опять таки, в процессе пандемии мы увидели, что Twitch-, Discord-, YouTube-трансляции — они активизировались. Музыканты начали выступать в онлайн-пространстве, делать регулярные стримы, собирать комменты и лайки, монетизировать своё творчество и не терять аудиторию. Так что, на самом деле, онлайн в этом плане нас совершенно не ограничивает.

Чего вы больше даёте студентам — теории или практики? И вообще — нужна ли саунд-дизайнерам теория, история музыки, физика звука, все эти сложные и вроде бы далёкие от реальных производственных кейсов дисциплины?

Никакой практический проект не может реализоваться без манифестации, без теоретического замысла, без концептуальной сердцевины. В любом случае должен быть какой-то экспликативный момент, который потом поможет сформировать контент на почве этого манифеста. Заложить основы практических навыков мы считаем очень важным — и делаем это в самом начале обучения. Но не убираем теоретический момент, он идёт параллельно. Скажем, в рамках курса под названием Listening я рассказываю про технику семплирования, а параллельно Василий Константиновский рассказывает об эстетике заимствования в искусстве — в историческом контексте, в правовом контексте, откуда это пошло, где это встречается, о законодательной базе, которая пригодится тому, кто семплирует, обо всяких интересных кейсах. То есть теория всегда подтягивается за практикой, и это присутствует на всех курсах.

Расскажите немножко подробнее о программе обучения. Как она построена, что студенты изучают на первом курсе, что на втором и так далее?

На первом курсе мы изучаем элементарную теорию музыки. Это похоже на краткое изложение курса музыкальной школы, а ведут его действующие композиторы. Также на протяжении первого года обучения студенты последовательно проходят основы семплирования, основы синтеза, основы аранжировок и в финале выпускают — каждый из учащихся! — полноформатный альбом. Он адаптирован по звуку, у него есть обложка и описание. Студент имеет право выложить свой релиз на стриминги, показать лейблам, то есть стать полноценным участником музыкальной индустрии.

РЕЛИЗЫ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ «САУНД-ДИЗАЙН. ОНЛАЙН»

А что дальше?

Дальше, уже на II курсе, есть такая практическая дисциплина «Звук в медиа», где мы учимся создавать аудиобрендинг для рекламы и документалок, причём на реальных кейсах из индустрии. Потом начинается «Композиция и перформанс», где студентам с точки зрения репрезентатива рассказывают, как свой проект представлять в виде шоу, перформанса, как создавать визуальные концепты и сопровождать ими свой материал. Не просто писать музыку «в стол», но иметь возможность с этим материалом выступать. Вопросы целевой аудитории, раскрутки, менеджмента, позиционирования в музыкальной среде.

На III курсе появляется важная и многим интересная дисциплина «Саунд-дизайн в играх». К этому моменту у студентов уже есть навык написания саундтреков, который они могут симбиотично сочетать со скиллами саунд-дизайнера и создавать полноценное звуковое оформление для игр. Ещё одна важная дисциплина на III курсе — это авторское право, юридическая составляющая музыкальной среды. Авторство в контексте музыкального производства, композиторская деятельность, плагиат и законное заимствование, гонорары, взаимодействие клиент-исполнитель, стриминги и т.д. Всё это подробно разбирается — как грамотно читать контракты, не попадать в неловкие ситуации, быть юридически подкованным. Появляются и новые среды для изучения, например, SuperCollider — среда, где лайфкодингом программируются алгоритмы, создающие музыкальные инструменты.

Ну и IV курс — он будет посвящен диплому. Дипломный проект — это большая работа, в которой элементы теоретического характера встраиваются в контекст современной звуковой парадигмы. Это должно быть грамотно выстроенное исследование с гипотезой, её подтверждением или опровержением, доказательной базой. Выбор формы свободен, а проработка должна быть проведена по стандартам научных форматов.

А есть в вашем учебном плане что-то по-настоящему уникальное? Чего нет в других вузах, например?

Я бы начал с того, что образовательного контента на русском языке в сфере саунд-дизайна в принципе очень мало! На Ютубе есть что-то прикладного характера, но, например, туториалов по теории музыки или по sound studies на русском вы не найдёте. То есть Школа дизайна сегодня даёт уникальную возможность получить образование в этом сегменте на русском языке, причём с дипломом государственного образца.

Теперь по курсам, которые я бы отметил. Так как мы работаем в онлайне, важную роль играет способность преподавателя переключиться в режим сторителлера и увлечь аудиторию именно своей манерой подачи информации. И в этом смысле я сразу вспоминаю Евгения Былину, который у нас в Школе курирует магистратуру «Саунда». Его курс — «Критическая история поп-музыки». Поп-музыка — величина, которая вбирает в себя всё — и с точки зрения композиторской деятельности, и с точки зрения восприятия слушателем этого материала, и с точки зрения современной повестки. А Женя — носитель огромного количества кейсов, информации теоретического, антропологического, социологического и культурологического плана. Он отлично разбирается в смежных дисциплинах, встраивает их элементы в обучение и просто очень увлекательно обо всём рассказывает.

Вообще, надо сказать, что некоторые курсы у нас такие интересные, что даже мне — преподавателю — иногда хочется почувствовать себя в роли студента, и я сам регулярно посещаю эти занятия. Например, курс Max/MSP. Это среда аудиовизуального программирования, которая даёт возможность по-новому взглянуть на архитектуру звука, отлично дополняет и раcширяет навыки работы в Ableton, позволяет студентам создавать собственные инструменты и аудиоэффекты, применяя их в своих работах. На онлайне курс Max/MSP ведёт Артём Слесарев — отличный специалист в этой области.

И слух, и умение играть на инструменте — это то, что можно натренировать. А мы ценим, в первую очередь, нестандартность взгляда на вещи. И людей, у которых осталось ещё много неотвеченных вопросов.

Олег Буянов

Кого вы ждёте на своём профиле? Каким минимумом знаний и умений должен обладать ваш абитуриент? Может быть, он должен уметь играть на каком-то музыкальном инструменте, или освоить Ableton, или знать нотную грамоту?

Однозначного ответа нет. У кого-то за плечами музыкальная школа, но ему тяжело даётся работа в компьютерных программах. А есть люди, которые не владеют музыкальными инструментами и элементарной теорией музыки, но при этом у них очень хороший вкус, наслушанность и, самое главное, замотивированность. Любой бэкграунд приветствуется, так как он формирует уникальный профиль личности. Интересно работать с человеком, у которого уже есть какие-то профессиональные навыки — возможно, он будет тянуть за собой всю группу. В то же время, студент без опыта может воспринимать информацию «на свежую голову», структурировать её с самого начала, что тоже будет крайне продуктивно. Конечно, навыки игры на инструментах упрощают некоторые технические моменты, особенно в процессе написания своего альбома, но если такого опыта нет — это тоже не минус. Мы не музыкальная школа, наоборот — мы изучаем разные способы, как обойти классическую академическую технику. Знакомимся с альтернативными способами игры, генеративными, алгоритмическими схемами и т. д.

Что из себя представляет творческий конкурс, который является важной частью вступительных испытаний?

Нужно заранее выбрать какую-то тему и на эту тему создать звуковое высказывание. Жанр и формат не определены: это может быть микстейп или DJ-микс — объединение нескольких треков в одну историю, это может быть ваша композиция или концептуальный мини-альбом, это может быть аудиопьеса, спектакль, подкаст. Мы не воспринимаем эти работы «в лоб», мы стараемся понять психологический профиль человека, который ту или иную работу выполнил. То есть, с одной стороны, важен момент творчества, атмосфера, контекст, в котором абитуриент преподносит свой проект. С другой — очень важно всё правильно технически оформить, быть максимально внимательным в этом смысле. Все ссылки должны быть активны, все материалы проверяйте трижды, прежде, чем нам отправить.

А может ли к вам поступить человек без музыкального слуха?

Музыкальный слух — это такая вещь, которая помогает человеку в принципе воспринимать музыку адекватно, оценивать её достоинства и недостатки. Это важное качество. Но отсутствие музыкального слуха не лишает человека возможности творить. Сейчас в мире очень много копипаст-продакшна, люди, которые занимаются такого рода деятельностью, уже получили ответы на все свои вопросы, и у них пропадает мотивация. И слух, и умение играть на инструменте — это то, что можно натренировать. А мы ценим, в первую очередь, нестандартность взгляда на вещи. И людей, у которых осталось ещё много неотвеченных вопросов. Если ответы на них находятся во время обучения в Школе — это для нас очень важно, это то, для чего мы и работаем.

Вниманию абитуриентов!

До 15 августа 2022 года вы можете подать документы на профиль бакалавриата «Саунд-дизайн. Онлайн» в личном кабинете НИУ ВШЭ и загрузить свой творческий проект на сайте Школы дизайна.

Направление

Саунд-арт и саунд-дизайн

Студенты направления изучают широкий набор практик работы со звуком: от прикладных навыков звукорежиссуры, композиции, музыкального продюсирования и создания пространственных мультимедийных инсталляций до тщательного концептуального исследования феномена с позиций эстетики, современной философии и теории искусства.

Как поступить

Онлайн-бакалавриат

Онлайн-бакалавриат — инновационная программа, которая позволяет объединить преимущества проектного подхода к дизайн-образованию и цифровых компетенций дистанционного формата для подготовки востребованных профессионалов, которые могут работать и в офисе, и удаленно в российских и международных компаниях, агентствах, проектах.

Онлайн-бакалавриат — совместный проект Школы дизайна НИУ ВШЭ и НИУ ВШЭ — Пермь. В рамках программы каждый абитуриент может выбрать один из профилей обучения: Коммуникационный дизайн, Анимация и иллюстрация, Гейм-дизайн и виртуальная реальность, Саунд-дизайн, Дизайн и программирование, а также англоязычный профиль Communication design. Хотя все занятия проходят дистанционно, большинство пар имеют синхронный формат, то есть преподаватель работает со студентами в режиме реального времени и в постоянном диалоге, следя за прогрессом и комментируя каждый проект.

Подробнее