Децентрализация системы российской моды: роль локальных проектов

OMSK FASHION DESIGN SCHOOL
OMSK FASHION DESIGN SCHOOL

Что сегодня происходит с системой моды в России? Почему ситуации «центр-периферия» не решает проблем в сфере моды? Как децентрализация и полицентризм помогут воссоздать более «здоровую» систему? Опираясь на деколониальную теорию моды и локальные проекты, ответы на эти вопросы пробует наметить Елена Ермаковишна.

Истоки проблем российской моды кроются в том времени, когда во всем мире проходила третья постиндустриальная революция и наблюдался профицит, а в СССР еще существовала плановая экономика с дефицитом. После перестройки и до сегодняшнего времени отечественная система моды старалась соответствовать европейской системе, имитировать ее. Но обрушение курса рубля, санкции, последствия локдауна и слом систем поставок материалов и фурнитуры, отсутствие специалистов, низкий авторитет рабочих профессии (швеи, закройщики, технологи), закоснелость обучающих программ, отсутствие музейных институций и кураторских проектов, посвященных моде, показали, что даже оптимально адаптированная система, не способна решить все возникшие проблемы.

Вопросы адаптации заключаются не только во внутренних кризисах, но и в самой модели евроцентричной системы моды. Последняя, по мнению Анжелы Янсен (независимая исследовательница, основательница Исследовательской группы по деколонизации моды), строится на принципах колониальности, которая смещает от периферии к центру не только власть и ресурсы, но и смысловые значения. Подобная вертикаль зачастую не учитывает локальные значения и ценности. «Мода как явление по умолчанию ассоциируется с современностью, системой власти и капиталистическим строем, которые зародились в Европе и распространились по всему миру благодаря европейскому империализму и глобализации, хотя мода как действие — формирование модного тела — принадлежит всем эпохам, всем географическим пространствам и находится вне колониальных различий» [1].

Презентационное видео исследовательницы Мадины Тлостановой в Линчёпингском университете

Решением проблемы, по мнению Янсен является деколонизация системы, для чего нужно обратить внимание на «существующие альтернативные генеалогии и пути к будущему». Уже в начале 2010 годов обсуждался вопрос пересмотра модели «центр-периферия» на модель полицентрическую [2]. В 2020 году шеф-редакторы журнала «Fashion Theory», чтобы переосмыслить данное изменение, посвятили отдельный выпуск работам, изучавшим и осмыслявшим модель с «большой четверкой» Fashion-городов [3]. Вопрос изучения культурного кода, идентичности, локальных моделей и практик модного бизнеса отдельного региона становится все актуальнее, начиная от азиатских стран и заканчивая отдельными городами Европы [4–6]. Одним из вариантов решения децентрализации становятся метавселенные, неконтролируемые одной сущностью и принадлежащие никому и всем одновременно [7].

Деколониальная теория, кроме Янсон, исследуется многими авторами, такими как Роландо Васкес [8], Вальтер Миньоло [9], Джон Кларк [10], Петр Пиотровский [11] и Мадина Тлостанова [12]. Ближе всего к исследованию работы Джона Кларка, который говорит о важности рефлексии и умении одной культуры быть самоосознанной в глобальном мире и умении сохранить эту саморефлекцию. Для моего исследования близко понимание деколониального концепта Мадины Тлостановой, где фокус смещен с травмы на принятие и осознание колониальной культуры своей уникальности, аутентичности.

Пример того, как проходило изменение системы от колониальной к деколониальной можно увидеть в исследовании Тоби Слейд «Деколонизация моды на роскошь в Японии», где поворот произошел в 1990-х после коллапса экономического пузыря [13] . В Японии с 1960-х годов происходил бум экономического роста. Вслед за чем пришло колониальное понимание, что нужно потреблять больше и больше, и европейские люксовые бренды стали символом успеха. Но в 90-х экономический пузырь лопнул, и через переосмысление понятия роскоши в японской моде произошел деколониальный поворот и спад влияния европейской роскоши. Появилась эстетическая категория «суро-райфу», как протест против судорожного и быстрого стиля жизни Токио. Желание замедлиться породило новый стиль, который обращается к исконно японским ценностям и традиционному пониманию роскоши. Японцы в кимоно (традиционном или переосмысленном) на многолюдных улицах, сегодня нас не удивляют. Но адаптации башкирского костюма или татарского на уральских улицах крайне редки, а если и встречаются, то скорей всего это театральное действо.

Но все же, предполагаю, в России сегодня происходит неосознанный доколониальный поворот, который был усилен ковидными ограничениям, падением покупательской способности, санкциями. Средний класс начал обращать внимание на локальных дизайнеров, сегодня популярно быть их адептом. Например, в 2019 году число магазинов отечественных дизайнеров в московских торговых центрах выросло вдвое [14], а, по данным Минпромторга, каждый второй россиянин считает, что российское происхождение бренда — это позитивный фактор, влияющий на решение о покупке [15]. Смещение фокуса со стороны покупателей привело к увеличению количества локальных брендов, появилась потребность к осмыслению локального опыта и местной традиции. В разных регионах появились местные инициативы по работе с историей и самобытностью региона. Данные локальные проекты подтверждают деколониальные исследования, согласно котором импульс к развитию чаще всего исходит от неформальных объединений по принципу движения «снизу вверх».

Многие локальные проекты формируют свои системы и выстраивают внутри нее лояльное сообщество, которое вместе с создателями проекта влияет на его развитие. Подобные примеры можно увидеть в проектах:

Проект FRONT Ольги Михайловой и Евгении Филипповой поддерживает молодых дизайнеров, кто работает с локальными кодами и НХП.

Проект LongFashionWeekend на Урале популяризирует местный дизайн и делает исторические исследования моды Урала, проводит обучение.

Омская школа дизайна, создающая качественную конкуренцию столице в образовании в сфере моды и проводящая международные конкурсы, продвигая качественный дизайн.

Fy:r и сообщество ТГ-канала «Северный минимализм», исследующие культуру Русского Севера.

Команда Genesis в Бурятии, где исследуют идентичность и местное современное искусство.

Все эти проекты на своем уровне создают сообщества, поддерживают локальную самобытность, формулируют повестку и новые смыслы по отношению к дизайну, искусству и моде. По сути, они формируют новую систему на местах. Однако, пока сложно говорить о новой системе моды, так как данные проекты существуют, скорее, как автономные проекты, которые мало кто пытался описать и осмыслить.

В диссертации выпускницы Аспирантуры Школы Дизайна Полины Лукиной на примере музейных и кураторских практик тонко замечено, что интерес к локальному, «обернутый в концепции децентрализации и равного диалога, на самом деле не осуществляет критическую работу с проблемой взаимоотношения между центром и периферией, но воспроизводят старую логику их существования» [18]. Аналогичный процесс происходит и в сфере моды. Однако, источников, говорящих о децентрализации моды в России через локальные проекты пока нет. В российском контексте существует диалог о локальности, как источнике уникальности для молодых брендов, и в основном о нем пишут институт Beinopen, порталы Blueprint и Wonderzine. Но данные работы носят по большей части описательный характер и не позволяют проанализировать и осмыслить новые явления в моде через призму локальности и системности. Поэтому изучение и осмысление природы появления локальных проектов в России, как частичного ответа на решение проблем централизованной системы моды важно для построения более здоровой системы.

Литература:

  1. Янсен А. Мода и фантасмагория современности: введение в деколониальный дискурс о моде // Теория моды одежда, тело, культура. 2021. Vol. 1, № 59. P. 10-35.
  2. Skov L. Dreams of small nations in a polycentric fashion world // Fash. Theory — J. Dress Body Cult. 2011. Vol. 15, № 2. P. 137–156.
  3. Wubs B., Lavanga M., Janssens A. Letter from the Editors: The Past and Present of Fashion Cities // Fash. Theory — J. Dress Body Cult. Routledge, 2020. Vol. 24, № 3. P. 319–324.
  4. Chun N., Gurova O. Place-Making the Local to Reach the Global: A Case Study of Pre-Helsinki // Fash. Pract. Routledge, 2019. Vol. 11, № 1. P. 26–52.
  5. Real M., Lizarralde I., Tyl B. Exploring Local Business Model Development for Regional Circular Textile Transition in France // Fash. Pract. Routledge, 2020. Vol. 12, № 1. P. 6–33.
  6. Wang Y. Local identity in a global city: Hong Kong localist movement on social media // Crit. Stud. Media Commun. Taylor & Francis, 2019. Vol. 36, № 5. P. 419–433.
  7. Radoff J. The Metaverse Value-Chain [Электронный ресурс] // Medium Open Platform
  8. Vazquez R. Modernity, Coloniality and Visibility: The Politics of Time // Sociological Research Online. 2009. 14 (4). Pp. 109-115. doi:10.5153/sro.1990
  9. Mignolo W.D. Delinking: The Rhetoric of Modernity, the Logic of Coloniality and Grammar of D-Coloniality // Cultural Studies. 2007. 21 (2-3). Pp 449-514 doi:10.1080/09502380601162647
  10. Clark J. Modernities of Japanese Art. Leiden: Brill, 2013
  11. Пиотровский П. К горизонтальной истории европейского авангарда // Художественный журнал. 2018. № 104.
  12. Тлостанова М. Деколониальность бытия, знания и ощущения //Центр Современной Культуры «Целинный». 2020. 192 стр.
  13. Слейд Т. Деколонизация моды на роскошь в Японии // Теория моды одежда, тело, культура. 2021. Vol. 1, № 59. P. 64-91.
  14. Мерцалова А, Щуренков Н., Полухин А. Российские дизайнеры заняли магазины// Коммерсант. Ноябрь 2019. https://www.kommersant.ru/doc/4172108
  15. Бошаева Ю. Fashion Consulting Group, Яндекс и FashionSnoops оценили состояние модного рынка // Fashion network. Октябрь 2020. fashionsnoops-otsenili-sostoyaniye-modnogo-rynka,1252522.html
  16. Лукина П.А. Первая рижская биеннале современного искусства в контексте концепции «горизонтальной истории искусства» // Коммуникации. Медиа. Дизайн, Том 5, № 4, 2020. С. 68-86
  17. Ченг С., Сутервалла Ш. «Деколонизация учебного плана? Преобразования, эмоции и специфика: точки зрения в преподавании» // Теория моды одежда, тело, культура. 2021. Vol. 1, № 59. P. 36-62.
  18. Erica de Greef: Curating Fashion as Decolonial Practice: Ndwalane’s Mblaselo and a Politics of Remembering // Fashion Theory, Volume 24, Issue 6, pp. 901–920 DOI: 10.1080/1362704X.2020.1800990

Автор: Елена Ермаковишна

Читайте также

В Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург открывается профиль «Дизайн одежды»

С 2024 года абитуриенты Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург смогут выбрать новый образовательный профиль «Дизайн одежды», уникальный для фэшн-индустрии северной столицы.

HSE ART AND DESIGN SCHOOL X Mezzatorre X Albione

В начале года Mezzatorre и Albione, бренды женской и мужской повседневной одежды, проводили для студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ конкурс на создание принтов для лимитированных коллекций. Задачей участников было создать три серии принтов на темы, отражающие разные ощущения города, от энергии и динамики до эскапизма. Работы победителей уже представлены в магазинах брендов, которые расположены в Москве и Санкт-Петербурге.

Школа дизайна НИУ ВШЭ — место встречи самых талантливых студентов Москвы и России, которые видят свою карьеру в фэшн-индустрии. Они учатся под руководством кураторов — действующих дизайнеров и профессионалов индустрии, которые погружают студентов в актуальный контекст. Глубокая теоретическая и практическая подготовка позволяет студентам выбрать любую профессию в мире моды, не ограничиваясь только дизайном одежды, а студенческое портфолио и участие в профильных конкурсах и неделях моды помогает заявить о себе в профессиональной среде ещё будучи студентами.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.