Интервью с Игорем Можейко — куратором Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

В новом учебном году команда Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург пополнилась новыми звездными кураторами и преподавателями. Мы поговорили с известным петербургским дизайнером и новым куратором I курса Игорем Можейко.

В этом интервью — 250 номеров петербургского глянца, дизайн для звездных клиентов, перезагрузка преподаванием, важность собственного визуального языка и марафонский бег.

Заведующий отделом дизайна в Мариинском театре. Сотрудничал с Эрмитажем, Михайловским театром, ФК «Зенит», ресторанными группами Italy, Dreamteam, «Шаляпин». Как дизайнер сделал 30 книг для «Эксмо» и издательства школы Masters Полины Бондаревой. Ex-арт-директор журнала «Собака.ru».

Расскажите о своем пути в сфере дизайна. Как давно вы в профессии?

Дизайном — с тем или иным успехом — я занимаюсь более 25 лет. Началось все очень давно с самиздата, искреннего увлечения книгами и книгоизданием. Было время, когда приличную книгу было невозможно купить — магазины были заполнены полными собраниями сочинений Ленина. Помню, у меня был Гумилев, Булгаков, Гребенщиков, Шинкарев, журналы о ленинградском роке, напечатанные просто на печатной машинке с вклеенными вручную фотографиями. В журнале «Рокси» в 80-е я даже подрабатывал. Занимался тиражированием и переплетом первых изданий. Затем они уходили в народ и создавались копии копий копий копий. До сих пор несколько номеров лежат дома. Моими первыми, если так можно сказать, коммерческими заказами были книги стихов и прозы меня и моих друзей — небольшие тиражи, которые я печатал вначале просто на принтере и вручную переплетал или отдавал в переплетную мастерскую. Затем начал размещать подобного рода заказы в типографиях и тиражи уже приносили какой-то доход. Уже тогда я задумывался о дизайне своих проектов, привлекая моего друга-художника, выбирая шрифты, вырезая коллажи, что-то вручную дорисовывая или делая трафареты.

Журнал «Эрмитаж»
Журнал «Эрмитаж»
Журнал «Эрмитаж»
Журнал «Эрмитаж»
*Ника Белоцерковская признана Минюстом РФ иностранным агентом​​​​​​​
*Ника Белоцерковская признана Минюстом РФ иностранным агентом​​​​​​​
Дизайн и верстка книги Максима Семеляка.
Дизайн и верстка книги Максима Семеляка.
Дизайн и верстка книги Максима Семеляка.
Дизайн и верстка книги Максима Семеляка.
Буклеты, афиши и программки для Мариинского театра
Буклеты, афиши и программки для Мариинского театра
Наружная реклама, новое меню и коллажи для ITALY
Наружная реклама, новое меню и коллажи для ITALY

Много лет вы проработали арт-директором журнала «Собака.ру» — главного петербургского городского глянца. Расскажите о своей работе там?

Благодаря своему интересу к типографике я неожиданно очутился в только что появившимся журнале «Собака.ru», который буквально в шутку за один день придумали Анатолий Белкин и Ника Белоцерковская*. Это был 2000 год, ребята собирали второй номер. Все обсуждали, будет конец света или нет, есть ли будущее у цифровых камер. А у меня был пейджер... и выбор отправиться в кругосветное путешествие или остаться в журнале. Я выбрал второе.

Сколько номеров вы создали в качестве арт-директора?

За более чем 20 лет работы в журнале я сверстал в общей сложности около 250 номеров, это примерно 50 000 страниц верстки — порой простой, порой достаточно изощренной. Рекорд непрерывной работы (не вставая от компа) — 50 часов. Работа в журнале — это всегда работа со смыслами, с интересными людьми, прекрасными фотографиями — и это, конечно, затягивает. Сейчас на моем месте, кстати, работает один из студентов четвертого курса Школы дизайна. Тоже Игорь, и тоже Михайлович. Но фамилия другая — Тарасов.

Что было «после собаки»? Кто ваши клиенты сегодня?

Мои клиенты недавние и нынешние — Мариинский и Михайловский театр, Эрмитаж, ресторанные группы Italy, Dreamteam, Кококо, Шаляпин, футбольный клуб «Зенит». Звездные персонажи типа Сергея Шнурова или Владимира Савельева — директора Аэрофлота. А также APERTO gallery — галерея, базирующаяся в Дубае. Делаю сейчас для них очень классную арт-газету и с ужасом жду, когда они меня пригласят в свои +45. Для школы masters я недавно сделал серию книг про искусство. Сейчас в работе книги про кино и архитектуру, которые объединяет единый стиль и формат — книга на одну чашку кофе — one cup book. Студентам в день знакомства подарил по книжке.

Как вы стали куратором в Школе дизайна НИУ ВШЭ?

Мне позвонил Митя Харшак и предложил взять группу на профиле «Коммуникационный дизайн». Я сразу достаточно отчётливо понял, что это прекрасный шанс встряхнуться и чётче осознать себя в профессиональном пространстве, да и просто в общечеловеческом — посмотреть на себя со стороны, что никогда не вредно. И да, это такое расширение зоны комфорта — прыжок в неизвестность, сравнимый разве что с полной дистанцией Ironman (226 км) в триатлоне. То есть у меня были сугубо эгоистические предпосылки и прагматичные цели — развитие новых навыков, осознание и усиление собственных качеств.

Слышали ли вы про Школу дизайна ранее? Как вам — как новому преподавателю — атмосфера здесь, коллеги, студенты?

Про Школу узнал не так давно. Когда уже пришел и начал осматриваться, с удивлением обнаружил, что несколько моих знакомых дизайнеров и иллюстраторов здесь преподают. Я в полном восторге от коллег — со всеми хочется общаться и дружить. К кому бы я ни обращался за советом или помощью, от всех получал всегда больше, чем просил.

А какие ощущения испытываете после месяца преподавания в Школе дизайна?

В первые дни было очень волнительно, но осознание ответственности и понимание важности происходящего помогли задвинуть страх и неуверенность в самый дальний угол. У меня отличная группа. Они мне очень помогают. А я стараюсь быть максимально честным и полезным для них. Вообще, за этот месяц я понял, что преподавание — это очень мощная модель альтруистических отношений. Когда у тебя 24 студента, то все амбиции находятся вне тебя — в твоих учениках и в их проектах. Становятся не важны ни деньги, ни время — энергия тут спрятана совсем в другом, точнее, в других. Но в этом и кайф — перестать, наконец, думать только о себе

Издание «Собака»

Каковы, на ваш свежий взгляд, сильные стороны Школы?

Сильные стороны Школы в неформальном подходе к программе, хорошей технической базе, уважительном отношении к студентам и определенной свободе, существующей тем не менее в достаточно жестких рамках сессий, предпросмотров и пр. Здесь много личностей, много практикующих, успешных дизайнеров — это создает мощный фон для роста студентов.

Как считаете, насколько сегодня востребована профессия дизайнера? Хватит ли студентам работы в будущем или ИИ заменит креативный класс?

Есть ощущение, что дизайн сейчас стремится к тому, чтобы стать максимально незаметным. Он хочет исчезнуть, вежливо уступив свое место функции, удобству. «Красота» в дизайне уже кажется пережитком прошлого. Согласитесь, идеальный телефон — тот, который ничего не весит, не имеет формы и мимикрирует под ваши желания. Говоря проще, тот, который никак не выглядит. Но это не значит, что дизайн не нужен. Какие-то корневые вещи всегда будут востребованы. Все становится более технологичным, и достаточно быстро произойдет четкое деление — на арт и техно, физику и лирику.

Что важно для современного молодого дизайнера? Какой совет вы бы дали новичкам в профессии, на что обращать внимание?

Важно найти свой визуальный язык и создать себе возможность разговаривать на нем, если не хочешь бесконечно обслуживать чужие идеи. Важно иметь широкий кругозор, интересоваться много чем помимо дизайна. Но пожалуй, самое важное: уметь видеть и слышать человека — не заказчика, а именно человека, для которого вы делаете проект. Услышав его, вы найдете и метод, и форму. Поэтому для дизайнера самые важное качество — психология. А также чувство юмора, гармонии и меры.

Вы ведете довольно активный образ жизни, приезжаете на работу на велосипеде. Расскажите про ваши хобби?

Я люблю йогу и бег, пробежал уже больше 25 марафонов, купаюсь каждый день зимой, передвигаюсь всегда на велосипеде, езжу иногда велогонки, участвую в турнирах по триатлону. Считаю, что главная роскошь, которую может позволить себе человек, — это пробежка ранним утром в парке. Мало что может с этим сравниться. Но это сложная философская концепция достойная целой статьи. Кроме этого, я коллекционирую искусство, люблю поэзию и собираю винил, точнее, не так — слушаю винил. Не люблю вещи, которыми не пользуешься, поэтому стараюсь ничего не покупать, чтобы просто иметь.

Есть ли любимое место в Санкт-Петербурге?

Петропавловская крепость — пляж в центре города, это такая роскошь! Кстати, именно там находится старейшее в городе место встречи моржей — начиная с 40-х годов у Трубецкого бастиона каждую зиму делают прорубь и купаются. Там можно встретить очень интересных людей.

*Ника Белоцерковская признана Минюстом РФ иностранным агентом​​​​​​​

Читайте также

Владимир Потапов: «Современная живопись — это высшая лига искусства»

Владимир Потапов — художник, куратор и новый руководитель магистерского профиля «Современная живопись» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Последние 15 лет он занимается как изучением, так и созданием живописи, переосмысливая этот медиум и формулируя новые стратегии, позволяющие выйти «за пределы» привычного холста. В интервью нашему сайту Владимир Потапов рассказал о возможности совмещения академического образования и концептуальных подходов, об актуальности живописи в XXI веке и, конечно, о том, как будет построено обучение в его мастерской.

«Дизайн — это бесконечный поиск своей случайности». Интервью с Эльдаром Искаковым

Герой нашего очередного вдохновляющего интервью Эльдар Искаков — яркий пример того, как дизайн может стать не просто ремеслом, а состоянием души. Будучи студентом II курса «Коммуникационного дизайна», Эльдар — уже арт-директор креативного пространства «поле» и дизайнер в агентстве Duga. А в 13 лет ему удалось поработать в студии Артемия Лебедева. Как у него это всё получается? Узнаете в этом материале!

Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает уникальную для Санкт-Петербурга возможность получить актуальное дизайн-образование.

Обучение построено на проектном подходе и тесном взаимодействии с ведущими профессионалами индустрии. За время учёбы студенты осваивают язык дизайна, пробуют себя в реальной проектной работе и в результате формируют полноценное портфолио, позволяющее им быстро найти себя в профессиональной среде.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.