«Поступающим к нам на программу я рекомендую не терять времени». Интервью с Иваном И. Твердовским

Продолжаем серию интервью с кураторами — от первого лица рассказывам о специфике обучения на разных профилях Школы дизайна НИУ ВШЭ. Иван И. Твердовский — творческий руководитель направления «Экранные искусства», режиссер, сценарист, член Европейской киноакадемии, чей новый фильм, психологическая драма «Наводнение» выходит в широкий прокат в ближайшие дни. В интервью он делится источниками вдохновения, говорит о ярких студенческих дебютах и касается преимуществ обучения режиссерской профессии в Школе дизайна.

Творческий руководитель направления «Экранные искусства» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Кинорежиссёр, сценарист, лауреат российских и международных кинофестивалей, член Европейской киноакадемии.

Через неделю в широкий прокат выходит ваш новый полнометражный фильм «Наводнение», расскажите о нем.

Все началось с разговора с продюсером Натальей Мокрицкой, она как-то упомянула, что любит прозу Замятина, но не «Мы», а прежде всего его повести и рассказы. А я как раз очень интересовался его повестью «Наводнение», так что на этой почве мы сразу сошлись. В итоге получилась не совсем экранизация, а версия литературной истории, действие которой происходит сегодня. Хотелось найти что-то близкое замятинской истории, поэтому главные герои — из спортивной среды. Мне показалось, что именно среди спортсменов сегодня могут существовать такие отношения, с зашкаливающим градусом тестостерона, гормонов.

Вообще картина прошла очень долгий путь до экранов. Мы начинали работать еще до пандемии, изначально это была копродукция с Литвой но в итоге сотрудничество не состоялось. На какое-то время проект пришлось замораживать, почти на год переносить съемку. Но вот теперь все готово, кинотеатральный релиз состоялся 6 апреля, а после майских праздников фильм появится на платформе «Кинопоиск».

Кадры из фильма «Наводнение»

Расскажите, как вы пришли в Школу дизайна. И как преподавательская работа перекликается с режиссерской.

Я преподаю уже третий год, в 2020-м меня позвал в Школу дизайна Олег Сироткин, преподававший драматургию. Когда я впервые пришел к студентам, то сильно испугался, потому что не мог моментально привлечь их внимание. Я был настроен на взрослый серьезный разговор, но сперва многое сбивает с толку: кто-то бегает по коридору, кто-то сидит на парах в телефоне. Но с этим мы очень быстро справились. Сработало и то обстоятельство, что времени на раскачку учебный план не предполагает. Ведь по результатам каждого из четырех модулей студент должен сдать отдельную работу. То есть за десять занятий приходится преодолеть цикл от замысла к производству и пост-продакшну. В таких условиях удается очень быстро подружиться и понять друг друга.

С тем техническим парком, что есть у нас, студенты могут спокойно работать без аренды дополнительного оборудования. Все то же с постпродакшеном — у нас есть студия звукозаписи, перезаписи, микса. Я уж не говорю про монтаж и все остальное. Попадая к нам, студенты могут пользоваться всем этим с первого дня обучения.

Когда студенты презентуют первые готовые фильмы?

Первый курс — базовый, а по результатам второго курса у нас уже были отличные работы. Тогда фестиваль Doker пригласил нас и устроил показ фильмов ребят. То есть мы демонстрировали студенческие работы в рамках международного фестиваля. Это был их первый выход на экран. До этого фильмы видели только члены сессионных комиссий или те, кто нашел их в студенческом портфолио Школы дизайна. А тут — большой кинозал, приходит разная публика, задает вопросы. Так они столкнулись с тем, что приходится нести ответственность за то, что делаешь. С этого у нас начался путь взросления.

После третьего курса некоторые работы были представлены на крупных российских фестивалях. Например, ребята сделали картину «V», которая была показана в конкурсе последнего Кинотавра. Савелий Осадчий снял «Теорию двойных планет» и попал в основной конкурс Московского Международного кинофестиваля. На самом деле, это большая редкость, когда в международную программу от России приглашается студенческий фильм. И то, что фильм Савелия был представлен в основном конкурсе — уже огромная победа.

Так что многие ребята уже сегодня делают работы, вызывающие интерес у зрителей и индустрии. Про направление «Экранные искусства» начинают узнавать, это заметно даже по дням открытых дверей, куда приходит все больше разных людей.

Расскажите о принципах обучения на профилей «Экранные искусства» — что отличает программу Школы дизайна от других кинематографических вузов?

Когда я учился, единственным киновузом в стране был ВГИК. Я много смотрел кино, ездил с отцом в Госфильмофонд РФ, где смотрел старые картины и хронику, читал книги из библиотеки Музея Кино. Сегодня ситуация изменилась. Я часто повторяю, что у нас теперь на каждой станции метро есть какая-нибудь киношкола: маленькие специализированные курсы для режиссеров или сценаристов, интенсивы и ликампусы, серьезные институции, например ВГИК или МШК. Мы любим и уважаем наших коллег, но индустрия сегодня очень разнообразна.

Многие компании заточены на производство сериалов, крупных продюсерских проектов. Но есть продюсеры и компании, которые занимаются и экспериментальным полем — другим, авторским кино. Но все, что касается авторского кино — кинематографа как вида искусства, уходит из зоны видимости других школ. В этом смысле мы единственные, кто погружает учащихся в более широкий контекст современного искусства, современной культуры, частью которой является кинематограф. В этом наше преимущество, потому что студенты «Экранных искусств» не только делают собственные работы, но на протяжении всего обучения погружаются во все, что связано со смежными формами и видами. Они посещают выставки, интересуются видеоартом и смотрят экспериментальные фильмы, они получают теоретическую базу и, отталкиваясь от нее, могут самостоятельно экспериментировать в собственных работах.

Например, на IV курсе перед съемкой диплома ребята делают визуальное исследование. Это серьезная исследовательская работа, позволяющая им погрузиться в исторический контекст выбранной темы. Они проводят долгое изучение и в процессе начинают понимать, какие режиссерские решения применялись до них, какие идеи будут выглядеть вторично. Такая гуманитарная часть — большая поддержка для любого современного художника. Конечно, все это не отменяет возможности с полученными знаниями затем пойти в традиционные формы, в крупные проекты, снимать те же киносериалы.

Работа студентов направления «Экранные искусства» в кинопавильоне Школы дизайна НИУ ВШЭ

Если говорить именно о режиссерской практике — как это работает во время обучения, какие технические ресурсы получают студенты?

Да, при поступлении на кинопрограмму всегда стоит задаться вопросом: «А как я буду снимать фильмы?». Ведь нужна техника, специалисты, транспорт. Не каждый вуз закладывает это в обучение, так что это приводит к незапланированным расходам. Но в Школе дизайна есть собственный павильон, где ребята могут строить небольшие декорации и снимать камерный сцены. Если же это не подходит и нужна натурная съемка — в их распоряжении микроавтобусы (мы называем их «киномобили»), водитель, механик камеры, техника, освещение. С тем техническим парком, что есть у нас, студенты могут спокойно работать без аренды дополнительного оборудования. Все то же с постпродакшеном — у нас есть студия звукозаписи, перезаписи, микса. Я уж не говорю про монтаж и все остальное. Попадая к нам, студенты могут пользоваться всем этим с первого дня обучения.

Кем после окончания обучения могут работать выпускники, ведь курс выпускает не узконаправленно режиссеров?

На самом деле, часть выпускников сразу идет работать, но многие продолжают обучение в магистратуре — это правильный вектор для завершения полного цикла образования. Бывает так, что во время учебы студент понимает, что хочет быть не режиссером, а сценаристом или продюсером. Для выпускников нашего бакалавриата все эти пути открыты, потому что за четыре курса они сталкиваются с огромным спектром форматов: документальное кино, анимация, видеоарт, игровое кино, режиссура короткой формы, реклама, клипы. Далее все зависит от предпочтений — кто-то идет в крупные компании, уже имея большое портфолио, принимает приглашения на проекты, кто-то занимается коммерческой съемкой, кто-то становится заметным в среде авторского кино.

Можно ли уже назвать яркие истории успеха выпускников курса?

Люди из индустрии реально заинтересованы в ребятах как в будущих сотрудниках. Посмотрите хотя бы на наших кураторов, к примеру Борис Гуц и Екатерина Михайлова стремятся привлечь студентов в свои студии. Есть у студентов и положительный опыт поиска инвесторов, когда приобретается опыт самопродюсирования. Скажем, Николай Коваленко снял курсовую работу целиком на частные деньги — нашел инвестора, который вложился в бюджет проекта и помог вывести фильм на совершенно новый уровень. Есть ребята, которые уже делают свои мультимедийные выставки, создают видеоарт, сотрудничают с крупными государственными институциями. Наше направление молодое, поэтому совершенно уверен, что историй успеха будет много. Ребята еще успеют нас удивить!

Поступающим к нам на программу я рекомендую не терять времени: посещать театры, выставки, много смотреть кино и сериалов, читать современную литературу — тогда появится шанс стать частью большой индустрии и представить свое творчество мировой культуре.

Читайте также

Аспирантка получила специальную стипендию им. Е.Т. Гайдара

Дьяченкова Ольга, учащаяся в Аспирантской школе по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, получила специальную стипендия им. Е.Т. Гайдара.

От телесности к живописи: сайт-специфичность российской институциональной критики

Институциональная критика — художественное течение, возникшее в 1960-е годы. Именно тогда художники, кураторы и теоретики начали рефлексировать над природой художественной институции, ее назначением не только в масштабе искусства, но и в масштабе человечества. Многие из них пришли к выводу о необходимости реконфигурации ее модели взаимодействия с художниками, зрителями, рынком. Тимур Аллахвердиев рассказывает о том как эта практика была воспринята в Советском Союзе и России.

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт» и «Практики современного искусства». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Профиль бакалавриата

Экранные искусства

Сту­денты бакалаврского профиля «Экранные искусства» специализируются на работе с движущимся изображением: изучают историю и теорию кино, основы кинодраматургии, искусство режиссуры и монтажа.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.