Дикие кошки: «леопардовые» костюмы в кино

«Выпускник», Майк Николс, 1967
«Выпускник», Майк Николс, 1967

«Леопардовый» принт переживал в истории моды ХХ века свои взлеты и падения: от леопардовых шуб как маркера роскоши до повсеместной вульгаризации этого анималистического принта. Не менее интересной выглядит история «леопардовых» костюмов в кино, где этот яркий материал был атрибутом противоречивых персонажей и транслировал скрытые смыслы. О символике таких кинокостюмов рассказывает Татьяна Бакина.

Любовь художников по костюмам к анималистичным узорам берет начало еще во времена зарождения этого креативного ремесла. В немых черно-белых фильмах такие узоры выглядят контрастно и эффектно, создают интересную фактуру. Однако агрессивный визуальный рисунок отдельных из них, в особенности «леопарда», трудно было бы представить себе на большинстве женских героинь той эпохи. Скажем, «леопард» невозможен на добродушных и жертвенных героинях Дэвида Уорка Гриффита, или даже на героинях приключенческих многосерийных фильмов эпохи Первой мировой войны.

Впрочем, к популярному в те годы амплуа женщины-вамп такой узор в костюмах подходил идеально. В «леопардовом» костюме уже в 1917 году предстает на экране Теда Бара — одна из главных женщин-вамп американского немого кино. Клеопатру в ее исполнении увидеть на пленке не удастся — одноименный фильм не сохранился — однако рекламные фотографии к фильму дают отличное представление о смелости костюмов, созданных для Теды Бары. Среди них есть и платье из шкуры леопарда, которое в сравнении с открытыми костюмами из полупрозрачных тканей выглядит даже несколько скромнее. Крой этого костюма имитирует первобытную одежду из шкур животных, что сразу дает зрителю намек — облачение в шкуру «побежденного» хищника является актом символической демонстрации силы (при этом не обязательно физической). Похожее платье из шкуры леопарда впоследствии мы увидим на Глории Суонсон в «Мужском и женском» Сесила Б. ДеМилля — шкура хищника будет символизировать бунтарский и непокорный характер ее героини из «вавилонского флэшбека» этой кинокартины.

Вавилонский флэшбек в фильме «Мужское и женское», Сесил Б. ДеМилль, 1919

Костюмы по мотивам хищных животных можно заметить и на героинях Луизы Глаум — еще одной знаковой женщине-вамп немого кино. О том, что в сознании зрителя визуальные мотивы хищных животных стали вполне четко ассоциироваться с образами роковых вамп-героинь, красноречиво свидетельствует фильм «Женщина-леопард». Здесь Луиза Глаум играет шпионку, которая должна помешать вражескому агенту первым добраться до цели, но в итоге влюбляется в него, что провоцирует внутренний конфликт между долгом и чувствами. Свое прозвище «женщина-леопард» она, вероятно, заслужила благодаря характерному головному убору в виде головы хищной кошки.

Так, немое кино устанавливает прочную связь между образами роковых женщин и анималистическими паттернами в их костюмах. Если на экране героиня появляется в платье с декоративной «паутиной» из кружева, или в том же «леопарде» — это моментально сигнализирует зрителю, что героиня будет разбивать сердца и жизни. Такая взаимосвязь выдержала испытание не в одно десятилетие, однако визуальная экспрессия костюмов несколько меняется с приходом звука в кино. В 1930-е годы проходит мода и на амплуа женщин-вамп. Так, на смену анималистичным узорам сначала приходят мягкие страусиные перья и сверкающий бисер, а в трудные 1940-е годы для роковых женщин из фильмов нуар художники по костюмам создавали более лаконичные образы.

«Двадцатый век», Ховард Хоукс, 1934

«Женщина-леопард», Уэсли Рагглз, 1920

«Бульвар Сансет», Билли Уайлдер, 1950

Тем не менее, история «леопардовых» костюмов в кино на этом не заканчивается. Хищные узоры постепенно становятся атрибутом не только роковых женщин, но и способом акцентировать внимание на эксцентричных персонажах, умеющих добиваться своего. Такой, например, предстает героиня Кэрол Ломбард в фильме «Двадцатый век» 1934 года. Бывшая манекенщица пытает счастья на актерском поприще и неожиданно становится протеже импульсивного импресарио, пожелавшего сделать из нее театральную звезду. Его план оказывается успешным, и новоиспеченная звезда начинает появляться в обществе в роскошных шубах и пальто на леопардовой подкладе. Броский узор и аксессуары отлично подчеркивают непростой характер и эксцентричные выпады главной героини.

В фильме «Бульвар Сансет» 1950 года «леопардовый» костюм также отлично характеризует главную героиню кинокартины в исполнении Глории Суонсон — увядающую бывшую звезду немого кино Норму Дезмонд, которая надеется вернуться в кинематограф и показать всем, на что способна старая гвардия. Ментально она все еще живет в амплуа женщины-вамп, которую привыкла играть в годы пика своей карьеры, а «леопардовый» узор становится для нее главным и привычным украшением. «Леопардовые» платки и головные уборы, халаты и домашняя одежда окружают героиню, когда она находится в стенах своего дома, а островком привычных ей «джунглей» за пределами владений становится ее автомобиль, сидения которого обшиты тканью с леопардовым принтом. Ее верность именно этому узору отлично коррелирует как с ее эксцентричностью, так и с «хищным» характером — она заманивает в свои сети главного героя и вцепляется в него мертвой хваткой, чтобы не терять связь с внешним миром и продолжать тешить себя надеждами на возвращение в мир кино.

«Шарада», Стэнли Донен, 1963
«Шарада», Стэнли Донен, 1963


На закате классической эпохи голливудского кино «леопардовый» принт все чаще фигурирует в образах эксцентричных киноперсонажей. Головные уборы с этим узором можно увидеть на Дорис Дэй в фильме «Интимный разговор» и на Одри Хепберн в «Шараде». Едва ли этих героинь можно назвать женщинами-вамп, но им точно не занимать взбалмошности и эксцентричности. Наконец, в фильме «Колокол, свеча и книга» можно увидеть в «леопардовом» пальто актрису Ким Новак, исполняющую роль обаятельной ведьмы, вознамерившейся завоевать понравившего ей мужчину несмотря ни на что.

В «леопардовой» шубе и шляпке впервые на экране появляется героиня Барбры Стрейзанд в фильме «Смешная девчонка» — биографической картине, посвященной комедийной актрисе Фанни Брайс. Для самого первого костюма, в котором зрители только знакомятся с персонажем, это действительно смелое решение со стороны художницы по костюмам Ирэн Шарафф, но именно благодаря такому насыщенному облику героиня моментально запоминается.

В фильмах Нового Голливуда символизм в костюмах также не исчезает. В «Выпускнике» леопардовый принт становится доминирующей фактурой в костюмах героини Энн Бэнкрофт — пресловутой миссис Робинсон, которая соблазняет юношу. Практически в каждом ее костюме есть анималистические узоры или детали, но главным инструментом соблазнения для нее остается леопардовый принт:

«Выпускник», Майк Николс, 1967
«Выпускник», Майк Николс, 1967

В нижнем белье с этим узором она впервые появляется перед героем, а на их первую интимную встречу она приходит в «леопардовом» пальто.


Конечно, в большинстве случаев леопардовый принт используется в костюмах женских персонажей. Но есть и примеры мужских «леопардовых» костюмов — достаточно вспомнить персонажа Криса Такера из фильма «Пятый элемент». Перед нами вновь герой-эксцентрик, нетривиальные костюмы которого идеально подчеркивают поведение его взбалмошного персонажа.

Фрагмент из фильма «Пятый элемент», Люк Бессон, 1997

В современных фильмах символизм костюмов работает несколько иначе, чем в предыдущие эпохи, но даже среди минимализма XXI века анималистичным принтам все равно находится свое особое место в иерархии кинообразов.

name

Татьяна Бакина

Преподаватель курсов по истории моды, голливудского и жанрового кино в Школе дизайна НИУ ВШЭ, культуролог, исследователь истории моды и кинематографа, автор научных статей по истории костюма в кино.

Подробнее

Читайте также

Премьера картины выпускника Школы дизайна — на платформе CoolPlay

Фильм «Точки пересечения», снятый выпускником профиля «Экранные искусства» Николаем Коваленко, опубликован на стриминговой платформе CoolPlay. Премьера фильма, сопровождённая положительной рецензией кинокритика Вадима Рутковского, прошла там же 20 сентября.

Школа дизайна на Третьем фестивале авторского кино «КАРО.Арт»

20 октября в рамках программы короткого метра на Третьем фестивале авторского кино «КАРО.Арт» состоится показ шести анимационных фильмов молодых российских художников, отобранных изданием The Blueprint для своей программы BlueScreen. Студенты и преподаватели Школы дизайна стали авторами пяти из них. 

Школа дизайна НИУ ВШЭ — место встречи самых талантливых студентов Москвы и России, которые видят свою карьеру в фэшн-индустрии. Они учатся под руководством кураторов — действующих дизайнеров и профессионалов индустрии, которые погружают студентов в актуальный контекст. Глубокая теоретическая и практическая подготовка позволяет студентам выбрать любую профессию в мире моды, не ограничиваясь только дизайном одежды, а студенческое портфолио и участие в профильных конкурсах и неделях моды помогает заявить о себе в профессиональной среде ещё будучи студентами.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.

Как поступить

Профиль бакалавриата

Экранные искусства

Сту­денты бакалаврского профиля «Экранные искусства» специализируются на работе с движущимся изображением: изучают историю и теорию кино, основы кинодраматургии, искусство режиссуры и монтажа.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.