Профессии в современном искусстве. Подкаст «В белом кубе» х Школа дизайна НИУ ВШЭ

Профессии в современном искусстве || Подкаст «В белом кубе» х Школа дизайна НИУ ВШЭ

На платформе Podster вышла серия подкастов «В белом кубе», в котором ведущая Дарья Коноваленко беседует с кураторами Школы дизайна о профессиях в современном искусстве. Из пяти эпизодов подкаста можно узнать о деятельности кураторов, видеохудожников, концепт-художников, о пересечении моды и современного искусства, и каким образом навыкам всех этих профессий обучают в Школе дизайна.

Подкаст «В белом кубе» рассказывает об изнанке мира культуры от лица тех, кто ее создает. Вместе с профессионалами культурных индустрий слушатели могут узнавать об устройстве музеев, галерей, ярмарок и аукционов и раличных профессиях в культурном поле.

В новом сезоне подкаста приняли участие кураторы Школы дизайна НИУ ВШЭ: Анзор Канкулов, Катя Павелко, Александра Першеева, Олег Пащенко, Илья Лепёшкин, Дарья Пыркина, Диана Мачулина, Анастасия Нефедова и Эмма Васильева.

Специалист по коммуникациям и продюсер культурных проектов, автор подкаста «В белом кубе»

Профессия: между модой и современным искусством

В первом эпизоде подкаста приняли участие Анзор Канкулов и Катя Павелко. Вместе с Дарьей Коноваленко они обсудили пересечения моды и современного искусства, карьерные возможности и культурные тренды.
​​​​​​​

  • Какими навыками должен обладать человек, который хочет заниматься модой?
  • Похожи ли инвестиции в вещи на инвестиции в искусство?
  • Нужно ли уметь шить или изучать историю искусств?
  • Почему важно искать единомышленников?
Анзор Канкулов

Анзор Канкулов

Руководитель направлений «Мода» и «Медиа и дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Журналист и эксперт в области моды, в разное время работавший главным редактором журналов «ОМ», Harper’s Bazaar, Black Square, Port, редакционным директором журналов L’Officiel и Numero.

Катя Павелко

Катя Павелко

Академический руководитель бакалаврской программы «Мода» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, редактор моды, стилист.

Анзор Канкулов, руководитель направления «Мода» в Школе дизайна: «Основной стержень направления „Мода“, вокруг которого строится обучение в Школе дизайна, — это дизайн одежды. Через это нас считывают. Если говорить о дизайне одежды — это понятная и сконструированная область, в которой есть контекст, понимание того, что такое актуальность и современность. Когда мы задумывали программу „Мода“, стартовой точкой была идея о том, что необязательно ехать в другие города и страны, чтобы получить актуальные знания о моде и методологию того, как делается дизайн. В этом легко убедиться, увидев то, что делают наши студенты».

Катя Павелко: «Мы учим концептуальному дизайну. Если студент проявляет определенное упорство, — у него есть опытные кураторы, которые приведут его к желаемой цели».

Профессия: видеохудожник

Во втором эпизоде совместно поговорили о видеоарте вместе с Александрой Першеевой.


  • Что мы имеем в виду, когда говорим видеоарт?
  • В чем отличие от авторского и массового кино?
  • Что нужно знать и уметь видеохудожнику?
  • Какие есть карьерные возможности и способы продвижения художественных работ?
  • Нужен ли видеохудожнику продюсер?
  • Что читать и смотреть о видеоарте?

Академический руководитель программы «Современное искусство» в Школе дизайна, кандидат искусствоведения, исследователь, кинорежиссер, видеохудожник.

Александра Першеева об обучении студентов в Школе дизайна: «Если мы определяем четко, что такое видеоарт и в чем его отличие от кино, то, скорее всего, это не окончательный ответ на опрос. Мы постоянно перепридумываем, переосмысляем, анализируем или переизобретаем. В Школе дизайна мы готовим, в первую очередь, практиков. Тех людей, которые своими руками меняют ландшафт современного искусства. Ну а мы, теоретики, смотрим на это с некоторой дистанции и пытаемся уследить за тем, как происходят эти изменения».

Профессия: концепт-художник

В новом выпуске совместно с Школой Дизайна НИУ ВШЭ поговорили о концепт-арте и виртуальных мирах.


  • Чем отличается концепт-арт от концептуального искусства?
  • Заменят ли нейросети художников?
  • Как стать концепт-художником?
  • Что такое метавселенные и нужно ли строить там музеи?
  • Кто такие «темнилы» и что читать на тему будущего?

Олег Пащенко об отличиях концепт-арта и концептуального искусства: «Концепт-арт — это вполне прикладная отрасль, которая визуализирует вселенные, где может разворачиваться игра или сюжет фильма. Концептуальное искусство — это практическая экспериментальная философия. О визуализации там речь идет в последнюю очередь и важно, какая за этим стоит концепция. У художника-концептуалиста есть понимание состояния культуры, которое нужно как-то описать. Можно описать его в статье или книге, а можно описать проиллюстрировав». ​​​​​​​

Илья Лепёшкин

Илья Лепёшкин

Куратор профиля бакалавриата «Концепт-арт и метавселенные» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, концептуальный и транспортный дизайнер, основатель лаборатории концепт-дизайна ConceptDARTS, руководитель совместных проектов с Renault, LADA, КамАЗ, а также образовательных интенсивов по транспортному и концептуальному дизайну.

Олег Пащенко

Олег Пащенко

Медиа-художник, дизайнер и иллюстратор, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, в прошлом — арт-директор Студии Артемия Лебедева (1999–2010), призёр Каннского фестиваля (2001).

Профессия: куратор

В новом эпизоде поговорили с Дарьей Пыркиной и Дианой Мачулиной о профессии куратора.
​​​​​​​

  • В чем отличие куратора от арт-менеджера?
  • Что должен уметь и знать куратор?
  • Можно ли научиться быть куратором?
  • Как сосуществовать куратору и пиарщику?
  • Гламурная ли это работа? Существует ли кумовство?
Дарья Пыркина

Дарья Пыркина

Преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, кандидат искусствоведения, куратор, критик, преподаватель образовательной программы «Современное искусство».

Диана Мачулина

Диана Мачулина

Преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, cовременный художник, куратор, арт-критик, участник российских и международных выставок, руководитель межрегиональной творческой мастерской ТСХР, лауреат премии Кандинского.

Дарья Пыркина: «Для меня куратор сравним с режиссером в кино. Это тот человек, который создает смыслы и сонастройки различных произведений, из которых потом формируется единое высказывание выставки. Это тонкая и сложная закулисная работа, которая неочевидна простому зрителю. Зритель приходит на выставку и видит те алмазы, которые куратор собрал и расположил таким образом, чтобы они зазвучали в унисон».

Диана Мачулина: «Художнику нужен собеседник, который поможет ему себя осознать. Идеальный куратор проявляет художника и связывает между собой художников, которые друг друга не знали. Это не должна быть иерархическая структура».

Профессия: театр

В последнем эпизоде второго сезона поговорили с Анастасией Нефедовой и Эммой Васильевой о театре.
​​​​​​​

  • Какие есть виды театра?
  • Современный театр — это что?
  • Какие есть профессии в театре, как им учат и какие карьерные перспективы?
  • Что такое быть художником, почему это ответственность и как не бояться своих идей?
  • Что такое театральный костюм?
  • Почему важно добывать знания самостоятельно?
  • Как заработать на театре? Куда ходить и что смотреть?
Анастасия Нефедова

Анастасия Нефедова

Руководитель направления «Ивент-дизайн.Театр. Перформанс» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Художник театра и кино, художник по костюмам, главный художник Электротеатра Станиславский, дважды лауреат премии «Золотая маска».

Эмма Васильева

Эмма Васильева

Куратор профиля бакалавриата «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Дизайнер костюма, член Союза дизайнеров России, идеолог и создатель Омской арт-резиденции, фестиваля искусства и дизайна «Сибирская этника», театра моды «ОбраZ».

Анастасия Нефедова: «Ивент-дизайн становится востребованным и популярным, спрос на это направление растет. Для себя мы обозначаем эту профессию как „инженер впечатлений“. Ивент-дизайн — это всё, что связано с событием, с приобретением художественного опыта и впечатления. Ивент-художник преображает не только мир вокруг, но и твой внутренний мир. И сегодня это наиболее актуально для человека — быть увлеченным, выходить из театра или с перформанса преображенным. В этом и заключается наша задача».

Читайте также

Театр «Практика» и Факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ объявляют о сотрудничестве

Театр «Практика» и Факультет креативных индустрий Вышки, куда входит Школа дизайна НИУ ВШЭ, запускают долгосрочную программу сотрудничества. Основная цель — объединить новые визуальные и театральные практики, привлечь внимание широкого сообщества к развитию креативных индустрий через театр, кино и дизайн.

«Не бойтесь меняться». Выпускницы магистратуры «Перформанс» об обучении, творчестве и карьере

Влада Булыгина, Светлана Сулаева и Пелагея Щеглинская — выпускницы первого набора магистерской программы «Перформанс» в Школе дизайна. С момента получения дипломов не прошло и полугода, а художницы уже стали настоящими профессионалами и нашли своё место в ивент-индустрии как креативные продюсеры, постановщики, перформеры и теоретики.

Направление обучения

Ивент-дизайн. Театр. Перформанс

Сегодняшняя ивент-индустрия, как вектор экономики впечатлений, соединяет дизайн, театр, кино, перформанс, музыку, питание, здоровье, туризм и другие сферы человеческой жизни. Профессиональное проектирование арт- и лайфстайл-событий — главный тренд будущего, а инженер впечатлений — возможно, главная творческая профессия нашего завтра, в котором под ивентом будет пониматься проектирование и получение нового опыта, а не услуга, независимо от масштаба и формата события.

Направление «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс» готовит профессионалов в сфере индустрии впечатлений на стыке режиссуры, сценографии, работы с пространством, светом, видео, телом, костюмом, гримом и перформативных практик во всех их смысловых, концептуальных и художественных соединениях.

Как поступить

Школа дизайна НИУ ВШЭ — место встречи самых талантливых студентов Москвы и России, которые видят свою карьеру в фэшн-индустрии. Они учатся под руководством кураторов — действующих дизайнеров и профессионалов индустрии, которые погружают студентов в актуальный контекст. Глубокая теоретическая и практическая подготовка позволяет студентам выбрать любую профессию в мире моды, не ограничиваясь только дизайном одежды, а студенческое портфолио и участие в профильных конкурсах и неделях моды помогает заявить о себе в профессиональной среде ещё будучи студентами.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.

Как поступить

Образовательное направление «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и Visual Studies. Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Профиль бакалавриата

Экранные искусства

Сту­денты бакалаврского профиля «Экранные искусства» специализируются на работе с движущимся изображением: изучают историю и теорию кино, основы кинодраматургии, искусство режиссуры и монтажа.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.