Как и чему учиться в новом бакалавриате «Концепт-арт и метавселенные»: интервью с Ильей Лепешкиным

Ryan Church
Ryan Church

В Школе дизайна НИУ ВШЭ стартует новый профиль бакалавриата «Концепт-арт и метавселенные». Студенты будут создавать новые виртуальные миры, разрабатывать их философию, эстетику и наполнение, научатся придумывать сюжеты и проектировать интерактивное взаимодействие зрителей с виртуальной средой, а также освоят целый ряд современных цифровых инструментов визуализации, что позволит им за 4 года обучения создать несколько полноценных миров.

Куратор профиля Илья Лепёшкин объяснил, что такое концепт-арт и метавселенные, как они связаны с современным искусством и подробно рассказал о том, чем будут заниматься студенты профиля.

Кроме того, к открытию профиля «Концепт-арт и метавселенные» приурочен цикл лекций, где слушатели узнают о том, как устроены метавселенные и как зарабатывать в виртуальных мирах. Лекции пройдут в московском и питерском кампусах Школы дизайна, а также онлайн — в ВКонтакте.

Напоминаем, что 18 ноября в 19:00 в рамках выставки "ВЫПУСК"22″ в парке Зарядье пройдет лекция «Концепты — мечты о будущем», на которой Илья Лепешкин расскажет, когда появились первые концепты, как они развивались и что сейчас представляют собой концептуальные разработки в реальной промышленности и в индустрии развлечений.

Куратор профиля «Концепт-арт и метавселенные» в Школе дизайна, концептуальный и транспортный дизайнер, основатель лаборатории концепт-дизайна ConceptDARTS, руководитель совместных проектов с Renault, LADA, КамАЗ и др., ведущий образовательных интенсивов по транспортному и концептуальному дизайну.

Метавселенные сегодня на слуху. Расскажите, что такое метавселенная? И как вы и ваша деятельность связаны с этим феноменом?

Метавселенная — это цифровой параллельный мир, который может быть абсолютно любым, и таких миров может существовать неограниченное количество, а мы, пользователи, можем посещать их, наблюдать за происходящей там жизнью или участвовать в ней.

С ростом технологий отличие метавселенных от компьютерных игр будет заключаться в том, что все эти миры будут связаны друг с другом — станут частью одной экосистемы, возможно даже новым Интернетом.

Уникальность сегодняшнего момента заключается в том, что можно не просто начать развиваться в новом и перспективном направлении создания собственных миров со своей философией и логикой развития, а принять непосредственное участие в формировании видения, что же на самом деле будут представлять собой эти метавселенные.

Я сам по образованию транспортный дизайнер. Одна из особенностей транспортного дизайна заключается в том, что он часто смотрит в будущее на десятки или даже сотни лет вперед, и по сути позволяет придумывать новые миры и отчасти даже формировать образ нашего с вами будущего. В результате так удивительно сложилось, что в поле моих интересов стал находиться и концепт-арт — сфера еще более свободная относительно рамок и творческих ограничений, чем классический подход к дизайну.

А что такое концепт-арт?

Концепт-арт — хорошо известное всем направление, главной задачей которого является создание эстетики и визуального образа миров для кинематографа, анимации и компьютерных игр. Концепт-художники создают окружение, персонажей, объекты, наполняющие данные миры — по сути, на их плечах лежит все то, что потом пойдет «в виртуальный продакшн», и то, что мы увидим с вами на экранах.

Однако с развитием технологий сегодня концепт-художники могут с легкостью создавать свои миры, и по сути становиться архитекторами собственных вселенных, проектировать свою часть будущего виртуального мира, часть общей виртуальной экосистемы.

Таким образом, концепт-арт — это универсальные компетенции, которые могут быть применены везде: и в кино, и в играх, и в VR, и в метавселенных. Поэтому в Школе дизайна НИУ ВШЭ мы считаем это одним из самых перспективных направлений.

Feng Zhu
Feng Zhu
Jama Jurabaev
Jama Jurabaev
Ryan Church
Ryan Church
Sparth
Sparth

Какую задачу вы ставите перед собой как руководитель нового профиля «Концепт-арт и метавселенные»? И почему он открывается в рамках образовательной программы «Современное искусство»?

Профиль посвящен подготовке концепт-художников, способных создавать уникальные виртуальные миры и проектировать в них новые сюжеты и сценарии взаимодействия. Являясь частью направления «Современное искусство», студенты смогут как настоящие художники, авторы, творцы, создавать новые визуальные образы и целостные миры, основанные на ценностях и смыслах, открытых для интерпретации зрителями, которые смогут посещать эти вселенные и участвовать в формировании нового для себя опыта. С моей точки зрения, комбинация концепт-арта и современного искусства — одно из конкурентных преимуществ данной программы, которое позволяет более полно раскрыть творческие и технологические возможности и перспективы обоих направлений .

Расскажите о своем опыте и как он будет полезен студентам. Как вы планируете выстраивать образовательный процесс? На чем он будет основан и какими вы видите выпускников профиля?

Лаборатория концепт-дизайна ConceptDARTS, которую мы развиваем с моими коллегами, за последние годы отработала особую методологию и подход к созданию авторских миров, и мы с радостью готовы будем поделиться этим с нашими студентами в Школе дизайна. По ходу обучения ребята будут выполнять проекты, результатом которых как раз и станут их собственные вселенные, что позволит им формировать свое портфолио с первого же дня пребывания в Школе.

Для начала на основе стиля одного из известных художников ребята постараются собрать свою первую локацию и представить ее сразу в нескольких форматах. На втором курсе студенты придумают уже полностью авторскую вселенную со своей историей и наполнят ее всеми необходимыми объектами, по отдельности разработав и ландшафт, здания, объекты, технику и конечно же персонажей и затем соберут все воедино в игровом движке. На следующем году в рамках той же вселенной мы будем прорабатывать новые локации и придумывать интерактивные сцены, где будущие посетители смогли бы повзаимодействовать с этим уникальным миром и, возможно, стать частью истории, которая там будет разворачиваться. Ну и на четвертом курсе ребят ждет дипломная работа — работа, которая станет отражением не только сформированных навыков и компетенций, но и их собственного стиля, творческого взгляда и ценностей в этом быстро развивающемся мире виртуальных вселенных.

Если вы не можете прожить и дня без путешествия по просторам своей фантазии, вы постоянно придумываете новые вселенные и готовы пригласить зрителей присоединиться к вашим мирам — то это может быть отличной стартовой мотивацией для выбора данного направления.

Илья Лепёшкин

Какие нужны знания и навыки, чтобы создать свою метавселенную? Для этого нужно быть программистом? С какими сложностями можно столкнуться в процессе образования и создания метавселенных?

Главное — это желание и стремление создавать свои миры! Если вы не можете прожить и дня без путешествия по просторам своей фантазии, вы постоянно придумываете новые вселенные и готовы пригласить зрителей присоединиться к вашим мирам — то это может стать отличным началом для развития в данной профессии. Потому что если есть желание, то придет и все остальное — будут силы справляться со сложными заданиями и постоянно учиться чему-то новому для достижения поставленной цели и готовность работать, не покладая рук и стилусов.

Умение рисовать, конечно, может стать большим подспорьем, но абсолютно не стоит расстраиваться, если у вас такого опыта еще нет — современные технологии всегда позволят вам найти способ выразить ваши идеи, а наши преподаватели помогут подобрать инструменты для развития базовых навыков и формирования как пространственного мышления так и чувство стиля и пропорций. В остальном важно отметить, что данное направление комплексное и поэтому все ваши способности найдут тут свое применение и помогут вам создавать ваши уникальные особенные миры.

В целом, для поступления на профиль «Концепт-арт и метавселенные» (образовательная программа «Современное искусство») от абитуриента требуется сдать ЕГЭ по русскому языку, литературе и одному из следующих предметов — Иностранный язык / Обществознание / История не менее, чем на 60 баллов.

В чем ценность и особенность метавселенных в контексте современного искусства? Расскажите подробнее о взаимосвязи метавселенных и творчества

Метавселенная сейчас очень часто трактуется как пространство, где люди могут встречаться или общаться в виртуальной среде, участвовать в онлайн мероприятиях — например, концертах, или посещать виртуальные выставки, где размещаются объекты современного цифрового искусства. Однако мне кажется, что миры и сами по себе являются одной из художественных ценностей: их уникальность, их замысел — то, во что вкладывают себя и свои идеи концептуальные художники во время разработки. Глубоко продуманный и классно спроектированный мир — самостоятельный шедевр, а каждый объект, разработанный в нем, потенциально может представлять собой отдельный NFT-предмет, который за счет будущего бесшовного виртуального мира каждый владелец сможет переносить с собой как частичку той уникальной вселенной .

К слову, предполагается, что именно так и будет в будущем формироваться история, связанная с айдентикой брендов и их позиционированием в виртуальной среде — причем, всех брендов, даже тех, чей основной бизнес всегда был связан только с физическими объектами — например, автомобилями. У каждой компании есть своя философия, свои ценности, которые они транслируют через дизайн своих продуктов, но в тоже время они стараются дарить своим пользователям и поклонникам «уникальный опыт», и поэтому уже сегодня они создают свои локации и вселенные в виртуальной среде, приглашают туда посетителей, чтобы еще больше укрепить их связи со своим брендом.

С чего начать изучение концепт-арта абитуриенту, который хочет развиваться в этом направлении? Что почитать или посмотреть?

Для того, чтобы лучше понять, что такое концепт-арт, можно познакомиться с работами самых известных концепт-художников. Концепт-арт стал особенно популярен примерно 50 лет назад — с 1970х годов, когда развитие цифровых инструментов в кинематографе изменило подходы к созданию фильмов. Посмотрите работы Сида Мида, который работал в те года — его работы не потеряли свою актуальность и выглядят свежо и футуристично даже сейчас.

Посмотрите работы наших современников — Райана Чёрча (Ryan Church), Джорджа Халла (George Hull), Фенга Жу (Feng Zhu), Спарта (Sparth), Пола Ричардса (Paul Richards), Джамы Джурабаева (Jama Jurabaev) и многих других — они участвовали в создании одних из самых запоминающихся миров в индустрии развлечений.

Если говорить про метавселенные, то знакомство с ними можно начать посмотрев всем известный фильм «Первому игроку приготовиться», где прекрасно продемонстрирована жизнь людей в виртуальном мире и переход между «играми» одних и тех же пользователей со своими аватарами. По сути это одно из самых близких описаний метавселенных, которые сейчас можно найти. Также можно вспомнить популярную трилогию «Матрица», где история развивается также в виртуальном мире, но в более драматичным русле.

Если вы захотите сами погрузиться в метавселенные, то уже сейчас на платформе Roblox вы можете посещать параллельные виртуальные миры, развивать их и застраивать свои личные кусочки виртуальной «земли», взаимодействовать с другими пользователями.

Бренды постепенно также открывают свои персональные виртуальные вселенные — к примеру миры компаний Vogue, BMW, выполненные на платформе Journee — первые открытые для зрителей виртуальные пространства, в которые может погрузиться любой желающий.

Так что мы видим сегодня, что время идет, появляются новые технологии, новые медиа, и то, каким станет направление концепт-арта в будущем — это, возможно, уже будет новая история — ваша история — история наших студентов и выпускников!

George Hull. Концепт-арт к фильму «Восхождение Юпитер»
George Hull. Концепт-арт к фильму «Восхождение Юпитер»
George Hull. Концепт-арт к фильму «Восхождение Юпитер»
George Hull. Концепт-арт к фильму «Восхождение Юпитер»
George Hull. Концепт-арт к фильму «Матрица»
George Hull. Концепт-арт к фильму «Матрица»

Каких специалистов вы планируете выпускать? Как можно монетизировать свою деятельность в этой области и какие существуют возможности работы в России и за рубежом в этой среде?

Как я уже говорил ранее, концепт-арт — это универсальная компетенция, которая востребована во всех типах медиа: от кино и игр до рекламы и, как мы сегодня обсуждаем, при разработке новых миров. Она включает в себя и художественную сторону разработки нового мира, его суть и ценностное наполнение создаваемого визуального образа, ну и конечно же компетенции по его реализации. С учетом развития всех названных сфер, монетизировать свои навыки выпускникам не составит труда, ведь в любом случае самое важное то, что вы — разработчик концепции, идеи нового мира, а на это всегда есть спрос.

Дайте напутствие и рекомендации тем, кто пришел к вам на программу.

Абитуриентам хочется пожелать в любом случае идти к своей мечте, и делать все возможное, чтобы она стала реальностью. Вам все по плечу! А если вы захотите создавать свои миры — мы будем рады видеть вас на нашей программе и поможем вам в достижении вашей мечты. Приходите к нам и давайте создавать новые миры вместе!

25 ноября в 19:00 приглашаем вас на День открытых дверей программы «Современное искусство», где можно будет подробнее узнать о профиле «Концепт-арт и метавселенные».

Читайте также

Интервью с Леонидом Бажановым и Александрой Першеевой

Мы поговорили с научным и академическим руководителями программы «Современное искусство» — Леонидом Бажановым и Александрой Першеевой — о том, что такое современное искусство и в чем преимущество образования в Школе дизайна.

Как между собой общались британские и советские архитекторы: опубликована книга Ксении Малич

В начале марта в издательстве Garage вышла книга преподавателя Питерской Вышки и историка искусств Ксении Малич — «Пришел, увидел — побежден!». Эта работа охватывает непростые, но продуктивные взаимоотношения английских и советских архитекторов в период с 1930-х по 1960-е годы. На сайте НИУ ВШЭ вышло интервью с Ксенией, в которой с ней поговорили о том, почему британские специалисты заинтересовались советским опытом, что обсуждали архитекторы обеих стран в годы Второй мировой войны и как шла работа над книгой.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.