Союз архитекторов России наградил Лабораторию дизайна НИУ ВШЭ

Кафе в корпусе Лицея НИУ ВШЭ в Большом Харитоньевском переулке (проект)
Кафе в корпусе Лицея НИУ ВШЭ в Большом Харитоньевском переулке (проект)

В Москве прошла VI международная выставка Build School 2022 — уникальное мероприятие, посвящённое различным аспектам проектирования, оформления и оснащения образовательных пространств. Главная тема выставки — «Инклюзивное образовательное пространство»  объединила деловую программу и профессиональный конкурс Build School Project, лауреатами которого стали совместная команда Лаборатории дизайна и Лицея НИУ ВШЭ, а также студентка Школы дизайна Ксения Нуждина.

Коллаборация Лаборатории и Лицея смогла решить сразу несколько важных задач: учесть нюансы постпандемийного и медиаобучения, создать комфортную среду для самостоятельной подготовки детей и более неформальной коммуникации преподавателей и учеников, а также повысить узнаваемость Лицея НИУ ВШЭ с помощью современных дизайн-решений.

​​​​​​​Команды Лаборатории дизайна и Лицея НИУ ВШЭ представили на конкурсе свой совместный проект — концепцию здания лицея в Большом Харитоньевском переулке, продемонстрировав актуальный подход к дизайну образовательной среды и понимание её основных функций.

Лицей НИУ ВШЭ. Корпус в Большом Харитоньевском переулке (проект)

Совместный проект Лаборатории дизайна и Лицея НИУ ВШЭ был высоко оценен судейским комитетом конкурса Build School Project и получил диплом Союза архитекторов России «За внимательный смысловой подход к созданию образовательного пространства».

«Создание образовательной среды сегодня должно основываться на взаимном уважении детей и взрослых, учебной самостоятельности и ответственном выборе. Проект корпуса в Большом Харитоньевском полностью соответсвует этой концепции», — считает директор Лицея НИУ ВШЭ Дмитрий Фишбейн.

«Этот проект — не первая совместная работа команды Лицея и нашей Лаборатории дизайна, — говорит Наталья Логутова, руководитель Лаборатории. — В 2018-м мы вместе разработали концепцию корпуса Лицея НИУ ВШЭ на Солянке, и в том же году она была воплощена в жизнь. Опыт эксплуатации здания на Солянке помог нам в работе над проектом нового корпуса: мы получили пожелания Лицея по развитию среды, исходя из происходившего в пандемийный период, подумали о практиках удалённого и смешанного обучения, и, разумеется, учли архитектурные особенности здания в Большом Харитоньевском».

Лицей НИУ ВШЭ. Корпус на улице Солянка

«Ксюша долго и внимательно выбирала тему для будущего диплома. Ей было важно связать свою дипломную работу с помощью людям, с социальной сферой, — комментирует Юлия Шереметова, дипломный руководитель студентки. — Поскольку она показывала себя как очень талантливая и трудолюбивая студентка, мы с Натальей Логутовой связались с потенциальным заказчиком проекта, Людмилой Мардер, заведующей инклюзивным детским садом в Северодвинске. И то, что сделала Ксения, было очень высоко оценено заказчиком».

«Перед началом работы я изучила около полусотни документов, составила схемы-шпаргалки, — рассказывает Ксения Нуждина. — Но и этого было недостаточно, ведь для того, чтобы пространство было дружелюбным, не хватит широких проходов, пандусов и прочего. Тут мне, конечно, очень помогло общение с Людмилой Мардер. Она подробно заполнила высланную мной анкету, дав представление и о процессе обучения, и об особенностях детей, и даже выделила нормативы, на которые было необходимо обратить особое внимание. Я бы сказала, что именно эта кропотливая подготовка является главной трудностью в работе с такими проектами».

Помимо Лаборатории дизайна, которая работает как внутреннее дизайн-бюро НИУ ВШЭ, реализуя проекты и для самого университета, и для внешнего рынка, в число лауреатов конкурса попала и студентка Школы дизайна НИУ ВШЭ. Ксения Нуждина, выпускница программы магистратуры «Дизайн среды» 2022 года, была награждена дипломом I степени в специальной номинации «Лучший студенческий проект» — за концепцию дизайна детского сада "Беломорочка".​​​​​​​

Детский сад «Беломорочка» (проект)

«Проектировать детский сад в России — сложная задача. Ты ограничен многими жёсткими правилами, — поясняет Юлия Шереметова. — Но Ксения соблюла все нормы и при этом придумала много ярких и интересных решений, ориентированных прежде всего на комфортное пребывания ребёнка в детском саду, а также создала дружелюбный стиль для пространств инклюзивного типа».

Основа обучения в Школе дизайна — проектный подход. Это значит, что каждый учебный модуль студент создает законченный проект под руководством куратора своей группы. Такая образовательная система позволяет работать с брифами и открывает перед студентами возможности воплощения своих проектов в жизнь — каждая дизайн-концепция, созданная в рамках учебной деятельности, может быть предложена реальному заказчику.

Читайте также

«Вдохновением для меня всегда были люди, у которых получилось». Интервью с Марией Воробьёвой

Продолжаем цикл интервью со студентами Школы дизайна. Сегодня наша героиня — Мария Воробьёва, студентка III курса профиля «Дизайн среды». Мария поделилась с нами своими взглядами на развитие городской среды, рассказала про свои проекты и про то, где искать вдохновение, чтобы создавать настоящие места силы.

Нейромаркетинг. Совместный проект Школы дизайна и Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ

Любой дизайн должен решать задачу — быть не просто красивым, но помогать достигать поставленных целей. Школа дизайна совместно с Институтом когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ разработали «продающую» упаковку и научно рассчитали ее эффективность. Проект подготовлен для супермаркета SPAR.

Направление обучения

Дизайн среды и интерьера

Дизайн среды формирует реальность вокруг современного человека. Это внешний вид пространств и предметов, которые нас окружают: дизайнеры среды проектируют интерьеры и мебель, городскую среду и ландшафты.

Эта сфера, как никакая другая, сочетает в себе концептуальность и утилитарность. В Школе дизайна НИУ ВШЭ дизайнеров среды учат и тому, и другому: студенты одновременно создают комфортную среду и выражают сложные мысли средствами графической коммуникации.

Пойти учиться на дизайнера среды — значит получить шанс стать профессионалом, чья роль в формировании среды обитания человека не менее важна, чем роль инженера или архитектора.

Как поступить

Дизайн-бюро при Школе дизайна, где талантливые старшекурсники работают в связке с опытными арт-директорами. На счету лаборатории комплексные коммерческие проекты в областях брендинга, книгоиздания, анимации, музейного проектирования, цифрового дизайна. Благодаря гармоничному сочетанию аналитического подхода, глубоких знаний, практической компетентности и постоянному изучению самых современных подходов и инструментов дизайна, Лаборатория успешно работает как с крупными заказчиками, так и с молодыми стартапами.

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.