По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
«Леопардовый» принт переживал в истории моды ХХ века свои взлеты и падения: от леопардовых шуб как маркера роскоши до повсеместной вульгаризации этого анималистического принта. Не менее интересной выглядит история «леопардовых» костюмов в кино, где этот яркий материал был атрибутом противоречивых персонажей и транслировал скрытые смыслы. О символике таких кинокостюмов рассказывает Татьяна Бакина.
Любовь художников по костюмам к анималистичным узорам берет начало еще во времена зарождения этого креативного ремесла. В немых черно-белых фильмах такие узоры выглядят контрастно и эффектно, создают интересную фактуру. Однако агрессивный визуальный рисунок отдельных из них, в особенности «леопарда», трудно было бы представить себе на большинстве женских героинь той эпохи. Скажем, «леопард» невозможен на добродушных и жертвенных героинях Дэвида Уорка Гриффита, или даже на героинях приключенческих многосерийных фильмов эпохи Первой мировой войны.
Впрочем, к популярному в те годы амплуа женщины-вамп такой узор в костюмах подходил идеально. В «леопардовом» костюме уже в 1917 году предстает на экране Теда Бара — одна из главных женщин-вамп американского немого кино. Клеопатру в ее исполнении увидеть на пленке не удастся — одноименный фильм не сохранился — однако рекламные фотографии к фильму дают отличное представление о смелости костюмов, созданных для Теды Бары. Среди них есть и платье из шкуры леопарда, которое в сравнении с открытыми костюмами из полупрозрачных тканей выглядит даже несколько скромнее. Крой этого костюма имитирует первобытную одежду из шкур животных, что сразу дает зрителю намек — облачение в шкуру «побежденного» хищника является актом символической демонстрации силы (при этом не обязательно физической). Похожее платье из шкуры леопарда впоследствии мы увидим на Глории Суонсон в «Мужском и женском» Сесила Б. ДеМилля — шкура хищника будет символизировать бунтарский и непокорный характер ее героини из «вавилонского флэшбека» этой кинокартины.
Костюмы по мотивам хищных животных можно заметить и на героинях Луизы Глаум — еще одной знаковой женщине-вамп немого кино. О том, что в сознании зрителя визуальные мотивы хищных животных стали вполне четко ассоциироваться с образами роковых вамп-героинь, красноречиво свидетельствует фильм «Женщина-леопард». Здесь Луиза Глаум играет шпионку, которая должна помешать вражескому агенту первым добраться до цели, но в итоге влюбляется в него, что провоцирует внутренний конфликт между долгом и чувствами. Свое прозвище «женщина-леопард» она, вероятно, заслужила благодаря характерному головному убору в виде головы хищной кошки.
Так, немое кино устанавливает прочную связь между образами роковых женщин и анималистическими паттернами в их костюмах. Если на экране героиня появляется в платье с декоративной «паутиной» из кружева, или в том же «леопарде» — это моментально сигнализирует зрителю, что героиня будет разбивать сердца и жизни. Такая взаимосвязь выдержала испытание не в одно десятилетие, однако визуальная экспрессия костюмов несколько меняется с приходом звука в кино. В 1930-е годы проходит мода и на амплуа женщин-вамп. Так, на смену анималистичным узорам сначала приходят мягкие страусиные перья и сверкающий бисер, а в трудные 1940-е годы для роковых женщин из фильмов нуар художники по костюмам создавали более лаконичные образы.
«Двадцатый век», Ховард Хоукс, 1934
«Женщина-леопард», Уэсли Рагглз, 1920
«Бульвар Сансет», Билли Уайлдер, 1950
Тем не менее, история «леопардовых» костюмов в кино на этом не заканчивается. Хищные узоры постепенно становятся атрибутом не только роковых женщин, но и способом акцентировать внимание на эксцентричных персонажах, умеющих добиваться своего. Такой, например, предстает героиня Кэрол Ломбард в фильме «Двадцатый век» 1934 года. Бывшая манекенщица пытает счастья на актерском поприще и неожиданно становится протеже импульсивного импресарио, пожелавшего сделать из нее театральную звезду. Его план оказывается успешным, и новоиспеченная звезда начинает появляться в обществе в роскошных шубах и пальто на леопардовой подкладе. Броский узор и аксессуары отлично подчеркивают непростой характер и эксцентричные выпады главной героини.
В фильме «Бульвар Сансет» 1950 года «леопардовый» костюм также отлично характеризует главную героиню кинокартины в исполнении Глории Суонсон — увядающую бывшую звезду немого кино Норму Дезмонд, которая надеется вернуться в кинематограф и показать всем, на что способна старая гвардия. Ментально она все еще живет в амплуа женщины-вамп, которую привыкла играть в годы пика своей карьеры, а «леопардовый» узор становится для нее главным и привычным украшением. «Леопардовые» платки и головные уборы, халаты и домашняя одежда окружают героиню, когда она находится в стенах своего дома, а островком привычных ей «джунглей» за пределами владений становится ее автомобиль, сидения которого обшиты тканью с леопардовым принтом. Ее верность именно этому узору отлично коррелирует как с ее эксцентричностью, так и с «хищным» характером — она заманивает в свои сети главного героя и вцепляется в него мертвой хваткой, чтобы не терять связь с внешним миром и продолжать тешить себя надеждами на возвращение в мир кино.
На закате классической эпохи голливудского кино «леопардовый» принт все чаще фигурирует в образах эксцентричных киноперсонажей. Головные уборы с этим узором можно увидеть на Дорис Дэй в фильме «Интимный разговор» и на Одри Хепберн в «Шараде». Едва ли этих героинь можно назвать женщинами-вамп, но им точно не занимать взбалмошности и эксцентричности. Наконец, в фильме «Колокол, свеча и книга» можно увидеть в «леопардовом» пальто актрису Ким Новак, исполняющую роль обаятельной ведьмы, вознамерившейся завоевать понравившего ей мужчину несмотря ни на что.
В «леопардовой» шубе и шляпке впервые на экране появляется героиня Барбры Стрейзанд в фильме «Смешная девчонка» — биографической картине, посвященной комедийной актрисе Фанни Брайс. Для самого первого костюма, в котором зрители только знакомятся с персонажем, это действительно смелое решение со стороны художницы по костюмам Ирэн Шарафф, но именно благодаря такому насыщенному облику героиня моментально запоминается.
В фильмах Нового Голливуда символизм в костюмах также не исчезает. В «Выпускнике» леопардовый принт становится доминирующей фактурой в костюмах героини Энн Бэнкрофт — пресловутой миссис Робинсон, которая соблазняет юношу. Практически в каждом ее костюме есть анималистические узоры или детали, но главным инструментом соблазнения для нее остается леопардовый принт:
Конечно, в большинстве случаев леопардовый принт используется в костюмах женских персонажей. Но есть и примеры мужских «леопардовых» костюмов — достаточно вспомнить персонажа Криса Такера из фильма «Пятый элемент». Перед нами вновь герой-эксцентрик, нетривиальные костюмы которого идеально подчеркивают поведение его взбалмошного персонажа.
В современных фильмах символизм костюмов работает несколько иначе, чем в предыдущие эпохи, но даже среди минимализма XXI века анималистичным принтам все равно находится свое особое место в иерархии кинообразов.
Татьяна Бакина
Преподаватель курсов по истории моды, голливудского и жанрового кино в Школе дизайна НИУ ВШЭ, культуролог, исследователь истории моды и кинематографа, автор научных статей по истории костюма в кино.
Какой общий мотив объединяет работы классика раннего документального кино Роберта Флаэрти и современных режиссеров, снимающих «домашние» фильмы об отношениях с людьми из своего близкого окружения? Как может выглядеть кинематографический аналог книги Марии Степановой «Памяти памяти»? Почему в основе дневникового, интимного кино очень часто обнаруживается мотив разрыва и дистанции? Об истории киноантропологии рассказывает Дарина Поликарпова в пятом тексте цикла, посвященном экспериментальным практикам документального кино.
В рамках Открытого российский кинофестиваль авторского кино «Зимний» в кинотеатре «Художественный» проходит Форум Московских киношкол. Направление «Экранные искусства» Школы дизайна НИУ ВШЭ представили Иван И. Твердовский и Александра Старусева-Першеева: 3 декабря в они провели мастер-класс «Авторское кино как часть современного искусства». А 5 декабря состоится премьерный показ картины Ивана И. Твердовского «Панические атаки», которая вошла в конкурсную программу фестивля.
Направление обучения
Школа дизайна НИУ ВШЭ — место встречи самых талантливых студентов Москвы и России, которые видят свою карьеру в фэшн-индустрии. Они учатся под руководством кураторов — действующих дизайнеров и профессионалов индустрии, которые погружают студентов в актуальный контекст. Глубокая теоретическая и практическая подготовка позволяет студентам выбрать любую профессию в мире моды, не ограничиваясь только дизайном одежды, а студенческое портфолио и участие в профильных конкурсах и неделях моды помогает заявить о себе в профессиональной среде ещё будучи студентами.
В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.
Профиль бакалавриата
Студенты бакалаврского профиля «Экранные искусства» специализируются на работе с движущимся изображением: изучают историю и теорию кино, основы кинодраматургии, искусство режиссуры и монтажа.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.