Bes-Ben: «Безумные шляпники» 1940-х годов

Шляпа Bes-Ben
Шляпа Bes-Ben

Нелепые, возмутительные, комичные головные уборы от фирмы Bes-Ben входят в историю моды едва ли не на правах казуса, оригинальной шутки. И все-таки, создаваемые дизайнерами из предметов обихода в тяжелые 1940-е годы, эти шляпы по-своему отражают эпоху. О том как можно носить на голове пластиковые фрукты, игральные кости и целые театральные сценки рассказывает Татьяна Бакина.

Казалось бы, мода и стиль не очень сочетаются с военным временем. Тем не менее, в 1940-е годы было много интересных феноменов в отношении модных тенденций.

Костюм военного времени был абсолютной противоположностью элегантному стилю 1930-х. Текстиля для производства одежды не хватало: экономили на всем, обновить гардероб можно было только по карточкам, а из старых мужских костюмов женщины самостоятельно создавали новые платья и одежду для детей. Даже короткометражные документальные фильмы рассказывали о том, как дамам удавалось перекроить свой гардероб и сконструировать новые костюмы из старых.

Кинохроника 1940-х годов

Компенсировать строгость стиля военного времени женщины пытались засчет аксессуаров, головных уборов и обуви. Именно в 1940-е трендом становятся туфли на чрезвычайно высоких каблуках и эксцентричные шляпки. И продукция компании Bes-Ben в этом контексте является одним из наиболее показательных примеров.

Шляпа Bes-Ben Whimsey 1940-х годов с жемчугом
Шляпа Bes-Ben Whimsey 1940-х годов с жемчугом
Шляпа Bes-Ben 1950-х годов с красными листьями
Шляпа Bes-Ben 1950-х годов с красными листьями
Шляпа Bes-Ben 1950-х годов цвета слоновой кости с перьями и жемчужным медальоном
Шляпа Bes-Ben 1950-х годов цвета слоновой кости с перьями и жемчужным медальоном
Шляпа Bes-Ben 1940-х годов с птицей из бисера
Шляпа Bes-Ben 1940-х годов с птицей из бисера
Шляпа Bes-Ben 1920 года
Шляпа Bes-Ben 1920 года
Шляпа Bes-Ben 1950-х годов
Шляпа Bes-Ben 1950-х годов

Компания Bes-Ben — это семейное дело Бесс и Бенджамина Грин-Филд, брата и сестры, которые последовали примеру своей матери, также работавшей в сфере производства женских головных уборов. Грин-Филды открывают свое ателье Bes-Ben (название лейбла — их сокращенные имена) в 1920 году, в Чикаго, в разгар «гангстерской эры». И если поначалу дизайн их изделий был достаточно спокойным, то к 1940-м, когда Бесс Грин-Филд покидает бизнес, ее брат достигает пика своей креативности. Так появляются одни из самых вычурных головных уборов десятилетия.

Страница из книги «Bes-Ben Chicago’s Mad Hatter», Элизабет Якимович, 2019
Страница из книги «Bes-Ben Chicago’s Mad Hatter», Элизабет Якимович, 2019

Экстравагантность этих шляп создавалась за счет особых декоративных конструкций.

Страница из книги «Bes-Ben Chicago’s Mad Hatter», Элизабет Якимович, 2019
Страница из книги «Bes-Ben Chicago’s Mad Hatter», Элизабет Якимович, 2019

На полях головных уборов разворачивались целые камерные сценки с участием миниатюрных фигурок и предметов, которые едва ли могут вписаться в пространство обычной шляпы.

«Ретроспективный женский бюст» Сальвадора Дали и шляпа-туфля Эльзы Скиапарелли
«Ретроспективный женский бюст» Сальвадора Дали и шляпа-туфля Эльзы Скиапарелли

По сравнению с этими объектами модного производства даже шляпа-туфля Эльзы Скиапарелли выглядит конвенционально.

Шляпы Bes-Ben стоили баснословных денег для своего времени, но благодаря легендарным летним распродажам ателье, когда можно было приобрести творения компании за умеренные 5$, знаменитые шляпы стали доступны многим.

name

Татьяна Бакина

Преподаватель курсов по истории моды, голливудского и жанрового кино в Школе дизайна НИУ ВШЭ, культуролог, исследователь истории моды и кинематографа, автор научных статей по истории костюма в кино.

Подробнее

Читайте также

Как прошел шестой фестиваль Telling Stories

27 и 28 мая прошел фестиваль Telling Stories, организованный факультетом креативных индустрий НИУ ВШЭ. Он был посвящен инновациям и объединил профессионалов из сферы новых медиа, цифровой индустрии, кино, маркетинга и коммуникаций, искусства, дизайна и моды.

Конференция HSE x Beinopen «Новый люкс»

14 марта направление «Мода» Школы дизайна НИУ ВШЭ совместно с Beinopen проведут конференцию, где разберут понятие «нового люкса». Во всем мире сегодня старый люкс подвергается переосмыслению и переоценке. Идет тектонический сдвиг. Возможен ли локальный люкс? Какие новые критерии у люкса? Что сделать, чтобы стать премиальным брендом? В рамках мероприятия пройдут презентации и обсуждения лучших практик отрасли.

Школа дизайна НИУ ВШЭ — место встречи самых талантливых студентов Москвы и России, которые видят свою карьеру в фэшн-индустрии. Они учатся под руководством кураторов — действующих дизайнеров и профессионалов индустрии, которые погружают студентов в актуальный контекст. Глубокая теоретическая и практическая подготовка позволяет студентам выбрать любую профессию в мире моды, не ограничиваясь только дизайном одежды, а студенческое портфолио и участие в профильных конкурсах и неделях моды помогает заявить о себе в профессиональной среде ещё будучи студентами.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.