Групповая выставка «ЭКСПЕДИЦИЯ_01. НИГДЕЙНАЯ ЗЕМЛЯ» в ЦТИ «Фабрика»

«ЭКСПЕДИЦИЯ_01 НИГДЕЙНАЯ ЗЕМЛЯ» Групповая выставка в зале «Оливье» ЦТИ «Фабрика»

2 марта в 19:00 в зале «Оливье» Центра Творческих Индустрий «Фабрика» открывается выставка-исследование «ЭКСПЕДИЦИЯ_01. НИГДЕЙНАЯ ЗЕМЛЯ», посвященная стирающемуся пространству 1990-х годов, уникальному месту памяти. Создатели и участники выставки — студенты и выпускники направления «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ.

Выставка представит итоги скрупулезного и многоуровневого изучения истории через пространство одного загородного дома. Суть проекта — изучение темы кризиса истории и утраченных утопий, увиденной сквозь призму локального, невидимого, исчезающего, несбывшегося пространства обувного кооператива / художественной мастерской / недостроенного поместья — отражения своей эпохи. Исторический период 1990-х годов оставил незаживающие раны на этом месте.

Пленочная фотография дома в деревне Б начала 2000-х годов
Пленочная фотография дома в деревне Б начала 2000-х годов

Творческая команда проекта размышляет о том, какой отпечаток оставили трагические события прошлого и настоящего в жизни страны, как эти шрамы будут формировать идентичность нового поколения.

  • Как можно говорить о сожженных страницах истории и критически исследовать их?
  • Какими методами можно точнее и правильнее ставить вопросы о времени, глокальной (глобальной и локальной) истории и памяти сегодня?

В попытке найти твердую почву под ногами коллектив обратился к формату исследовательской экспедиции, глубоко погрузился в сайт-специфический материал, прощупал его и извлек на свет из зоны невидимости.

Изучение источников в участке 41 этажа 1 белого корпуса
Изучение источников в участке 41 этажа 1 белого корпуса
«Когда художественное произведение становится „остановкой-напоминанием“, актуализирующим те сюжеты прошлого, которые способны придать сегодняшнему дню умопостигаемую политическую форму — тогда и „историографические“ подходы в искусстве становятся чем-то большим, чем диагностика сегодняшнего»

Художник и куратор Никита Кадан для ХЖ № 104

«ЭКСПЕДИЦИЯ_01 НИГДЕЙНАЯ ЗЕМЛЯ» Групповая выставка в зале «Оливье» ЦТИ «Фабрика»

Объект исследования — большой загородный дом с двумя корпусами (производственным и жилым), подвалом и большой территорией в 1 гектар, располагающийся в деревне Б. в городском округе Домодедово. Строительство дома началось во второй половине 1990-х годов. Сооружение планировалось, в первую очередь, как независимое производственное пространство обувного кооператива «Кристина» (1988-1999), открытая мастерская или артель для художников (1988-?), семейное поместье / гостевой дом / склад (2000-?). Пространство для работы и жизни — блага. Это место можно воспринимать как осколок, монумент своего времени. Начатый в постсоветском контексте, этот жизнестроительный проект так никогда не реализовался в полной мере. Здание словно замерло в своей незавершенности и начало распадаться, как и само историческое время — турбулентное, сложное, хаотичное, абсурдное.

Творческая команда — студенты и выпускники Школы Дизайна НИУ ВШЭ. Коллектив обращается к средствам препарирования исторических нарративов, междисциплинарности, методам исторического исследования. Экспериментальная стыковка со смежными академическими областями позволяет выявить проблематику 1990-2000-х в России и также осветить локальные особенности, артефакты, следы и свидетельства функционирования дома в Домодедово до «стоп-момента». Археология, историография, антропология, источниковедение — к методологии этих дисциплин обращалась группа проекта.

Центральный вход в дом и два корпуса
Центральный вход в дом и два корпуса
Серый корпус. Этаж 1. Обувной зал
Серый корпус. Этаж 1. Обувной зал
Серый корпус. Этаж 2. Швейный зал
Серый корпус. Этаж 2. Швейный зал
Серый корпус. Этаж 2. Зал с арками
Серый корпус. Этаж 2. Зал с арками
Серый корпус. Этаж 2. Сгоревшая комната
Серый корпус. Этаж 2. Сгоревшая комната
Серый корпус. Этаж 3. Смежная комната № 2
Серый корпус. Этаж 3. Смежная комната № 2
Белый корпус. Этаж 3. Художественная мастерская
Белый корпус. Этаж 3. Художественная мастерская
Белый корпус. Этаж 3. Гостиная + коридор
Белый корпус. Этаж 3. Гостиная + коридор
2 Белый корпус. Этаж 2. Лестничная площадка
2 Белый корпус. Этаж 2. Лестничная площадка
3 Белый корпус. Этаж 1. Гостиная
3 Белый корпус. Этаж 1. Гостиная
Белый корпус. Этаж 1. Входная зона + проход в подвал
Белый корпус. Этаж 1. Входная зона + проход в подвал
Спиральная лестница на этаже 1 белого корпуса
Спиральная лестница на этаже 1 белого корпуса
  • Как работать на стыке современного искусства и исторических дисциплин?
  • Как художники реагируют на заряженное информацией и образами реальное пространство?
  • Как работать с темой утраты «утопии»?
  • Почему 1990-е годы и тема кризиса истории актуальны сегодня?

В рамках выставки пройдет параллельная программа, где на разных примерах рассматриваются эти и многие другие вопросы.

Швейная машинка на складе со станками и машинками. Подвал. Этаж 0
Швейная машинка на складе со станками и машинками. Подвал. Этаж 0
Подвал. Этаж 0. Вещи из старой художественной мастерской
Подвал. Этаж 0. Вещи из старой художественной мастерской
Подвал. Этаж 0. Склад с машинками и ботинками
Подвал. Этаж 0. Склад с машинками и ботинками
Подвал. Этаж 0. Склад с машинками и ботинками
Подвал. Этаж 0. Склад с машинками и ботинками

На выставке будут представлены итоги скрупулезного и многоуровневого изучения истории через пространство загородного дома. С августа по декабрь 2022 года творческая команда проводила заезды с проживанием и серию коротких поездок в недостроенное здание кооператива. Экспедиция включала археологические разведки, пространственные и телесные исследования, создание архивов и коллекций, коллективные дискуссии, производство художественных работ. Помимо формирования оригинальных авторских высказываний, прицельное внимание уделялось самой форме экспедиции, коллективности процесса и тайм-специфичности.

Разведка гостиной. Белый корпус. Этаж 1. День 5 (16.08.22)
Разведка гостиной. Белый корпус. Этаж 1. День 5 (16.08.22)
Разведка склада со станками и машинками. Подвал. Этаж 0. Заезд. День 9 (20.08.22)
Разведка склада со станками и машинками. Подвал. Этаж 0. Заезд. День 9 (20.08.22)
Найденный артефакт Алены Астаховой в столярной мастерской. Серый корпус. Этаж 1. Заезд день 12 (23.08.22)
Найденный артефакт Алены Астаховой в столярной мастерской. Серый корпус. Этаж 1. Заезд день 12 (23.08.22)
Разведка смежных комнат 1-2. Серый корпус _ Этаж 3. Заезд. День 12 (23.08.22)
Разведка смежных комнат 1-2. Серый корпус _ Этаж 3. Заезд. День 12 (23.08.22)
Съемка видео-работы Александры Тен. Сайт-визит 8 (30.10.22)
Съемка видео-работы Александры Тен. Сайт-визит 8 (30.10.22)
Лена Власова работает в художественной мастерской. Сайт-визит 11 (27.11.22)
Лена Власова работает в художественной мастерской. Сайт-визит 11 (27.11.22)
Работа в художественной мастерской
Работа в художественной мастерской
Мария Панина подбирает обувь для своей интерактивной инсталляции. Сайт-визит 12 (04.12.22)
Мария Панина подбирает обувь для своей интерактивной инсталляции. Сайт-визит 12 (04.12.22)
Мария Панина на разведке сгоревшей комнаты. Серый корпус. Этаж 2. Сайт-визит 1 (11.09.22)
Мария Панина на разведке сгоревшей комнаты. Серый корпус. Этаж 2. Сайт-визит 1 (11.09.22)
Дарья Головкова изучает швейный зал. Серый корпус. Этаж 2. Сайт-визит 2 (17.09.22)
Дарья Головкова изучает швейный зал. Серый корпус. Этаж 2. Сайт-визит 2 (17.09.22)

Сайт-специфические проекты художников от графики, живописи и керамики до пространственных объектов, интерактивных инсталляций и видеоработ включаются в своеобразный «квази-музей». Выставочное пространство поделено на три зоны: «Архив», «Коллекции и процессы», «Взгляд художника». Первая зона представляет исторический контекст через призму дома, его реальной фактуры, материального и нематериального пластов — зритель настраивает оптику и погружается в тему исследования. Две следующие зоны передают коллективный опыт экспедиции в «остановленное» место как метод художественной работы. Индивидуальные археологические коллекции художников и документальный фильм приоткрывают завесу процесса. А оригинальные авторские произведения — это комментарии, импульсы и реакция художников на полное погружение в пространство, в историю и знакомство с недавним прошлым.

Алена Астахова. Эскиз к серии. Объекты-химеры из проекта «Скрытые жители»
Алена Астахова. Эскиз к серии. Объекты-химеры из проекта «Скрытые жители»
Лена Власова. Кадр из видео по VR «В уголках оставленных комнат»
Лена Власова. Кадр из видео по VR «В уголках оставленных комнат»
Полина Гисич. Разработка интерактивной диджитал-игры «Искатели»
Полина Гисич. Разработка интерактивной диджитал-игры «Искатели»
Дарья Головкова. Эскизы к проекту «Покровители пространств»
Дарья Головкова. Эскизы к проекту «Покровители пространств»
Мария Панина. Фрагмент интерактивной инсталляции «Марш набат»
Мария Панина. Фрагмент интерактивной инсталляции «Марш набат»
Колокол Россия-1996 из индивидуальной коллекции артефактов Марии Паниной
Колокол Россия-1996 из индивидуальной коллекции артефактов Марии Паниной
Александра Тен. Кадр из видео «Кристина»
Александра Тен. Кадр из видео «Кристина»
Александра Тен. Кадр из видео «Кристина»
Александра Тен. Кадр из видео «Кристина»
Александра Тен. Кадр из видео «Кристина»
Александра Тен. Кадр из видео «Кристина»
Алена Астахова. Скульптура из серии «Объекты-химеры» из проекта «Скрытые жители»
Алена Астахова. Скульптура из серии «Объекты-химеры» из проекта «Скрытые жители»

Майкл Арутюнян, куратор выставки: «В настоящее время проекты современного искусства об историческом наследии России и стертых страницах прошлого в контексте критического исследования измерений памяти и времени набирают популярность. Почему? Мне кажется, что разработка моделей обсуждения проблем пост- и контрпамяти дает возможность современным художникам осознать себя преемниками и носителями исторического знания о прошлом, чтобы таким образом выстроить равноправный диалог со зрителями разных поколений. Многие исследователи проводят параллели между 1990-ми и сегодняшним днем, хотя симптоматических репрезентативных выставок об истоках новейшей истории России не так уж и много. Междисциплинарные форматы проекта „ЭКСПЕДИЦИЯ_01. НИГДЕЙНАЯ ЗЕМЛЯ“ — это попытка осмыслить слепые пятна и прояснить проблемные моменты в жизни поколения 90-х посредством специального тематического исследования, которое служит основой для выстраивания смыслов, выявления симптомов, постановки диагноза. Выставка называется „ЭКСПЕДИЦИЯ_01...“, потому что это начало многоэтапного исследования лакун истории, увиденных через призму стирающихся историко-культурных пространств, являющихся свидетелями нестабильного прошлого страны. Наша выставка, возможно, компенсирует недостаток выставочных проектов о 1990-х и, надеюсь, займет достойное место в ряду проектов современного российского искусства».

Параллельная программа выставки

2 марта, 19:00 — открытие выставки, коллективная экскурсия

Место проведения: ЦТИ «Фабрика», зал «Оливье». Переведеновский пер., д. 18

Вход свободный

5 марта, 15:00 — кураторская экскурсия по выставке № 1

Место проведения: ЦТИ «Фабрика», зал «Оливье». Переведеновский пер., д. 18

Вход свободный, по регистрации.

Регистрация

15 марта, 18:30 — кураторская экскурсия по выставке № 2

Место проведения: ЦТИ «Фабрика», зал «Оливье». Переведеновский пер., д. 18

Вход свободный, по регистрации.

Регистрация

18 марта, 16:00-20:00 — Открытый вечер с творческой командой выставки «ЭКСПЕДИЦИЯ_01. НИГДЕЙНАЯ ЗЕМЛЯ» и командой Центра Творческих Индустрий «Фабрика»

В коллаборативное мероприятие в рамках группового проекта входят:

  1. Open-talk

  2. Мини-экскурсия по ЦТИ «Фабрика»

  3. Мастер-класс с художником Алексеем Булдаковым по созданию бумаги ручной работы

Open-talk разделен на три блока: «Теория», «Практика» и «Контексты».

В ходе первого блока куратор выставки Майкл Арутюнян расскажет о зарождении идеи художественной экспедиции, проблематике и актуальности работы со стирающимися историко-культурными ландшафтами или местами памяти. На основе авторского визуального исследования куратор расширит оптику и познакомит гостей с показательными проектами современных художников об утраченных пространствах прошлого страны.

Акцент практического блока будет поставлен на case-study коллективного сайт-специфического и междисциплинарного проекта. Творческая команда выставки поделится опытом работы с неустойчивой эпохой 1990-х годов в России на примере свидетеля своего времени — особенного загородного дома в городском округе Домодедово. Что такое постпамять и как с ней работают молодые деятели современного искусства?

Третья часть мероприятия будет посвящена локальному контексту ЦТИ «Фабрика», его производственной истории и идентичности. Какие связи возникают между загородным домом в Домодедово и бывшей Фабрикой технических бумаг? Гости познакомятся с фотографическим архивом ОАО ФТБ «Октябрь», услышат легенды и интересные рассказы. Вечер продолжится мини-экскурсией по пространству «Фабрики» для всех желающих и завершится оригинальным мастер-классом художника Алексея Булдакова по созданию собственной бумаги ручной работы.

В открытом вечере принимают участие:

  • Творческая команда проекта «ЭКСПЕДИЦИЯ_01. НИГДЕЙНАЯ ЗЕМЛЯ» — Майкл Арутюнян, Лена Власова, Полина Гисич, Дарья Головкова, Мария Панина, Александра Тен
  • Ася Филиппова, директор ЦТИ «Фабрика»
  • Кристина Пестова, куратор и координатор программы «Художник в резиденции» для иностранных художников в ЦТИ «Фабрика»
  • Алексей Булдаков, художник и антрополог, участник Лаборатории Горфауны, резидент программы «Фабричные мастерские» в ЦТИ «Фабрика»
  • Модератор: Диана Мачулина — cовременный художник, куратор, арт-критик, участник российских и международных выставок, руководитель межрегиональной творческой мастерской ТСХР, лауреат премии Кандинского.

Место встречи: ЦТИ «Фабрика», Библиотека (строение 6, этаж 1, пространство со стеклянными дверями). Переведеновский пер., д. 188

Вход бесплатный, по регистрации.

Ресгитрация

21 марта, 19:30 — Open-talk в Школе Дизайна НИУ ВШЭ с творческой командой выставки «ЭКСПЕДИЦИЯ_01. НИГДЕЙНАЯ ЗЕМЛЯ»

На open-talk в рамках Дня открытых дверей Школы Дизайна НИУ ВШЭ участники расскажут о процессе создания проекта, его бэкграунде и полученном опыте работы со стирающимися сайт-специфическими пространствами. Творческая команда поделится разработанной методологией и инструментарием междисциплинарного подхода к изучению измерений истории и памяти. Кроме того, гости познакомятся с тем, как образовательный процесс в Школе Дизайна отражается на продуктивном объединении студентов-художников и студентов-кураторов в сообщества единомышленников и создании актуальных проектов на базе полученных знаний и умений.

Спикеры:

  • Творческая команда проекта «ЭКСПЕДИЦИЯ_01. НИГДЕЙНАЯ ЗЕМЛЯ» — Майкл Арутюнян, Лена Власова, Полина Гисич, Дарья Головкова, Мария Панина, Александра Тен
  • Модератор: Александра Першеева, заведующая кафедрой «История искусств» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, кандидат искусствоведения, исследовательница, кинорежиссер, видеохудожница

Место проведения: Школа Дизайна НИУ ВШЭ, аудитория 384 (3 этаж). Малая Пионерская улица, 12.

Вход бесплатный, по регистрации.

Ресгитрация

25 марта, 16:00 — «Методологии историзации 1990-х годов»: круглый стол с культурологами и искусствоведами

Спикеры:

  • Владислав Ефимов — фотограф, художник, куратор, один из пионеров отечественного видео-арта, преподаватель Школы фотографии и мультимедиа им. А.Родченко и Школы Дизайна НИУ ВШЭ
  • Вера Замыслова — искусствовед, аспирантка НИУ ВШЭ. Исследовательница акционизма и современных перформативных практик. Авторка публикаций по российскому политическому искусству, рецепции темы смерти на постсоветском пространстве и современному искуству. Область интересов: теория и философия современного искусства, тема смерти в совремнном искусстве, performance studies, российский акционизм, институциональная критика, инклюзия в российских музеях
  • Анна Зиновьева — искусствовед и историк театра, аспирант НИУ ВШЭ. Автор статей и участник международных научных конференций. Методист, куратор и руководитель научно-исследовательской практики Галереи «На Песчаной» Объединения «Выставочные залы Москвы». Область научных интересов: живые картины (tableaux vivants), драматический театр XVIII-XIX веков, французская драма, протоперформативные практики
  • Владимир Калашников — искусствовед, аспирант культурологии НИУ ВШЭ. Стажёр-исследователь НУЛ исследований советской архитектуры и изобразительного искусства. Искусствовед АО «МНРХУ». Автор публикаций по советской архитектуре и российским культурным практикам. Область исследований: архитектура России, советская культурная политика, советская антропология
  • Оксана Саркисян — куратор, арт-критик, преподаватель РГГУ и архитектурной школы МАРШ. Области интереса: история российского современного искусства; теория и практики публичной репрезентации; гендерный и постколониальный анализ
  • Модератор: Майкл Арутюнян, куратор выставки «ЭКСПЕДИЦИЯ_01. НИГДЕЙНАЯ ЗЕМЛЯ»

Место проведения: ЦТИ «Фабрика», Библиотека (строение 6, этаж 1, пространство со стеклянными дверями). Переведеновский пер., д. 18

Вход бесплатный, по регистрации.

Регистрация

Круглый стол — это живая беседа, которая через разные исследовательские подходы и кейсы (практические и теоретические) из искусства, культуры и смежных академических дисциплин сформирует ландшафт для размышлений и постановки точек изучения вопроса проявления 1990-х годов в нашей современной жизни.

Участники круглого стола, с одной стороны, это представители поколения, заставшего 1990-е годы, а с другой, представители поколения, не успевшего пожить в том поворотном для страны времени, и воспринимающего его как сконструированный разными факторами миф.

Вопросы, вокруг которых будет построена дискуссия:

  • Почему мы вдруг вспоминаем 90-е сейчас? Как выражается всеобщая тенденция возвращения в противоречивое первое десятилетие постсоветской России?
  • Почему далекие и размытые 90-е почти не отрефлексированы в различных исследовательских полях?
  • Что такое историзация и почему мы начали историзировать болезненные 90-е только недавно?
  • Каким образом сейчас вырисовывается история 1990-х годов, если мы будем смотреть на это время через призму искусства, теории?
  • Как выражается амбивалентность, двойственность этого десятилетия в опыте старшего и молодого поколения (90-е как позитивность и 90-е как негативность)?
  • Как каждый из нас артикулирует эту историю сейчас, из опыта сегодняшнего дня?
  • Какие образы, темы, сюжеты навязывает медиа и официальная история? Что остается за кадром?
Аслан Гайсумов. «Волга», 2015. Видео
Аслан Гайсумов. «Волга», 2015. Видео

Визуальное исследование

В ходе разработки проекта куратор выставки Майкл Арутюнян создал визуально-теоретическое расширение: кураторское исследование «Тема стирающихся историко-культурных ландшафтов „Восточного блока“ в работах современных художников».

Автор исследования рассматривает пул современных художников, работающих с темой разбившейся мечты, кризисов истории, утраты памяти (blind spots) об исторических явлениях и ошибках прошлого через обращение к историко-культурным пространствам, ландшафтам. Специально разработанная типология («Пространство-свидетельство», «Пространство-реконструкция», «Воображаемое пространства») дает возможность выявить концептуальные и инструментальные стратегии препарирования исторических нарративов, отражающихся на пространствах, а также освоить интонации и оптики, ставшие показательными референсами для разработки группового проекта.

Помимо этого, автор определяет теоретическую базу и сублимирует изученные концепции ключевых исследователей и теоретиков в сферах исторического знания, memory studies, trauma studies, пост- и деколониализма.

Творческая команда проекта

Майкл Арутюнян
Куратор

Майкл Арутюнян

Куратор, студент выпускного курса Школы Дизайна НИУ ВШЭ направления «Куратор-исследователь». Изучает методологию работы с сайт-специфическими проектами, а также междисциплинарность как подход. Области интереса: пост- и деколониальный дискурсы, memory studies, trauma studies, историческое знание, genius loci.

Избранные проекты

  • Приближение. Сайт-специфическая экспозиция в рамках проекта «Пробуждение» (2022, Ночь в музее А.С. Голубкиной (Третьяковская Галерея), Москва)
  • Конструкты паттернов. Часть II: Город (2022, галерея «На Песчаной», Москва)
  • Конструкты паттернов. Часть I: Дом (2021, галерея «На Песчаной», Москва)
  • Кристина Ситникова. Модуляции (2021, студия Photoplay, Москва)
Алена Астахова
Художница

Алена Астахова

Художница, выпускница Школы Дизайна НИУ ВШЭ направления «Дизайн и современное искусство». Обращается к магическим практикам, народной памяти. Рассматривает веру в магию как источник многих действий человека в повседневной жизни. Работает в медиумах керамики, фарфора, живописи и цифрового искусства.

Избранные проекты

Групповые:

  • Выход. В космос (2022, галерея «Беляево», Москва)
  • Конструкты паттернов. Часть II: Город (2022, галерея «На Песчаной», Москва)
  • В некотором царстве (2021, HSE ART GALLERY, Москва)
  • ZOOM: все самое важное (2021, Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства, Москва)

Персональные:

  • Тонкое тело производственной литургии (2022, галерея IRAGUI, Москва)
  • На болоте (2020, Online, Москва)
Лена Власова
Художница

Лена Власова

Художница, резидентка галереи «Триумф», выпускница Школы Дизайна НИУ ВШЭ направления «Дизайн и современное искусство». Исследует город, «иррациональные» стороны пространств, их психоэмоциональный климат и метафизику. В проектах важен мотив проживания и переживания места. Работает с темами памяти и форматами времени.

Избранные проекты

Групповые:

  • Приближение. Сайт-специфическая экспозиция в рамках проекта «Пробуждение» (2022, Ночь Музеев в музее А.С. Голубкиной (Третьяковская Галерея), Москва)
  • апок. конец света каждый день (2022, галерея «Триумф», Москва)
  • Конструкты паттернов. Часть II: Город (2022, галерея «На Песчаной», Москва)
  • Мечты о свободе. Постскриптум (2021, Новая Третьяковка, Москва)
  • Аффект наблюдателя. 6-ая Московская биеннале современного искусства (2018, ЦСИ «Винзавод», Москва)

Персональные:

  • Образ в промежутке (2022, галерея «Триумф», Москва)
  • Здесь рядом. Мерцание (2021, галерея «На Песчаной», Москва)
Полина Гисич
Художница

Полина Гисич

Художница, дизайнерка, выпускница Школы Дизайна НИУ ВШЭ направления «Дизайн и современное искусство». Области исследования: аберрации восприятия человека и оптических систем, использование AI в фотографии, эфемерность, переплетение природы и города, пост-память.

Избранные проекты

Групповые:

  • Охота на растворимую рыбу (2022, Зверевский центр современного искусства, Москва)
  • Поля. Фестиваль объединения ПОБЕГИ (2021, Подмосковье)
  • Поза нашего времени. Перформанс (2018, галерея «ГРАУНД.Солянка», Москва)
  • Аффект наблюдателя. 6-ая Московская биеннале современного искусства (2018, ЦСИ «Винзавод», Москва)

Персональные:

  • Абстрактный дом (2019, Зверевский центр современного искусства, Москва)
Дарья Головкова
Художница

Дарья Головкова

Художница, резидентка VII сезона Открытых студий ЦСИ «Винзавод», выпускница Школы Дизайна НИУ ВШЭ направления «Художник и куратор». Изучает изменчивость памяти, утрату воспоминаний, искажения далеких от нас событий. Работает с архивами как индексами личной и коллективной памяти.

Избранные выставки

Групповые:

  • Приближение. Сайт-специфическая экспозиция в рамках проекта «Пробуждение» (2022, Ночь в музее А.С. Голубкиной (Третьяковская Галерея), Москва)
  • Пост-коннект (2020, Online, Москва)
  • не|уловимое (2020, ГАММА, Москва)
  • SAMPLE х HSE. Предаукционная выставка (2019, ГУМ, Москва)

Персональные:

  • Кристаллическая двойственность. Индекс отсутствия (2022, ЦСИ «Винзавод», Москва)
Мария Панина
Художница

Мария Панина

Художница, дизайнерка, студентка Школы Дизайна НИУ ВШЭ направления «Дизайн и современное искусство». Исследует человека, состояние одиночества и обреченности; домашнее и бездомное в схватке витального и мортального. Рабочие материалы — предметы быта, реди-мейды.

Избранные выставки

Групповые:

  • Выпуск’22 (2022, Медиацентр, парк «Зарядье», Москва)
  • Человек уставший (2021, HSE ART GALLERY, Москва)
  • Конструкты паттернов. Часть I: Дом (2021, галерея «На Песчаной», Москва)
  • Будем говорить в стол (2016, Музей истории фотографии, Санкт-Петербург)

Персональные:

  • Вершки. Делегированный перформанс (2022, Арт-парк «Никола-Ленивец»)
  • О кровях и корнях (2022, галерея «Борей», Санкт-Петербург)
Александра Тен
Художник

Александра Тен

Художник, участница арт-резиденций, студентка Школы Родченко, выпускница Школы Дизайна НИУ ВШЭ направления «Дизайн и современное искусство». Работает с видео-перформансами, видео, графикой и объектами. В проектах затрагивает темы идентичности, памяти, социальных конструктов, стандартизации и лиминальности.

Избранные выставки

Групповые:

  • Мечты о свободе. Постскриптум (2021, Третьяковская Галерея, Москва)
  • Где найти касатиков? (2021, ЖСЦИ «Цикорий», Железногорск)
  • ВАУ, ФАНТАСТИКА! (2021, галерея Ходынка, Москва)
  • ZOOM: все самое важное (2021, Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства, Москва)
  • SHIFT: The International Biennale of Performance, Collaborative and Participatory Arts. (2020, The Wall Space Gallery, Шотландия)
  • Золотая пчела. Шорт-лист в номинации «Дизайн-перформанс», 2020

Персональные:

  • Стандарты тел, пространств и расстояний (2022, галерея «Электрозавод», Москва)
  • #спастиматрас (2021, Новое крыло Дома Гоголя, Москва)

Все участники проекта

Консультанты: Дарья Пыркина, Александра Старусева-Першеева

Директор ЦТИ «Фабрика»: Ася Филиппова

Куратор ЦТИ «Фабрика»: Кристина Пестова

Главный инженер: Сергей Костин

Технический директор: Евгений Санчилло

Дизайнер экспозиции: Ольга Ишимова

Звукорежиссер: Илья Минин

Документальный фильм: Давид Лихтенфельд

Саундтрек к трейлеру: Иван Шелоболин

Менеджер печатных и онлайн-изданий: Катя Мордвинкина

Команда волонтеров: Мария Волочек, Дарья Дячок, Ирина Иванова, Мария Крупная, Ирина Кудякина, Анисия Федорова

Координатор волонтеров: Ангелина Дудченко

Выставка проходит при участии Фонда культурных проектов «Четверг», Фонда поддержки современного искусства «СФЕРА» и информационного портала ArtTube.

Выставка «ЭКСПЕДИЦИЯ_01. НИГДЕЙНАЯ ЗЕМЛЯ» пройдет со 2 марта по 2 апреля.
Открытие: 2 марта, 19:00.
Вход свободный.

Режим работы выставочных залов ЦТИ «Фабрика»:
Вторник — воскресенье с 12:00 до 20:00
Понедельник — выходной.

ЦТИ «Фабрика» / Зал «Оливье», м. Бауманская / м. Электрозаводская

Переведеновский переулок, д. 18

+7 (499) 265 39 26

http://fabrikacci.com/

Читайте также

Выставка паблик-арта «Объективно» в Новой Москве

В рамках выставки паблик-арта «Объективно» шесть трёхметровых скульптур Андрея Люблинского поселились в новом микрорайоне Новой Москвы — в Russian Design District. Среди участников проекта также Иван Горшков, Дмитрий Аске, Надя Лихогруд и Михаил Хвалебнов.

От телесности к живописи: сайт-специфичность российской институциональной критики

Институциональная критика — художественное течение, возникшее в 1960-е годы. Именно тогда художники, кураторы и теоретики начали рефлексировать над природой художественной институции, ее назначением не только в масштабе искусства, но и в масштабе человечества. Многие из них пришли к выводу о необходимости реконфигурации ее модели взаимодействия с художниками, зрителями, рынком. Тимур Аллахвердиев рассказывает о том как эта практика была воспринята в Советском Союзе и России.

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт» и «Практики современного искусства». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.