По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
В этом году куратор профиля «Коммуникационный дизайн» Евгений Каширин стал обладателем звания «Наставник года» по версии фестиваля нового дизайна «Среда», а ткаже тьютором года на премии ADCR. В интервью он поделился своим взглядом на современное образование, рассказал о своем преподавательском методе и о том, как выстраивает коммуникацию со студентами.
Бренд-дизайнер и дизайнер упаковки, преподаватель профиля «Коммуникационный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Работы Евгения отмечены наградами фестивалей: Pentawards, Fakestival, Среда. В 2019 году возглавил рейтинг креативности АКАР в сегменте Young. Работал в Ctzn, 2sharp, ONY.
Получить фидбек от индустрии в виде награды — это очень приятно. Подобная оценка говорит о том, что, вероятно, я делаю все правильно и я на своем месте. Да и студентам это приятно. Когда куратор или студент в группе получает какую-то награду — это очень хорошо влияет на весь коллектив.
Преподавательская деятельность — это сложно. Параллельно я работаю арт-директором и на этой работе я, можно сказать, отдыхаю. А когда я в режиме преподавателя — вот это действительно сложная работа. Плюс приходится не только вести учебные проекты ребят, но и выполнять всякие социально-организационные функции — выстраивать отношения с группой, мотивировать студентов, разбирать какие-то конфликты и недопонимания.
Для меня преподавание — это ещё и прокачка арт-директорского скилла: ведь в группе я одновременно веду больше 20 проектов. В прошлом году, когда у меня было три группы, я одновременно вел 60 проектов. Учебный и реальный проект немного отличаются условиями, но с точки зрения арт-дирекшена всё упирается в умение быстро принимать решения и отсеивать тупиковые концепты.
Преподавать мне хотелось почти всегда, потому что мне не нравилось то, как мне что-то объясняют в школе, в вузе, на курсах, которые я проходил. Мне казалось, что я смогу лучше, точнее, эффективнее. А в Школу дизайна меня позвал Леонид Славин. Были сомнения: «Смогу ли?». Но я доверился Леониду, который сказал: «У меня сомнений нет, что можешь».
Дела все лучше и лучше. Особенно в Школе дизайна. Мы готовим действительно классных специалистов — я часто слышу фидбек от представителей индустрии о том, что ребят с «Коммуникационного дизайна» охотно берут на работу. Мы сейчас — основной университет, готовящий классных молодых специалистов по этой специальности.
В целом, дизайн активно развивается в стране. Зайдя на портфолио топовых российских дизайн-студий, вы не поймете, что перед вами именно российская студия. Это уже уровень европейского дизайна. Главное — по пути не потерять нашу самость.
Да и люди, для которых мы делаем дизайн, тоже готовы к изменениям визуальной среды вокруг. Даже если человек живет где-то в отдаленных регионах, всё равно в интернете, в соцсетях он видит картинку другого мира — в том числе визуально более приятного: интерьеры, упаковка, реклама и так далее. Так что люди готовы к хорошему дизайну, а наша задача — подготовить классных специалистов, которые его сделают.
Когда я учился на курсе по арт-дирекшену, у нас был модуль по упаковке. Когда наш куратор Леонид Славин объявил тему, мы все расстроились, потому что тема звучала как «детские молочные смеси». Тогда нам всем это показалось какой-то унылой ерундой. Я выполнил задание и сделал проект, к которому относился вполне спокойно, но, тем не менее, выложил на все профильные сайты. Этого многие почему-то не делают, хотя, на мой взгляд, это должно быть рефлексом. Через несколько месяцев после публикации мне написал основатель стартапа из США, который планирует выпускать детские смеси на основе белка из синтезированного в лаборатории женского молока. Им понравился мой концепт упаковки и они купили его у меня. Я отбил стоимость обучения.
На данный момент эта компания ведет активную работу в лаборатории, оттачивает технологию синтеза белка, проводит тестирования. Далее — сертификация. А в ближайшие полтора-два года бренд должен выйти на рынок.
Это история про учебный кейс, от которого лично я ничего не ожидал, но который всё равно опубликовал — и это дало интересные результаты. Учебные проекты — это отличная основа для портфолио, и к ним надо относиться серьезно. Например, когда я проходил собеседование в студию ONY, я показывал только учебные проекты и ни одного реального. И меня взяли.
Раньше существовал классный фестиваль выдуманных концепций — FAKESTIVAL, в котором участвовали молодые специалисты. В 2019 году мне удалось поучаствовать в последнем сезоне этого фестиваля и даже взять там Гран-при. А потом он почему-то закрылся.
HSE CREATIVE OPEN в чем-то с ним схож и наконец заполнил эту пустующую нишу. Чисто студенческих конкурсов у нас довольно мало, и он стал хорошим примером в этой категории. Классно еще то, что в нем можно выиграть денежные призы, а подача при этом — бесплатная. Ты соревнуешься с такими же молодыми ребятами, как и ты, а судят тебя профи из индустрии, то есть ты получаешь «взрослый» фидбек.
Я бы и сам в таком конкурсе хотел поучаствовать, но уже староват! За меня там будут соревноваться мои студенты.
Главная мысль, которую я хочу донести, — общайтесь, подбадривайте друг друга, выстраивайте коммуникацию в группе. Куратор — это вишенка на торте. Торт без вишенки — всё ещё торт, а вишенка без торта — это уже совсем неинтересно.
Сейчас у меня есть главный проект — с моим партнером по бизнесу — Владимиром Матхановым. Мы запускаем собственную студию Poool. В скором времени о ней будет заявлено в публичном пространстве. Это территориально-распределенная студия, в которой мы под каждого конкретного клиента собираем команду вокруг ядра из арт-директоров и продюсеров. Остальных специалистов мы подключаем в зависимости от клиента, его потребностей и бюджета. Я нахожусь в Москве, мой партнер в Таиланде, а команду можем набирать из других мест. Физически мы не пересекаемся, но после опыта пандемии — все процессы удаленной работы уже отработаны. Когда над проектом работают опытные ребята, расстояние не играет роли.
Я очень сильно топлю за коллектив. Когда ты попадаешь в группу, и она по какой-то причине не собирается в команду и не выстраивают связи, — учеба проходит неэффективно, рост слабее. Главная мысль, которую я хочу донести, — общайтесь, подбадривайте друг друга, выстраивайте коммуникацию в группе. Куратор — это вишенка на торте. Торт без вишенки — всё ещё торт, а вишенка без торта — это уже совсем неинтересно. Сформировать торт — это задача студентов, это их работа на занятиях, помощь друг другу, общение внутри группы. Кто-то разбирается в моушн-дизайне, кто-то — в 3D. С моей группой III курса это чудо случилось: с первого курса началось активное взаимодействие внутри группы, сами друг другу помогали, подбадривали, общались. И это дало мощные результаты.
Мой метод преподавания простой — я просто хмурю бровки и говорю «не нравится, неси еще». Конечно, стараюсь подсказать, в какое направление рыть, но иногда заранее невозможно понять, куда двигаться. Здесь главное — не давать шансов ребятам начать финализировать какую-то среднюю идею и подтолкнуть к дальнейшим поискам. А когда идея будет найдена, то моя насмотренность и опыт работы в индустрии помогают ее уточнить. Безусловно, если мне самому придет в голову какая-то идея, я всегда ею поделюсь. Но чем старше курс, тем выше их уровень, скорость и точность работы, и тем меньше требуется моих подсказок.
Талант может повлиять на скорость выполнения работы — особенно на старте. Например, если в голове хорошо развита условная область, которая отвечает за визуал — это замечательно. Но все это можно наработать и натренировать часами работы.
Главный критерий успеха — одержимость результатом. Точнее, одержимость хорошим результатом. Я не встречал успешных людей в индустрии, которые не были бы одержимы своими макетами, анимацией, выбором цвета и прочими вещами из повседневной дизайн-работы. Если вы не готовы не спать полночи в поисках правильной композиции, особенно на самом старте, в первые годы обучения и работы, то вам лучше поискать другую профессию, которая будет вас драйвить.
✅ Нетворкинг. Его нужно создавать самому. Знакомиться, участвовать в мероприятиях, писать тем, с кем хотелось бы поработать.
✅ Учебные работы — ваше будущее в профессии! В штат ONY я попал благодаря учебному портфолио. Все, что может быть выложено, должно быть выложено на профильные ресурсы. Подача должна звенеть. Должны быть не кейсы, а пирожные!
✅ Скиллы. Невозможно постичь все в рамках обучения в вузе. Современный бренд-дизайнер — это мультиинструменталист. Он должен уметь создавать анимацию, 3D, типографику. Этим нужно заниматься сразу, много и зачастую самостоятельно, иначе ребята из моей группы отберут у вас работу :)
Подписывайтесь на Телеграм-канал Евгения Каширина «Дизайн доктрина».
18 февраля в 12:00 в Культурном центре НИУ ВШЭ пройдет День открытых дверей бакалавриата Школы дизайна: программы «Дизайн» и «Мода».
Адрес: Культурный центр НИУ ВШЭ (Покровский бульвар, 11с6, вход 4).
В 2025 году отмечается 80-летие российско-доминиканских дипломатических отношений, в честь которого Посольство Доминиканской Республики совместно со Школой дизайна запускает конкурс на создание логотипа, отображающего богатство и разнообразие обеих культур.
Преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, известный художник Андрей Люблинский приглашает студентов принять участие в своем новом авторском факультативе, который состоится в рамках коллаборации Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и Галереи Ходынка, входящей в объединение «Выставочные залы Москвы».
Направление обучения
Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.
В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавариата и программы дополнительного образования.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.