«Наше всё: почему советское кино актуально в пространстве современной экранной культуры». Лекция Александры Першеевой

Фильм «Ностальгия» (реж. А.Тарковский, Италия, СССР, 1983)
Фильм «Ностальгия» (реж. А.Тарковский, Италия, СССР, 1983)

30 августа в 19:00 в павильоне «Школа» в Парке Горького Александра Першеева, заведующая кафедрами «Современное искусство» и «История искусств» в Школе дизайна, проведет лекцию «Наше всё: почему советское кино актуально в пространстве современной экранной культуры». На лекции Александра расскажет, почему советское кино не забыто и многое значит для современного зрителя.

Советское кино прошло большой путь: от монтажных экспериментов Эйзенштейна и Пудовкина к крепким жанровым картинам, были взлеты авторского кино Оттепели и рефлексивные работы в духе подступавшего постмодернизма — на каждом этапе наш кинематограф менялся вместе с историей, оставаясь близким для сотен тысяч зрителей.

Советское искусство не приветствовало «формализм», однако, фильмы Тарковского и Параджанова уникальны по сложности сюжета и художественного решения. Советское кино должно было быть идеологически выдержанным, и тем не менее в фильмах Рязанова немало сатирического. Советское кино должно было завершить свое существование с распадом СССР, однако оно живо и продолжает значить многое для нас, сегодняшних зрителей.

Александра Першеева: «Когда первокурсники Школы дизайна приходят на лекцию по истории искусства, я из любопытства спрашиваю их, смотрели ли они фильм „Гараж“? „Покровские ворота“? „Семнадцать мгновений весны“? И с каждым годом руку поднимается все меньше. Полагаю, это связано с тем, что советское кино раньше было всегда перед глазами — на телевидении. А с падением популярности ТВ, оно утратило свой главный канал связи с аудиторией. Ведь не в каждой семье есть традиция совместного просмотра любимых фильмов, так сказать, передачи эстафеты нежного отношения к советскому кино. А передать ее нужно. Потому что это была сильная киношкола, создавшая много шедевров мирового уровня (Тарковский, Шукшин, Параджанов, Кончаловский и многие другие), создавшая первый в мире вуз для кинематографистов, оставившая важный след в теории кино. Это наше „наследство“, которое заслуживает внимания и которым нужно уметь распорядиться. Именно поэтому в Школе дизайна у нас есть спецкурс, посвященный отечественному кинематографу для дизайнеров, а на профиле „Экранные искусства“ советскому кино отведено важное место в курсе по истории кино.

На лекции я надеюсь показать слушателям, почему это важно, и вдохновить их на дальнейшие поиски сокровищ нашего кино».

Лекция Александры Першеевой «Наше всё: почему советское кино актуально в пространстве современной экранной культуры» проходит в рамках проекта Вышки «Университет, открытый городу» 30 августа, в 19:00. Адрес: Павильон Школа Парка Горького (Музеон).

Для посещения — зарегистрируйтесь.

Читайте также

Выставка «Telling Stories. Большие данные» в ММСИ

Выставка «Telling Stories. Большие данные» посвящена отношению художников к современным способам использования, обработки и визуального представления информационных потоков. Методы анализа больших данных, активно развивающиеся во всех сферах человеческой деятельности, проникают даже в области поэтического описания мира, одной из которых является современное искусство. Визуальные и аудиальные исследования в области больших данных проводятся не только учеными, но также художниками, фотографами, дизайнерами. Проект будет проходить сразу на двух площадках: первая часть откроется 30 июня в 19:00 в Московском музее современного искусства (Петровка, 25), вторая — 7 июля в HSE ART GALLERY. Посмотреть выставку на обеих площадках можно будет до 13 августа 2023 включительно.

Александра Митлянская: «Сейчас возможностей показывать и продавать видеоарт больше, чем когда-либо»

Как смотреть видеоарт? Как его экспонировать в выставочных пространствах и как продавать? На эти и другие животрепещущие вопросы об одном из самых сложных не только для коммерциализации, но и для восприятия медиумов современного искусства ответила Александра Митлянская — художница, куратор профиля магистратуры «Видеоарт» и преподаватель вариатива «Видеовремя» в Школе дизайна НИУ ВШЭ.

Профиль бакалавриата

Экранные искусства

Сту­денты бакалаврского профиля «Экранные искусства» специализируются на работе с движущимся изображением: изучают историю и теорию кино, основы кинодраматургии, искусство режиссуры и монтажа.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.